О военной ситуации в Сирии (30 сентября – 7 октября 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 55 нарушений режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинции Дамаск, хотя там формально в Восточной Гуте действует режим зоны деэскалации. Это примерно в два раза ниже показателя предыдущей недели (122).

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Дейр эз-Зор, Идлиб, Хама, Хомс.

6 октября Минобороны РФ сообщило о вынужденной посадке в Сирии российского вертолета Ми-28Н. Огневого воздействия по машине не было.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Дейр эз-Зор, Идлиб, Хама, Хомс.

1 октября Минобороны РФ сообщило о гибели в Сирии в провинции Хама полковника Валерия Федянина. До командировки в Сирию он командовал 61-й отдельной Киркинесской бригадой морской пехоты Северного флота. Он стал 39-м военнослужащим российской армии, погибшим, по официальным данным, в Сирии.

5 октября Минобороны РФ сообщило, что подводные лодки Черноморского флота «Великий Новгород» и «Колпино» нанесли удары из акватории Средиземного моря 10 крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по целям боевиков ИГ в провинции Дейр эз-Зор в районе г.Аль-Маадин. Это сообщение вряд ли соответствует элементарной арифметике. Ранее эти же лодки уже нанесли два удара, выпустив по 3 и 7 ракет соответственно. Данные о боезапасе по части крылатых ракет лодок данного проекта открытые источники уже давно сообщили.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На западе провинции Алеппо 2 октября вспыхнули ожесточенные бои между группировкой «Тахрир аш-Шам» и бригадой «Ибн Тамима» после того, как последняя приняла решение выйти из «Тахрир аш-Шам». «Ибн Тамима» контролирует город Дар аль-Изза.

В провинции Дамаск в столичном квартале Аль-Мидан 2 октября был совершен тройной теракт. Сначала была подорвана заминированная автомашина, затем взрывные устройства привели в действие два боевика-смертника. В результате теракта погибли по меньшей мере 15 человек.

Там же в ходе боев в Восточной Гуте 1 октября в результате взрыва внутри командного пункта боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» в квартале Джобар погибли до 100 боевиков.

В Восточной Гуте 3 октября сирийские войска вели бои против формирований группировки «Джейш аль-Ислам» в районе Хавш аз-Завахира. В ходе боев был уничтожен видный полевой командир этой группировки Рами Хасан Незга (боевой псевдоним – Абу Васим).

На юго-востоке провинции 3 октября на границе с Иорданией установлен контроль над пограничными пунктами 191 — 195.

Там же к 5 октября под контроль сирийских войск перешли пограничные пункты номера 196 — 204 на границе с Иорданией.

В провинции Хомс 1 октября внезапным ударом боевики ИГ овладели городом Аль-Кариатайн со значительной частью христианского населения. Большую роль при этом сыграли т.н. спящие ячейки ИГ, то есть его агентура. ИГ в первый раз овладело этим городом в августе 2015 г., однако в апреле 2016 г. сирийские войска при поддержке ВКС России выбили джихадистов оттуда.

В той же провинции в районе города Ас-Сухна 2 октября беспилотный летательный аппарат неизвестной принадлежности нанес удар по позициям ливанского движения «Хизбаллла». В результате удара погибли 8 бойцов, свыше 20 получили ранения.

На востоке провинции к 3 октября после упорных боев с боевиками ИГ были освобождены деревни Аль-Казимия аш-Шамали, Рабиа и Макизаль, что к северо-востоку от г.Джабб аль-Джарра.

К 6 октября сирийские войска полностью контролировали восточные районы провинции Хомс, однако судьба г.Аль-Кариатайн оставалась к этой дате неизвестной.

В провинции Ракка к 1 октября формирования «Сил демократической Сирии» (СДС) контролировали 90% территории одноименного города. 1 октября они штурмовали одну из городских больниц, ставшую одним из последних очагов сопротивления боевиков ИГ. 2 октября шли бои за квартал Ан-Нахда, где располагались основные «ведомства» ИГ, и в частности, штаб-квартира ее службы безопасности

На востоке провинции Хама 1 октября боевики ИГ внезапной атакой попытались восстановить утраченный ранее контроль над г. Ас-Суха. Их атака была отбита.

На юго-востоке провинции Дейр эз-Зор сирийские войска в течение 3 и 4 октября вели наступление в направлении на г,Аль-Маадин. К исходу 3 октября они находились на рубеже в 25 км от города.

6 октября сирийские войска ворвались в г.Аль-Маадин.

2 октября группировка «Тахрир аш-Шам» сообщила, что главарь ее военного крыла Абу Джабер аш-Шейх «подал в отставку». Его место  занял Абу Мухаммад аль-Джулани, занимавший до этого пост заместителя Абу Джабера аш-Шейха. Последний возглавил Маджлис аш-Шура (Консультативный совет) организации.

4 октября Минобороны РФ объявило, что в результате авиаудара по целям ИГ в провинции Дейр эз-Зор, нанесенного накануне, были уничтожены до 12 полевых командиров группировки «Тахрир аш-Шам»,  а ее военный главарь Абу Мохаммад аль-Джулани получил тяжелые ранения. Это заявление было тут же опровергнуто в коммюнике группировки.

В тот же  день Минобороны РФ фактически признало наличие проблемы у г.Аль-Кариатайн в провинции Хомс, утверждая, что была предпринята попытка захвата высот, окружающих город. Согласно СМИ, близким к Дамаску, на самом деле этот город был захвачен боевиками ИГ 1 октября, и по состоянию на 4 октября был блокирован сирийскими войсками.

В течение 3 и 4 октября развивалась история с якобы происшедшим в Сирии пленением боевиками ИГ двух российских военнослужащих. В итоге военнослужащие не подтвердились, но подтвердилось в очередной раз присутствие в Сирии российских частных военных компаний.

3 октября красноречивое признание сделал министр обороны Израиля Авигдор Либерман, которому не откажешь в знании ситуации в Сирии. По его словам, президент Сирии Башар Асад вышел победителем из войны в САР. «Я констатирую, что образовалась длинная очередь стран, которые аплодируют Асаду, в том числе западные страны и страны с умеренными суннитскими режимами. Сейчас весь мир хочет быть с Асадом», — сказал он.

6 октября стали известные новые детали сделки специализирующейся в производстве цемента франко-швейцарской группы «Лафардж» с ИГ. Следствие на этот счет ведет прокуратура Парижа. По имеющимся данным, за право работать на сирийской территории эта группа фактически платила «отступные» ИГ, тем самым финансируя эту группировку.

«Лафардж» в октябре 2010 г. в Сирии ввела в строй завод в Джалабие на севере страны, инвестировав в этот проект 680 млн долларов. В 2013 г. контролировать этот регион стало ИГ. Но в отличие от других французских компаний, включая «Тоталь», ушедших из Сирии, «Лафардж» приняла решение остаться там любой ценой, даже ценой «сделки с шайтаном». Бывшие функционеры компании утверждают, что негласно это решение было поддержано Парижем. Есть данные, что для обеспечения безопасности своего персонала группа платила через посредника ИГ ежемесячно до 100 тысяч долларов. Ответный жест «благодарности» Абу Бакра аль-Багдади — в ИГ с мая 2014 г. действовал циркуляр, предписывавший не чинить препятствия грузам компании на блок-постах джихадистов. 29 июня 2014 г. была зафиксирована даже встреча между главарями ИГ и руководством службой безопасности компании. «Лафардж», слившаяся в 2015 г. со швейцарской группой «Хольсим», уже лицемерно выразила «сожаление и осудила неприемлемые ошибки, совершенные в Сирии». А что же «борец» с терроризмом, каким мнит себя официальный Париж? Надо отдать должное в данном случае французскому правосудию, которое действительно может считаться по настоящему независимым.

52.19MB | MySQL:103 | 0,489sec