О выходе США из соглашения по иранской ядерной программе

США не могут позволить Ирану получить ядерное оружие. С такими словами американский президент Дональд Трамп обратился к военачальникам во время встречи в Белом доме. Глава государства считает, что Тегеран не придерживается духа соглашения о мирном характере его ядерной программы. «Иранский режим поддерживает терроризм, распространяет насилие, кровопролитие и хаос по всему Ближнему Востоку. Поэтому мы должны положить конец продолжающейся агрессии Ирана и его ядерным амбициям», — подчеркнул Д.Трамп. Президент не стал отвечать на вопрос, какое решение он принял по вопросу выхода из соглашения по иранской ядерной программе (ИЯП), но пообещал, что это станет известно уже очень скоро, передает ТАСС.  Президент США Дональд Трамп собирается на следующей неделе объявить об аннулировании Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Об этом сообщила в четверг газета «Вашингтон пост» со ссылкой на свои источники. По их сведениям, американский лидер во время выступления расскажет, почему СВПД не отвечает национальным интересам Соединенных Штатов. Он также собирается заручиться поддержкой Конгресса США в этом вопросе. В этой связи необходимы некоторые уточнения.

  1. Вашингтон безусловно выходит из сделки по ИЯП. При этом Д.Трамп, скорее всего, не будет объявлять о выходе из нее официально или аннулировать, по выражению «Вашингтон пост».  Дело в том, что все последние по времени доклады МАГАТЭ в отношении соблюдения Тегераном условий сделки по ИЯП не дают никаких официальных предлогов для Белого дома сделать это именно в такой категоричной форме. В этой ситуации будет использован предлог «продолжающейся угрозы со стороны Ирана интересам национальной безопасности». Он позволяет вообще не объяснять никому, чем собственно иранцы угрожают этой «безопасности». При этом условия ресертификации (условно — повторного аудита соблюдения иранцами условий сделки по ИЯП) Госдепартаментом США истекают 15 октября. В этой связи с наибольшей долей вероятности американский президент по совету своих советников прибегнет к следующей обходной схеме. Он посоветует Госдепартаменту США не проводить процедуру ресертификации в установленный для этого крайний срок. Тем самым он автоматически подвешивает сделку по ИЯП, что запускает механизм принятия решений Конгрессом США в течение 60 дней по ужесточению санкций (или же их смягчению, что вообще нереально). При этом все эти шаги не считаются с точки зрения международного права выходом из сделки, она формально продолжает действовать, но фактически американцы безусловно ее блокируют и вводят новое ужесточение  санкций против Ирана.
  2. Таким образом, если реально оценивать ситуацию, то сделке по ИЯП в ее прежнем качестве остается жить не более десяти дней, и президент Д.Трамп основную тяжесть решения по этому вопросу переваливает на Конгресс, где по этому вопросу однозначно возбудятся демократы. Не выходя официально из режима сделки американцы вводят свой индивидуальный режим санкций в отношении Ирана. И в этой связи крайне интересна позиция основных международных игроков в лице  ЕС, России, КНР и Индии на такое решение в Вашингтоне.

Эта казуистическая система «не мытьем, так катаньем» добиться своего в общем-то американцам присуща была всегда, и долгие подготовительные разговоры в Вашингтоне о необходимости выхода из сделки по ИЯП в принципе основных международных игроков к такому сценарию внутренние подготовили. Про Москву и Пекин в данном случае говорить излишне, они безусловно останутся в стороне от американских инициатив и будут оппонировать такому решению. Дело в том, что в отличие от прежнего эпизода с наложением санкций на Иран, на сегодняшний день у США нет основного преимущества — отсутствует соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН, и ее точно не будет в новой редакции в среднесрочной перспективе. Это кардинальное отличие предыдущей санкционной истории в отношении Ирана от нынешнего положения дел, что безусловно сильно ослабляет позицию Вашингтона. Индию, которая на фоне сделки по ИЯП, начала активную экспансию на иранский рынок, такой вариант безусловно  обескураживает. Официально сделка продолжает существовать, но неофициально индийский бизнес рискует напороться на штрафы со стороны США в случае продолжения деловых контактов с иранскими структурами. Зная нынешний состав Конгресса, большая часть которого свято верит в то, что США по прежнему впереди планеты всей, можно сделать оправданный вывод о том, что пакет американских санкций в отношении Тегерана будет предельно жестким. Но в данном случае есть все основания полагать, что индийцы по-прежнему будут осваивать иранский рынок, и американцы закроют на это глаза. Прежде всего потому, что возбуждать сейчас какие-то шумные скандалы и штрафы в отношении серьезных структур индийского бизнеса Вашингтону сейчас просто не с руки. Индия, по оценке Белого дома, является ключевым компонентом их новой стратегии по Афганистану. Нью-Дели в этой ситуации может чувствовать себя относительно свободно в рамках своего экономического сотрудничества с Ираном. В противном случае при приминении американских  штрафных санкций афганская стратегия Вашингтона может треснуть в силу полного саботажа со стороны Нью-Дели и его автоматического крена в сторону Москвы. Про Пекин в данном случае говорить излишне, у США просто нет реальных возможностей повлиять на политику Китая просто в силу запредельной взаимосвязанности американской и китайской экономик. Затевать торговую войну с Пекином Д.Трампу сейчас невыгодно, несмотря на всю его соответствующую риторику. Некоторые американские эксперты в этой связи на полном серьезе замечают, что импичмент президента сейчас напрямую зависит от его действий именно на китайском направлении. Но основной вопрос в данном случае — это позиция ЕС.  Напомним, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини неоднократно подчеркивала, что СВПД принадлежит не США, а мировому сообществу. Она заверила, что Тегеран выполняет все условия сделки. Это безусловно артикуляция солидарной позиции, по крайней мере, основных стран ЕС, но одно дело  продекларировать, а другое дело подкреплять такие заявления делами. В этой связи рискнем предположить, что западноевропейский бизнес будет игнорировать все возможные негативные риски со стороны США только в случае, если Берлин и Париж четко гарантируют свою протекцию. А это уже вопрос политической воли европейских лидеров. В любом случае для России такой сценарий очередного примера мало продуманной политики США предельно выгоден. Он дает в руки Москвы солидный пропагандистский козырь; еще плотнее закрепляет Тегеран в рамках сложившегося сейчас регионального альянса, в том числе и в рамках предстоящих дискуссий в отношении будущего политического устройства Сирии, а также автоматически вызывает очень серьезное напряжение по линии ЕС-США. Бывший вице-президент США Джозеф Байден сообщил, что возможный выход Вашингтона из международного соглашения по иранской ядерной программе в итоге приведет к изоляции США, а не Ирана. Об этом он сказал недавно во время своего выступления в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований. Он напомнил, что соглашение с Ираном касается всех стран большой «шестерки» — России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии.«Единоличный выход из этой сделки не приведет к изоляции Ирана, он приведет к изоляции США», — цитирует бывшего вице-президента ТАСС. Поправим Дж.Байдена.  В данном случае речь о самоизоляции, если не считать Израиля и Саудовской Аравии. Причем последняя явно нервничает после военного успеха России в Сирии, что ставит под жирный вопрос вообще присутствие саудовцев там. И второе. Это будет моментом истины с точки зрения устойчивости системы атлантической солидарности, которую нынешняя администрация США постоянно подвергает испытаниям на прочность.

52.24MB | MySQL:103 | 0,459sec