О причинах снятия США экономических санкций с Судана

США приняли решение отменить экономические санкции в отношении Судана, введенные 20 лет назад. Об этом объявили в пятницу официальные лица администрации американского президента Дональда Трампа. При этом Судан останется в составляемом Госдепартаментом США списке стран, поддерживающих терроризм (!!!). Обосновывая данное решение, официальные лица подчеркнули на специальном брифинге, что Белый дом удовлетворен тем, что «правительство Судана продолжает добиваться прогресса в таких областях, как противодействие террористам и соблюдение прав человека». «Судан неоднократно выражал желание вернуться к нормальным отношениям с США, и теперь у него такая возможность появится», — отметил представитель администрации. В январе еще не покинувший пост президента Барак Обама распорядился временно снять финансовые ограничения в отношении Судана. Указывалось, в частности, что если правительство страны будет «поддерживать те позитивные действия, которые оно предпринимает на протяжении последних 6 месяцев», то физические и юридические лица в США «в целом смогут заключать сделки с лицами и организациями в Судане, а собственность правительства, находящаяся под американской юрисдикцией, будет разблокирована». Подчеркивалось и сотрудничество Хартума с Вашингтоном «в сферах борьбы с терроризмом и урегулирования региональных конфликтов».

Предполагалось, что в июле временная отмена санкций будет заменена на постоянную, но Д.Трамп дал еще 3 месяца своим помощникам для того, чтобы они пришли к окончательному решению. США впервые ввели санкционные меры против Судана в 1997 году за нарушения прав человека в стране и создание террористической угрозы. Они, в частности, включали в себя торговое эмбарго, а также блокирование активов правительства. В 2006 году Вашингтон расширил санкции, обвинив Судан в содействии насилию в Дарфуре. Напомним, что  в 2003 году из-за противоречий между арабизированным населением, которое опирается на поддержку Хартума, и повстанческими группировками местного населения вспыхнул конфликт. Число его жертв оценивается в 300 тыс. человек, около 2 млн были вынуждены покинуть свои дома.

В принципе отмена санкций со стороны США была предсказуема, об этом собственно уверенно говорили осведомленные эксперты всю прошлую и нынешнюю недели. Правда, при этом они называли 5 октября в качестве часа «х».  Кстати, все они практически однозначно утверждают, что Хартум в качестве уступки для реализации США  такого сценария  якобы даже готов восстановить свои дипломатические отношения с Израилем. И это очень интересно: в общем-то  традиционные исламисты с идеологией «Братьев-мусульман» готовы обменяться послами с извечным «сионистским врагом». Мы рискнем с таким оптимистичным сценарием не согласится, По крайней мере, пока такие отношения с Израилем не установили хотя бы таже Саудовская Аравия. Если же говорить более серьезно, то нынешние действия Вашингтона безусловно демонстрируют в данном случае классический пример американской практики в международных делах, которую надо охарактеризовать как смесь крайнего практицизма с цинизмом, что у нас еще называют политикой двойных стандартов. Но нынешняя администрация Белого дома вообще отличается от своих предшественников тем, что она более активно придумывает новые алогичные шаги в практике международного права для того, чтобы достигнуть необходимых себе результатов. После Судана весь мир будет наблюдать, например, как Вашингтон фактически выходит из сделки по Иранской ядерной программе (ИЯП), официально оставаясь в составе ее участников. Это все очень четко иллюстрирует нам тот факт, что даже подписанные американцами договора и соглашения абсолютно не дают никакой гарантии их выполнения.

В этой связи обратим внимание на основные пункты, которые заставили Вашингтон пойти на отмену экономических санкций против Судана. Правда, непонятно, как это будет сочетаться с тем фактом, что Судан будет по-прежнему находится в списке спонсоров международного терроризма. В этой связи отметим, что события в Дарфуре, которые собственно и послужили официальным поводом для введения санкций, в данном случае играли вторичную роль. Тем более, что официальные комментарии Госдепа США по поводу причин отмены санкций выглядят очень сильно неубедительными. Партизанская война в Дарфуре как шла, та и идет до сих пор.  Оппозиционные Хартуму повстанцы в лице Суданского освободительного движения (СОД) М.Минави (народность загава) и СОД-Нура (народность фур)  никаких серьезных шагов к прекращению своей борьбы не предпринимали. Как и часть Движения за справедливость и равенство (ДСР). То есть никаких реально серьезных подвижек в рамках процесса мирной консолидации в Дарфуре пока не наблюдается. Другими словами, прогресс в деле защиты прав человека (в стране, где президент находится под вердиктом Международного уголовного суда) в Судане, на который ссылаются в США, пока не проглядывается. Особенно на фоне постоянных арестов и депортаций лидеров структурированной оппозиции и гонений на тиражи и журналистов оппозиционных газет. Что же касается обвинений в спонсировании террористической активности, то безусловно Хартум никакого отношения уже давно к Усаме бен Ладену и «Аль-Каиде» (запрещена в России) не имеет. Суданцы уже давно не предоставляют «Аль-Каиде»  свою территорию для строительства заводов по производству химоружия, что собственно в реальности и послужило основной причиной введения экономических санкций со стороны США. Но при этом закрывают глаза на предоставление своей территории для транзита оружия ХАМАСу  в сектор Газа, а Катару  — в Ливию и Египет на Синай. А что делать с лагерями сильно «любимых» Д.Трампом египетских «братьев» на приграничной к Египту суданской территории, с которой они совершают рейды вглубь АРЕ? И в этой связи оставление Судана в официальном списке спонсоров терроризма при фактической инкорпорации Хартума в международную финансовую систему оставляет много вопросов относительно принципиальности подхода США к этой теме. Это как примерно сейчас в Сирии, где американцы стараются использовать в качестве сдерживающего Россию инструмента откровенных радикалов, которые находятся в их официальных «черных списках». То есть, если очень надо, то можно и с чертом подружиться.

В этой связи вопрос — а что надо Вашингтону от Хартума?

Первая причина — это крупнейший в Африке партнер США по вопросам безопасности. Если еще проще, то суданцы, которые обладают серьезными оперативными возможностями, являются первыми в очереди поставщиков агентурной информации об активности международных исламистских групп, например, «Аль-Каиды» и ИГ. Достаточно сказать, что об теракте «11 сентября» суданцы информировали ЦРУ за месяц до атаки, но их не послушали.  Теперь об этом в Лэнгли стараются не вспоминать, но зарубку сделали и додавили Д.Трампа на предмет снятия с Хартума экономического эмбарго.  Напомним, что еще в конце мая с.г. Д.Трамп  категорически отказывался снимать санкции с Судана. Но такое упрямство стало реально угрожать оперативным возможностям ЦРУ после того, как в прошлом месяце суданский президент Омар аль-Башир заблокировал  все каналы взаимодействия с ЦРУ и ФБР. И это на фоне того, что Лэнгли вообще хронически не хватает агентуры для освещения процессов в исламистском интернационале, в том числе и в глобальном движении «Братьев-мусульман», на которое Белый дом велел обратить ЦРУ сейчас основное внимание. Но президента США додавили не только ЦРУ и АНБ (в Хартуме располагается крупнейшая станция радиоразведки этого ведомства в Африке), но и Пентагон. А последний в данном случае отрабатывает просьбы своих серьезных связей в оружейных отечественных корпорациях, которые стали основными подрядчиками многомиллиардных контрактов в области ВТС с КСА. А тех в свою очередь об этом попросили из Эр-Рияда, который лоббируют снятие санкций с Судана уже несколько месяцев в силу стратегической роли Хартума в рамках усилий КСА в Африке,  по противостоянию экспансии Ирана на континенте и участия Судана в йеменском конфликте.  Добиться снятия санкций  суданскому президенту О.аль-Баширу пообещал лично наследный принц и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман, который и курирует весь спектр вопросов ВТС и безопасности с США. Давление на Вашингтон просаудовского лобби — вторая причина. А третья — это нынешняя фронда Южного Судана попыткам американцев диктовать тамошнему президенту С.Кииру линию поведения в рамках налаживания диалога  с внутренней оппозицией для достижения с ней консенсуса по разделу власти. В Вашингтоне в этой связи сейчас очень серьезно думают о введении санкций против Джубы. Тем более, что американские военные из Южного Судана уже были вынуждены перебазироваться в Уганду.  Таким образом, прежняя линия Б.Обамы по разыгрыванию карты  усиления  Южного Судана против Судана, что было обусловлено во многом лоббизмом афро-американского крыла тогдашнего Госдепартамента США в силу больше «черного расизма», нежели чем реальных соображений по эффективности  своей политики, теперь пересматривается самым серьезным образом.  И для этого усиливается уже Судан в противовес Южному Судану.

62.82MB | MySQL:102 | 0,572sec