Израильские отголоски северокорейской проблемы

Как ни странно, но Израиль и Северная Корея имеют гораздо больше точек пересечения, чем это может показаться на первый взгляд. Мало того, их совместный опыт является преимущественно негативным, что создает дополнительные основания для взаимной неприязни. На первый взгляд корни современного, кажущегося латентным, недовольства друг другом связаны с США. Израиль – традиционный американский союзник, который автоматически поддерживает подавляющее большинство шагов Вашингтона, особенно тех, что лежат за пределами Ближнего Востока и интересов израильской безопасности. КНДР – американский противник. Уже это принципиальное отличие во внешнеполитических ориентирах формирует основу для разногласий.

Отсюда вытекает и риторика представителей израильского правительства. С разной долей аллармизма в голосе, премьер-министр Израиля неоднократно заявлял об опасности Пхеньяна. В начале сентября МИД страны распространил заявление, в котором осудил северокорейские ядерные испытания. В тексте пресс-релиза говорилось: «Северная Корея должна соблюдать все резолюции Совета Безопасности по этому вопросу и воздерживаться от испытаний и разработки оружия массового уничтожения и систем его транспортировки. Только четкий международный ответ позволит предостеречь другие государства от аналогичных действий». Дальше всех в этом вопросе зашел министр обороны А.Либерман, который еще в апреле назвал Ким Чен Ына безумцем.

Вместе с тем для нынешнего израильского правительства критика КНДР все же не простое проявление поддержки США, а желание устранить препятствие, которое мешает Дональду Трампу полностью сосредоточиться на борьбе с Тегераном. Даже в приведенным выше комментарии МИД под «четким ответом» заметно желание подчеркнуть роль Вашингтона, а под «другими государствами» явно подразумевается Иран. Этот элемент американо-израильских отношений эксперты обозначили особенно после выступления Биньямина Нетаньяху на Генеральной Ассамблее ООН. Тогда американский президент в порядке важности охарактеризовал две главные угрозы – северокорейскую и иранскую. Биньямин Нетаньяху с этим молча согласился.

В глазах Пхеньяна Израиль –  это еще и ядерная держава, с амбициями которой все смирились. Не зря, угрожая наказать руководителя партии «Наш-дом Израиль» за его слова, северокорейский лидер подчеркнул: «Израиль стал единственной страной на Ближнем Востоке, которая незаконно получила ядерные технологии при помощи США». Это обстоятельство стало началом пропагандисткой войны между государствами, вышедшей на новый уровень.

На минувшей неделе прямое противостояние США и косвенная борьба с Израилем получила продолжение. Начиная со среды, северокорейская пресса стала публиковать материалы, в которых заявлялось, что американские планы по увеличению военного бюджета и использованию постоянной военной базы в Израиле перевернут Ближний Восток. Новость об опасности американского присутствия на авиабазе в Негеве, как о новом сигнале глобальных амбиций противника, стала первым выпадом Северной Кореи в адрес США, который касался именно ближневосточной стратегии Дональда Трампа и его особых отношений с Израилем. Ранее критика последнего сводилась преимущественно к нарушению прав палестинцев и наличию своего ядерного потенциала.

Обращение к военной составляющей американо-израильской опасности с особым акцентом именно на Израиле может быть продиктовано двумя обстоятельствами. У КНДР есть причина свести счеты с ближневосточным государством за прошлое. В ее основе лежит израильская операция 10-летней давности, носившая название «Фруктовый сад». Реализуя ее, в 2007 году Израиль уничтожил предполагаемый ядерный реактор в Аль-Кибар. А в его строительстве Сирии оказывала поддержку Северная Корея. Любопытно, что именно связи Дамаска и Пхеньяна насторожили тогда израильские спецслужбы и позволили вычислить расположение объекта. Еще в 2001 г. израильская военная разведка сделала предположение, что на встречах стороны обсуждают ядерное вооружение.

Спустя почти три года схожие сведения получили американские разведывательные службы. Тогда же в 2004 г. в северокорейском городе на границе с Китаем взорвался грузовой поезд, в котором находились радиоактивные вещества и несколько сирийских технических специалистов. По одной из версий за взрывом стоял разведка Израиля. В этой связи, как полагают американские эксперты, в американском присутствии на израильской базе Пхеньян больше опасается последнего, т.е. Израиль. Уже сейчас есть сведения, что государство перехватывает не только опасные грузы в регион из Ирана, но и из КНДР.

Есть, пожалуй, еще одна причина, позволяющая КНДР недолюбливать Израиль. Она заключается в попытках Южной Кореи заимствовать израильский опыт противоракетной обороны. Эта идея находит с своих сторонников среди американских экспертов, ищущих способ помочь Сеулу, ведь по последним данным, опубликованным учеными из США в конце текущей недели, Пхеньян имеет порядка 25 ядерных боеголовок. Предполагается, что вопрос переноса опыта ближневосточного государства в Южную Корею обсуждается и на переговорах представителей государств. Но израильские военные специалисты настроены скептически. Основная причина, по которой они не советуют вести работу на установкой аналога «Железного купола» в Южной Корее – размер страны, практически в пять раз превышающей территорию Израиля. Этот факт делает соотношение финансовых издержек и результата нерелевантным для Сеула.

Прогнозировать в этих условиях переход разногласий Израиля и КНДР на новый уровень пока не приходится. В отличие от Тегерана, Пхеньяну гораздо сложнее создать для государства реальную угрозу существованию. А вот в расстановку сил между Израилем и его противниками Северная Корея может вмешаться, не зря еще в конце 1980-х она заявила о поддержке палестинцев и территориальной принадлежности Голан Сирии, а в прессе неоднократно появлялись сведения о новых переговорах по поставкам оружия.

52.24MB | MySQL:103 | 0,453sec