О первом заседании кабинета министров ПНА в Газе

В рамках осуществления первых, пока еще чисто символических шагов в процессе примирения между контролирующим сектора Газа ХАМАСом и контролирующим Палестинскую национальную администрацию (ПНА) с центром в Рамалле ФАТХом 3 сентября правительство ПНА во главе со премьер-министром профессором Рами Хамдаллой провело специальное заседание в Газе. Это было первое заседания правительства ПНА в Газе после того, как 10 лет назад ХАМАС силой оружия захватил власть в Секторе. Собственно в этом и состоял основной смысл упомянутого заседания. ХАМАС принимал гостей из Рамаллы с царскими почестями, рассчитывая, что, помимо торжественных речей, на заседании правительства ПНА прозвучат и сообщения о неких конкретных шагах. В первую очередь, безусловно, ХАМАС был заинтересован в заявлении правительства  об отмене экономических санкций, введенных весной этого года председателем ПНА Махмудом Аббасом (Абу-Мазеном) против контролируемого ХАМАСом сектора Газа. Самыми тяжелыми из этих санкций для местного  населения стало резкое сокращение зарплат, которые ПНА выплачивает десяткам тысяч государственных служащих, и сокращение ПНА финансирования производства или приобретения в Израиле электроэнергии, потребляемой населениям сектора Газа – в результате этого электричество подается в жилые дома и в большинство общественных зданий, как правило, только 4 часа в сутки.

Однако на упомянутом заседании правительства ПНА не было объявлено об отмене санкций. Судя по всему, Абу-Мазен желает сохранить за собой этот доказавший свою эффективность инструмент давления на ХАМАС и не намерен торопиться с отменой санкций против сектора Газа, пока не будет достигнут конкретный сдвиг в двусторонних переговорах о примирении между ФАТХом и ХАМАСом. Причем он готов к примирению только на своих условиях. «Проблемы не решаются за один час, — сказал по этому поводу журналистам министр юстиции ПНА Али Махмуд Абу-Диак.

Исламистские палестинские организации – ХАМАС и «Исламский джихад» — выразили большое разочарование тем фактом, что санкции, введенные ПНА против сектора Газа, не были отменены в ходе торжественного заседания правительства ПНА. «Граждане должны ощутить на себе результаты примирения», — объявили эти организация, причем каждая в своем отдельном заявлении. Далее в упомянутых заявлениях было сказано, что «сам по себе тот факт, что правительство (ПНА – В.Ч.) не отменило санкций, представляет собой отрицательное явление на фоне положительной атмосферы примирения».

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, играющий центральную роль в процессе примирения между ФАТХом и ХАМАСом, выступил с речью, которая передавалась в прямой трансляции из Каира в ходе заседания правительства ПНА в Газе. «Взгляды всего мира устремлены на ваши усилия, направленные на достижение единства между всеми секторами палестинского народа», — сказал египетский президент, после чего призвал «палестинское правительство примирения привести дело к завершению раскола» (между палестинскими арабскими организациями – В.Ч.) и выразил надежду на то, что все палестинские организации объединятся для того, «чтобы служить палестинскому народу».

В своей речи А.Ф.ас-Сиси особо подчеркнул, что «Египет, вопреки всем трудностям, поддерживал палестинское дело, дело которое стоит во главе нашего порядка предпочтений и на встречах с мировыми лидерами, и на международных конференциях. (…) Я твердо верю, — сказал он, — что разногласия должны решаться внутри палестинского дома при поддержке арабских государств и что необходимо отвергнуть любую возможность иностранного (то есть неарабского – В.Ч.) вмешательства в этот вопрос».

А.Ф.ас-Сиси говорил также о том, что стороны понапрасну теряли время, конфликтуя между собой: «Все проиграли от раскола, кроме тех сил, которые использовали это (можно полагать, что под «теми силами, которые использовали это», в первую очередь подразумевается Израиль – В.Ч.). Нельзя тратить время попусту. История сведет счеты с тем, кто упускает возможность достижения мира. Египет будет на стороне палестинского народа ради лучшего будущего».

После того, как окончились торжественные речи, выяснилось, что ХАМАС, как и ФАТХ, не намерен отказываться от имеющихся в его распоряжении инструментов давления на оппонентов. В этом смысле весьма показательно, что в ответ на вопрос журналиста о будущем ракет, имеющихся на вооружении ХАМАСа, один из лидеров этой организации Исмаил Хания сказал, что «оружие сопротивления будет оставаться, покуда продолжается оккупация Палестины». Поскольку ХАМАС открыто не признает в принципе права еврейского государства на существование, под «оккупацией Палестины» в данном случае подразумевается именно существование Государства Израиль как такового.

Однако у ХАМАСа есть не только ракеты, но и вообще достаточно хорошо подготовленные вооруженные силы, именуемые «Бригадами Изз ад-Дин аль-Кассама». Именно они позволили ему 10 лет назад захватить контроль над сектором Газа. Естественно, ФАТХ заинтересован в рамках процесса примирения ликвидировать или поставить под свой контроль эту военную организацию. Однако, как было сообщено в арабских СМИ, выступающий в качестве посредника между ХАМАСом и ФАТХом глава Управления общей  разведки Халед Фаузи сказал председателю ПНА Абу-Мазену, что «нельзя вести обсуждение возможности того, что ХАМАС в секторе Газа полностью разоружится, пока процесс примирения между этой организацией и ФАТХом не будет полностью завершен, включая проведение выборов в секторе Газа и достижение решения палестинской проблемы с Израилем». Что конкретно подразумевается под формулировкой «решение палестинской проблемы с Израилем», сказать трудно, однако очевидно, что это нечто, что произойдет нескоро. На этом фоне представляется уместным упомянуть о том, что ранее Абу-Мазен объявил, что он «оптимистично настроен в отношении создания палестинского государства», однако при этом подчеркнул, что «это не произойдет в скором времени».

Создается впечатление, что о реальном примирении между ХАМАСом и ФАТХом речь не идет. Разногласия между этими двумя организациями слишком велики. Во всяком случае, среди израильтян распространено весьма устойчивое мнение, что общей у ХАМАСа и ФАТХа является только ненависть к евреям и к Израилю. Именно в этом смысле следует трактовать высказывание премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который заявил во вторник после короткого периода молчания поводу хода «процесса примирения» между ФАТХом и ХАМАСом: «Мы не примем видимости палестинского примирения за наш счет».

52.25MB | MySQL:103 | 0,458sec