Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2017 года)

В сентябре 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке значительно осложнилась, что связано с подготовкой и проведением 25 сентября референдума о независимости Иракского Курдистана (ИК). При этом центральные власти в Багдаде и руководство курдской автономии заняли диаметрально противоположные позиции по вопросу плебисцита. Напряженной оставалась и ситуация в сфере безопасности, несмотря на успехи проправительственных сил в борьбе с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В целом же Ирак продолжает находиться в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого пока отчетливо не просматриваются. Этому в значительной степени препятствует раскол политической элиты Ирака на конфликтующие группировки, серьезные противоречия в иракском обществе. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака основное внимание, как и прежде, уделяло вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь, военно-технической и военной. Кроме того, как федеральное правительство в Багдаде, так и власти курдской автономии в Эрбиле всячески пытались заручиться внешней поддержкой своих действий и намерений в связи с референдумом о независимости ИК.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке оставалось очень сложным и нестабильным. В минувшем месяце военные действия против боевиков ИГ велись преимущественно в северных провинциях и на западе страны.

В сентябре в Ираке уровень террористической активности боевиков различных экстремистских группировок возрос, однако число крупных терактов оставалось небольшим. Наиболее крупные из них были совершены 2, 14 и 17 сентября. Крупнейшим за последние месяцы стал теракт, совершенный 14 сентября на юге страны в провинции Ди-Кар, когда погибли 84 и пострадали 93 человека. Ответственность за это преступление взяло на себя ИГ.

В прошедшем месяце турецкие ВВС значительно повысили свою активность в воздушном пространстве на севере Ирака. Авиаудары по объектам боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена) на иракской территории наносились 4, 19, 21, 23, 26, 27 и 30 сентября.

23 сентября турецкий парламент одобрил запрос правительства о продлении на год полномочий национальных вооруженных сил на проведение операций в Сирии и Ираке. Срок действующих полномочий истекает 30 октября. В соответствии с выданным мандатом турецкая армия имеет возможность проводить боевые операции за пределами страны, в Сирии и Ираке. Также мандат позволяет размещать на территории Турции воинские контингенты и военные базы иностранных государств, которые оказывают поддержку вооруженным силам республики или заняты в этих трансграничных операциях.

Правительственные войска Ирака и союзные им силы в сентябре вели боевые действия против оставшихся на территории республики вооруженных формирований ИГ главным образом на севере страны и в западной провинции Анбар.

Тем временем сложная обстановка сохраняется в крупнейшем городе на севере Ирака – Мосуле. Город в целом контролируется правительственными войсками, однако здесь продолжают скрываться многочисленные боевики «Исламского государства». Они используют в качестве укрытий городские руины, туннели, канализационные коллекторы и др. Периодически боевики совершают вылазки, нападая на военных и сотрудников служб безопасности.

В середине сентября иракские правительственные силы в основном завершили подготовку к наступательной операции с целью освобождения от боевиков ИГ города Эль-Хувейджа и прилегающего к нему района на юго-западе провинции Киркук, а также позиций джихадистов на правом берегу реки Тигр в районе города Эш-Ширкат (провинция Салах-эд-Дин). Руководителем операции назначен генерал-лейтенант А.В.ас-Саади, командующий иракскими контртеррористическими силами. Отметим, что А.В.ас-Саади «сыграл важную роль в командовании операциями иракских контртеррористических сил против боевиков ИГ в Мосуле».

21 сентября иракские правительственные силы начали наступление на позиции боевиков ИГ в районе Эль-Хувейджа. Как было объявлено в Багдаде, на первом этапе операции в задачу военных входит возвращение контроля над районом города Эш-Ширкат к северу от Эль-Хувейджи. Всего к участию в операции по освобождению Эль-Хувейджи командование ВС Ирака задействовало примерно 40 тыс. военнослужащих армии и федеральной полиции (аналог внутренних войск), сил быстрого реагирования МВД, а также шиитских ополченцев из «Аль-Хашд аш-Шаабий» и суннитских ополченцев из местных племен. Действия наземных сил активно поддерживает авиация западной коалиции во главе с США, ВВС и армейская авиация Ирака.

Командование курдских сил пешмерга подписало соглашение с ВС Ирака об участии в операции по освобождению Эль-Хувейджи. Согласно достигнутой договоренности, формирования пешмерга открывают проходы для частей иракской армии в районах южнее Киркука, которые контролируются курдами, а также организуют в этом регионе «коридоры безопасности» для местного населения, выходящего из Эль-Хувейджи. Непосредственное участие курдских сил в боевых действиях ограничено «артиллерийской поддержкой». В соглашении отдельно указывается, что бойцы пешмерга «не должны покидать мест своей нынешней дислокации и направляться в район боев близ Хувейджи».

В первые дни наступления правительственные силы освободили от противника ряд населенных пунктов.

29 сентября в Багдаде объявили о начале нового этапа операции по выдворению боевиков ИГ из Эль-Хувейджи. По словам премьер-министра Ирака, верховного главнокомандующего ВС страны Х.аль-Абади, цель кампании — освободить от боевиков весь регион к западу от Киркука. По состоянию на 30 сентября иракские военные сообщили об освобождении около 30 деревень на подступах к Эль-Хувейдже.

Высокую активность боевики ИГ проявляли в минувшем месяце в северной провинции Салах-эд-Дин. Так, ими было совершено несколько нападений на транспортные конвои на дороге из Багдада в Мосул. Атакам подверглись блокпосты федеральной полиции в Тикрите: в результате подрывов заминированных автомобилей и атак штурмовых групп «ингимаси» погибли и получили ранения десятки полицейских и гражданских лиц. Группа смертников ИГ атаковала 27 сентября иракских военных рядом с АЗС в городе Балад.

Военные и силы безопасности продолжали проводить рейды в поисках «спящих ячеек» джихадистов в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада.

Интенсивные боевые действия между правительственными силами и боевиками ИГ велись в западной провинции Анбар. Как отмечают военные наблюдатели, именно в Анбаре «сейчас сосредоточены основные базы ИГ. По данным разведки, они включают в себя и сеть подземных бункеров и тоннелей, и, по всей видимости, именно здесь скрывается руководство этой группы, включая и Багдади. Вопрос контроля над Анбаром ключевой с точки зрения перспектив возникновения реальной партизанской войны со стороны ИГ. За кого встанет эта провинция в этом случае, будут зависеть и ее перспективы. Это прекрасным образом продемонстрировал печальный опыт «Аль-Каиды» в начале 2000 годов».

В начале сентября представители контртеррористической коалиции во главе с США обсудили с главами суннитских племен провинции Анбар ход борьбы против ИГ. Переговоры прошли на авиабазе Айн аль-Асад. Сообщается, что стороны затронули «вопросы безопасности и подготовки племенного ополчения и иракских военных к освобождению городов Ана, Рава, Эль-Каим, находящиеся под контролем террористов». Представитель США подтвердил готовность Вашингтона оказать поддержку иракским силам с воздуха, а также путем подготовки и вооружения бойцов ополчения.

16 сентября правительственные силы Ирака начали очередное наступление на позиции ИГ в провинции Анбар. В нем задействованы армейские подразделения, шиитские ополченцы «Аль-Хашд аш-Шаабий» и погранвойска. В их задачу входило освобождение местечка Акашат в 20 км от границы с Сирией и территории вокруг него от экстремистов. Этот населенный пункт расположен на трассе, ведущей к Эль-Каиму — одному из последних форпостов джихадистов на границе с САР. В Акашате сосредоточены склады вооружения ИГ, лагеря подготовки боевиков, в том числе смертников, «фабрики» по производству самодельных взрывных устройств. В этот же день правительственные силы полностью освободили от противника район Акашат.

19 сентября правительственные силы Ирака начали 19.09 наступление на удерживаемый террористами ИГ город Ана на границе с Сирией и 21 сентября освободили его.

В районе административного центра провинции Анбар города Рамади в последнее время вновь активизировались отряды боевиков ИГ, которые совершили 27 сентября нападение на город (отряд примерно в 200 боевиков), взяв в заложники не менее 30 полицейских. Ожесточенные бои между джихадистами и иракскими военными и ополченцами «Аль-Хашд Аш-Шаабий» велись к западу и востоку от Рамади.

Иракское правительство вернуло контроль над 90% территории страны, захваченной боевиками ИГ, заявил 11 сентября представитель премьер-министра Ирака С.аль-Хадиси. Согласно данным правительства, в освобожденные от боевиков районы уже вернулись более 2,2 миллиона беженцев.

Силы коалиции во главе с США «близки к уничтожению» в Ираке боевиков ИГ, заявил 18 сентября командующий ВВС США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии генерал Дж.Харригиан,

Вместе с тем, боевики «Исламского государства» продолжают активно действовать на севере, западе и некоторых других районах Ирака, совершая регулярные нападения на проправительственные силы и различные инфраструктурные объекты.

По состоянию на 1 октября, основными районами вооруженного противостояния проправительственных сил с боевиками ИГ оставались район Эль-Хувейджи в провинции Киркук, отдельные районы провинции Салах-эд-Дин, и часть провинции Анбар, особенно местность по правому берегу реки Евфрат. Джихадисты продолжают контролировать здесь города Эль-Каим, и Рава, а также некоторые участки границы с Сирией. Действуют боевики и в некоторых районах провинций Найнава, Салах-эд-Дин и Дияла.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В прошедшем месяце основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в провинциях Найнава (в районе Эль-Хувейджи) и Анбар.

Заметную, а на некоторых участках важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет авиация США и их западных союзников по международной антитеррористической коалиции. По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В минувшем месяце в нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимали участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Иордании и Дании.

Авиация международной коалиции продолжает наносить удары преимущественно по живой силе боевиков, учебно-тренировочным лагерям, артиллерийским позициям, командным пунктам, тыловым и инфраструктурным объектам. Авиаудары наносились на севере Ирака вблизи городов Талль-Афар, Эль-Хувейджа, Кайяра, Туз-Хурмату, Синджар и Башир; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Рава, Эль-Каим, Аль-Асад, Ана, Эр-Рутба, Эль-Хадита, Багдади, Рамади, Эль-Фаллуджа); в районе городов Байджи и Самарра в провинции Салах-эд-Дин. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Активно ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 30 сентября 2017 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 12090 ударов, в том числе в сентябре – 267 ударов (в августе – 291). Для сравнения отметим, что в Сирии в минувшем месяце авиация западных союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам 1266 ударов (в августе — 1456).

В минувшем месяце основные усилия авиации западной коалиции в Ираке были направлены на оказание поддержки с воздуха войскам, участвовавшим в боях против боевиков ИГ в районе Эль-Хувейджи. Наибольшее число авиаударов ВВС коалиции нанесли в районе городов Эль-Хувейджа (123, или 46%), Рава (53), Эль-Каим (35), Байджи (15) и Эр-Рутба (6).

Авиация западной коалиции в минувшем месяце не понесла боевых потерь в ходе действий против боевиков «Исламского государства» на территории Ирака.

По словам американского генерала Дж.Харригиана, по мере приближения победы над ИГ будет меняться и роль американских ВВС в осуществляемой коалицией операции «Непоколебимая решимость» в Ираке и Сирии. Упор будет делаться на воздушную разведку при сохранении возможности быстрого нанесения авиаударов по отдельным группам боевиков.

В условиях продолжающейся войны с экстремистами из ИГ иракское правительство прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на некоторый прогресс, в целом все еще остается низкой. Это же можно сказать и о морально-психологическом состоянии основной массы солдат и офицеров. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и политический кризис в стране, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку США. Эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

Американские вооруженные силы располагают на иракской территории несколькими военными базами с инструкторами по боевой подготовке и советниками, консультирующими иракские правительственные силы в операциях по освобождению находящихся под контролем «Исламского государства» районов.

В сентябре американский генерал Пол Франк был назначен новым командующим операцией «Непоколебимая решимость», проводимой западной коалицией во главе с США против «Исламского государства» в Ираке и Сирии, вместо генерала Стивена Таунсенда, который руководил операцией с 21 августа 2016 года.

Власти Ирака разместили 1400 жен и детей предполагаемых боевиков ИГ в лагере к югу от Мосула. Среди размещенных в лагере есть выходцы из России, Турции, Средней Азии и стран Европы.

В сентябре 2017 года внутриполитическая обстановка в Ираке во многом определялась ситуацией вокруг курдской автономии – подготовкой и проведением 25 сентября референдума о независимости региона Курдистан и территорий, находящихся под контролем курдских властей.

Власти Иракского Курдистана с начала сентября развернули активную деятельность по подготовке референдума о независимости как на территории автономии, так и за ее пределами. При этом особое внимание уделялось разъяснению необходимости проведения плебисцита именно в данный момент, подвергалась жесткой критике политика багдадских властей по отношению к курдам на всем протяжении истории Ирака, особенно в период после свержения в 2003 г. режима С.Хусейна. В то же время в Эрбиле постоянно подчеркивали, что Иракский Курдистан готов к сотрудничеству и координации с Багдадом с целью искоренения терроризма и открыт к диалогу. Так, 22 сентября курдский лидер М.Барзани подтвердил готовность своего правительства перейти к всесторонним переговорам с центральными властями Ирака о «новой форме отношений», но лишь после референдума о независимости. Власти ИК также постоянно заявляли, что курдские вооруженные формирования пешмерга продолжат сотрудничество с иракскими военными в борьбе с террористическими группировками в Ираке, а вооруженное противостояние между иракской армией и пешмерга после референдума о независимости исключено.

5 сентября официально стартовала агитационная кампания перед референдумом, которая завершилась 22 сентября.

Президент Иракского Курдистана М.Барзани заявил 5 сентября, что Багдад должен принять отделение Курдистана, поскольку иракское правительство не признает принципа партнерства. «Мы хотим расстаться с Ираком через диалог. Мы не рассматривали военное решение. Мы надеемся достичь соглашения с Багдадом касательно границ, воды и неба. Наши переговоры с ним не связаны с бюджетом, зарплатами и постами, но нам нужно стать двумя хорошими соседями», подчеркнул курдский лидер.

Что касается своей политической карьеры после референдума, то М.Барзани заявил, что он не будет выдвигать себя на всеобщих выборах в ИК в ноябре 2017 года. В частности, он отметил: «В 1962 году, когда я был молод, я взял оружие. Моя цель состояла в том, чтобы моя нация получила независимость. Когда мы достигнем этой цели, я уйду из политики».

Эксперты называют три основные причины, которые побудили руководство ИК пойти на референдум о независимости региона. Первое – это то, что «курдская политическая элита скептически относится к возможностям багдадских политиков создать в стране стабильную политическую систему и прекратить конфликт», продолжающийся в Ираке уже много лет. Ко второй причине относят «шаткость внутриполитического положения самого Барзани. Президентские выборы в автономии, которые должны были состояться в октябре 2015 года, были отложены по причине войны против ИГ». В курдских провинциях существует сильная оппозиция клану М.Барзани со стороны Патриотического союза Курдистана (ПСК), партии «Горран» и «Исламской группы Курдистана» (ИГК), что во многом связано с коррупцией и кумовством вокруг М.Барзани. «Не исключено, что одним из мотивов проведения референдума является намерение отвлечь внимание курдов от авторитарного правления Барзани» и многочисленных экономических проблем в регионе. К третьей причине относят намерение властей в Эрбиле «закрепить в составе Курдистана спорные территории и, прежде всего, Киркук, откуда идет треть экспортной нефти автономии».

9 сентября М.Барзани заявил, что Киркук (спорный район между Эрбилем и Багдадом) является курдской территорией, и курды готовы защищать его от любых угроз. М.Барзани пообещал использовать силу в случае попыток сорвать проведение референдума о независимости автономного района. Об этом он заявил во время посещения Киркука. По имеющейся информации, накануне референдума о независимости курдские вооруженные формирования пешмерга усилили свое присутствие в районе Киркука и на других спорных с Багдадом территориях.

Что касается будущих границ курдского государственного образования, М.Барзани заявил, что в случае непризнания Багдадом итогов референдума о независимости Иракского Курдистана, курды на севере Ирака сами «очертят свои границы».

15 сентября курдский региональный парламент начал свою первую сессию после двухлетнего перерыва и одобрил проведение референдума о независимости в автономном регионе 25 сентября. В сессии приняли участие 73 из 111 депутатов. Партии «Движение за перемены» («Горран») и ИГК заявили, что не будут присутствовать на заседании.

Референдум является инструментом для достижения естественного права на независимость Курдистана, но проведение плебисцита в условиях многочисленных кризисов является «опасным шагом», говорилось в совместном заявлении партии «Горран» и ИГК. Две оппозиционные партии отказались участвовать в Совете высокого референдума, который призвал к голосованию. Раньше они утверждали, что такое голосование должно иметь мандат парламента, а возглавляемый партией Совет высокого референдума не является легитимным органом для принятия такого решения. «Горран» и ИГК считают, что после того, как в Курдистане созреет единство, улучшатся межпартийные отношения, восстановятся правовые институты, улучшатся условия жизни людей, — только тогда следует готовиться к референдуму, «который позволит следовать независимости и уменьшит вероятность опасности».

21 сентября власти ИК официально объявили о проведении референдума о независимости в ранее намеченные сроки — 25 сентября поскольку «альтернатив этому получено не было».

23 сентября проживающие за пределами Ирака курды получили возможность проголосовать на референдуме о независимости Иракского Курдистана.

Власти курдской автономии объявили выходным 25 сентября.

24 сентября, за день до референдума, ИГК  объявила, что присоединяется к остальным партиям Курдистана, и будет голосовать за независимость. Однако, несмотря на поддержку плебисцита, партия повторила, что по-прежнему считает, что «текущий этап, как на местном, так и на международном уровне, не предназначен для проведения голосования». Руководство «Горран» также разрешило своим членам голосовать на референдуме.

Власти и арабские политические силы Ирака прилагали значительные усилия с целью воспрепятствовать проведению курдского референдума о независимости или, по крайней мере, отложить его на более поздний срок.

Палата представителей (парламент) Ирака проголосовала 12 сентября против проведения референдума о независимости ИК, причем депутаты курдских фракций покинули зал заседания. Парламентарии обязали премьер-министра страны Х.аль-Абади «принять все возможные меры для сохранения единства Ирака и начать серьезный диалог для урегулирования нерешенных разногласий». Спикер парламента С.аль-Джабури отметил, что итоги голосования подтверждают стремление депутатов сохранить Ирак единым. В Эрбиле же заявили, что решение парламента Ирака по референдуму о независимости ИК не является обязательным для исполнения, а М.Барзани призвал иракский парламент пересмотреть свою резолюцию по референдуму.

Х.аль-Абади обратился 12 сентября к руководству Иракского Курдистана с призывом начать прямые переговоры по выходу из кризиса. Он призвал курдское власти приехать в Багдад, чтобы начать диалог, указав, что референдум «не отвечает интересам курдов».

13 сентября глава иракского правительства заявил, что руководство страны не позволит провести референдум о независимости в курдской автономии, так как это может привести к расчленению Ирака. Аль-Абади призвал население курдской автономии бойкотировать референдум, подчеркнув, что его проведение станет началом новых проблем в регионе. «Мы отвергаем политику свершившихся фактов, навязываемую силой с одной стороны, и еще раз заявляем о необходимости единства и диалога», — отметил премьер-министр.

Парламент Ирака проголосовал 14 сентября за отстранение от должности губернатора провинции Киркук курда Н.Карима. В ответ Н.Карим заявил, что «парламент не может отстранить его от должности», так как он был избран Советом провинции Киркук. Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади также выступил за отставку губернатора провинции Киркук, призывавшего к проведению референдума о независимости совместно с голосованием в курдской автономии.

16 сентября иракский парламент объявил об увольнении со своего поста президента Ирака Ф.Маасума (курда), обвинив его в нарушении присяги из-за демонстрации поддержки референдума о независимости Иракского Курдистана. «В связи с тем, что статья 61 конституции Ирака не дает парламенту полномочий увольнять президента, мы намерены направить апелляцию в Федеральный суд», — заявили в ответ курдские парламентарии.

Х.аль-Абади 16 сентября объявил о готовности к военному вмешательству в случае, если референдум о независимости ИК приведет к эскалации насилия. По словам премьера, если в отношении иракского народа будет незаконно применяться сила, Багдад готов к «военному вмешательству». Одновременно Х.аль-Абади подчеркнул, что никогда не откажется от переговоров с Эрбилем.

18 сентября по запросу премьер-министра Х.аль-Абади Верховный суд Ирака признал решение курдского руководства о референдуме неконституционным и постановил приостановить проведение намеченного на 25 сентября голосования о независимости Иракского Курдистана.

В этот же день Совет национальной безопасности (СНБ) Ирака выступил против референдума о независимости в ИК, так как он «противоречит Конституции Ирака». «Также референдум представляет угрозу для национальной безопасности и социальной структуры Ирака». Одновременно СНБ призывал решать проблемы путем диалога и «не создавать угрозу безопасности Ирака».

23 сентября делегация представителей Иракского Курдистана прибыла в Багдад, где провела встречи с представителями различных политических партий и движений Ирака, однако глава правительства Х.аль-Абади не встретился с курдской делегацией.

Центральные власти Ирака намерены и дальше принимать необходимые меры, чтобы сохранить единство страны, заявил 24 сентября Х.аль-Абади, подчеркнув: «Мы отвергаем все односторонние решения, которые влияют на единство Ирака, безопасность и стабильность в регионе. Все это противоречит нашей конституции. Политика курдских лидеров угрожает соседним странам и даже жителям самого региона. И я говорю вам, что последуют дальнейшие необходимые шаги по поддержанию единства Ирака и безопасности его граждан». Премьер также отметил, что «большинство проблем Курдистана – внутренние». «Проблемы эти — не с Багдадом, и они только будут усугубляться после референдума». Кроме того, Х.аль-Абади неоднократно жестко заявлял, что власти Ирака «не намерены работать с итогами курдского референдума».

24 сентября иракское правительство потребовало от властей ИК передать под контроль Багдада пограничные пункты на территории автономии, включая аэропорты. Также Багдад призвал иностранные государства «сотрудничать исключительно с центральными властями в Багдаде в вопросах границ и в нефтяной сфере».

На всем протяжении минувшего месяца власти Иракского Курдистана активно действовали в регионе и на международной арене, разъясняя цели референдума о независимости ИК и пытаясь получить максимально возможную внешнюю поддержку этого мероприятия. Однако эти усилия не были успешными: подавляющее большинство стран мира, ООН, Евросоюз и Лига арабских государств не поддержали проведение курдского референдума о независимости и выступили за урегулирование отношений между Багдадом и Эрбилем путем политического диалога.

6 сентября М.Барзани заявил: «Мы не будем вмешиваться во внутренние дела курдов в других частях [Большого Курдистана] вообще. Мы призываем их достичь мирного соглашения со странами [в которых они живут]». По его словам, «курды в других частях Курдистана имеют свою собственную землю и живут на своей собственной земле. Они сами решают свою судьбу». Что касается отношений Эрбиля и Тегерана, М.Барзани отметил, что он надеется на добрососедские отношения с Ираном, которые могут представлять взаимный интерес для обеих сторон. В то же время курдский лидер подчеркнул: «Мы отвергаем любое вмешательство Ирана в наши внутренние проблемы».

Иракский Курдистан не намерен вносить свой вклад в создание курдских государств в Иране или Турции, но ожидает, что эти две страны будут уважать права местных курдов, заявил 12 сентября представитель правительства курдской автономии в Ираке.

14 сентября М.Барзани провел в Эрбиле переговоры с представителями США, Франции, Великобритании, Германии и ООН. Стороны обсудили вопрос о референдуме в автономном регионе. М.Барзани получил от представителей ряда стран альтернативное запланированному референдуму предложение – перенести его на два года. В ответ было заявлено: «Если будет [представлена] лучшая альтернатива, мы перенесем референдум».

Наиболее жесткую позицию по отношению плебисцита о независимости ИК заняли Иран и Турция. Так, премьер-министр Турции Б.Йылдырым заявил 16 сентября: «Запланированный руководством Иракского Курдистана референдум о независимости касается национальной безопасности нашей страны. И никто не должен сомневаться, что мы предпримем все самые необходимые шаги в этой связи». 18 сентября президент Турции Р.Т.Эрдоган обсудил с премьер-министром Ирака Х.аль-Абади ситуацию вокруг референдума о независимости ИК. Два лидера подчеркнули необходимость защиты территориальной целостности Ирака. Администрация Иракского Курдистана может лишиться существующих возможностей, если продолжит игнорировать позицию Турции, заявил 19 сентября Р.Т.Эрдоган. Любой итог плебисцита в ИК для Анкары не будет иметь никакой законной силы, заявил МИД Турции. Анкара может прекратить транзит нефти из ИК после референдума по запросу Багдада, заявил 25 сентября Б.Йылдырым, отметив: «Контролировать торговлю нефтью должен Багдад». 18 сентября в Турции на границе с иракской курдской автономией начались внеплановые учения национальных вооруженных сил, к которым позднее присоединилось подразделение армии Ирака.

23 сентября Анкаре прошла встреча начальников генштабов ВС Турции и Ирака генералов Х.Акара и О.аль-Ганими. Они высказались за сохранение территориальной целостности Ирака, обсудили совместную борьбу против террористических группировок ИГ и РПК, вопросы совместного обеспечения безопасности границы между двумя странами.

Р.Т.Эрдоган провел 24 сентября телефонные переговоры с президентом Ирана Х.Роухани, обсудив референдум в Иракском Курдистане. Два лидера отметили, что «плебисцит о независимости курдской автономии необходимо отменить из-за того, что он станет причиной хаоса в регионе».

24 сентября президент ИРИ Х.Роухани провел телефонный разговор с премьер-министром Ирака Х.аль-Абади, выразив полную поддержку Багдаду. В этот же день Иран по просьбе иракского правительства приостановил все полеты из Ирана в аэропорты Сулеймании и Эрбиля, а также рейсы через воздушное пространство ИРИ в курдский регион.

В Нью-Йорке 21 сентября прошла трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств Турции, Ирана и Ирака – М.Чавушоглу, Д.Зарифа и И.аль-Джаафари. Ее участники призвали власти ИК воздержаться от проведения референдума. Кроме того, министры сошлись во мнении «о необходимости координации действий и возможном принятии ответных мер». Была подтверждена приверженность политическому единству и территориальной целостности Ирака.

В Вашингтоне призывали курдское руководство «отменить референдум и начать серьезный и непрерывный диалог с Багдадом, в котором США, как неоднократно указывалось, готовы выступить посредником». Президенты США и Турции Д.Трамп и Р.Т.Эрдоган заявили 21 сентября о категорическом неприятии референдума в Иракском Курдистане и заявили «о последствиях, которые ждут [власти Курдистана], если он состоится». Д.Трамп и Р.Т.Эрдоган призвали курдских лидеров «подключиться к процессу интенсивных переговоров по всем важнейшим вопросам, которые США и Турция готовы одобрить и поддержать».

О своей негативной позиции по отношению к предстоящему референдуму Иракского Курдистана и необходимости переговоров между Багдадом и Эрбилем о независимости заявили правительства и руководители Великобритании, Германии, Франции и Евросоюза. Саудовская Аравия призвала руководство Иракского Курдистана отказаться от проведения референдума о независимости, выразив готовность стать посредником в урегулировании спорных вопросов между властями Ирака и ИК. Глава МИД РФ С.Лавров заявил 21 сентября: «Мы привержены суверенитету и территориальной целостности Ирака, мы хотим, чтобы любые проблемы, которые возникают внутри вашей страны, были решены путем диалога, национального согласия, компромисса, чтобы были найдены взаимоприемлемые решения».

17 сентября генеральный секретарь ООН А.Гутерриш заявил о поддержке «суверенитета, территориальной целостности и единства Ирака», а также подчеркнул, что все вопросы между правительством Ирака и властями Курдистана «должны решаться через организованный диалог и конструктивный компромисс». В ООН заявили, что всемирная организация не участвует в организации и планировании референдума в курдской автономии и считает целостность Ирака чрезвычайно важным фактором региональной стабильности.

Проведение референдума о независимости Иракского Курдистана является угрозой стабильности Ирака, говорится в распространенном 21 сентября заявлении Совета Безопасности ООН. Государства-члены Совбеза «выразили обеспокоенность относительно возможного дестабилизирующего влияния в связи с планами регионального правительства Курдистана провести на следующей неделе в одностороннем порядке референдум». СБ ООН подчеркнул, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Ирака и призвал решать все спорные вопросы между региональными властями Иракского Курдистана и Багдадом «в соответствии с положениями конституции Ирака, путем диалога и на основе компромисса, при поддержке международного сообщества».

Лига арабских государств отвергла референдум о независимости Иракского Курдистана и выступила «в поддержку единства и территориальной целостности Ирака в качестве ключевого фактора безопасности и стабильности в регионе».

Израиль поддерживает законные усилия курдского народа по обретению государственности. С таким заявлением выступил 13 сентября премьер-министр еврейского государства Б.Нетаньяху.

В итоге же курдское руководство не откликнулось на международные призывы отложить голосование, заявив, что они сделают это только в том случае, если будет предложена жизнеспособная альтернатива, направленная на достижение цели независимости Курдистана. М.Барзани заявил: «Альтернативные варианты, предложенные международным сообществом, призывают нас вести диалог перед референдумом, но они не гарантирует готовности Багдада начать переговоры о независимости. Поэтому Курдистан будет счастлив приступить к ним после референдума».

Таким образом, 25 сентября в Иракском Курдистане состоялся референдум, в ходе которого подавляющее большинство его участников высказались за независимость региона. Согласно окончательным данным, из 3,3 млн жителей курдской автономии и подконтрольных ее властям других территорий в Ираке, пришедших на избирательные участки, за независимость проголосовали 92,73%. Явка составила 72%.

Вопрос, поставленный на референдум, звучал так: «Вы хотите, чтобы регион Курдистан и курдские территории за его пределами стали независимым государством?». Бюллетень был представлен на четырех языках: курдском, арабском, туркоманском и ассирийском. Ответить нужно было «да» или «нет». Для участия зарегистрировались 5,2 млн человек. Правом голоса обладает любой житель региона, достигший 18 лет. Плебисцит прошел в провинциях де-юре, входящих в состав Иракского Курдистана — Эрбиль, Сулеймания, Дахук, а также в тех районах, статус которых считается спорным: провинция Киркук и отдельные районы в провинциях Найнава, Дияла и Салах-эд-Дин, находящихся под контролем курдских сил пешмерга. По информации Высшей независимой избирательной комиссии по выборам и референдуму Иракского Курдистана, более 400 международных наблюдателей следили за ходом голосования, в освещении референдума были задействованы свыше 600 журналистов, треть из них — представители иностранных СМИ.

Президент курдской автономии М.Барзани назвал прошедший референдум «новым этапом» и призвал федеральное правительство в Багдаде к диалогу «во имя общих интересов». М.Барзани также обещал не объявлять сразу же независимость ИК. Он предложил обсудить статус региона и призывал соседей помочь ему в диалоге с иракским правительством. В то же время власти Иракского Курдистана будут соответствующим образом реагировать на действия Багдада, которые он принимает в отношении региона после проведенного референдума о независимости, заявил 27 сентября курдский лидер.

27 сентября губернатор провинции Киркук Н.Карим сказал, что провинция не будет подчиняться правительству Ирака и останется под контролем курдского регионального правительства.

Курдские силы пешмерга продолжают участвовать в борьбе с ИГ и координируют свои действия с иракскими силами безопасности, сообщил 29 сентября представитель возглавляемой США антитеррористической коалиции Р.Диллон.

Тем временем в Иракском Курдистане началась подготовка к намеченным на 1 ноября выборам президента и парламента региона. По информации местного избиркома, 21 партия зарегистрировалась для участия в парламентских выборах.

По оценке экспертов, «внутрикурдская политическая борьбы после проведения референдума будет только нарастать. В ее основе лежат разногласия между основными курдскими политическими партиями в отношении проблемы монополии на власть со стороны М.Барзани и представителей его клана, а также проблема перераспределения квот между партиями на получение доходов от продажи нефти». В этой связи значительная часть экспертного сообщества сходится во мнении, что основным препятствием для практической реализации итогов референдума в ИК «станет именно фактор внутриполитической борьбы среди самих курдов». И, конечно же, экономический аспект. «Эрбиль совершенно не готов остаться без поставок турецких товаров, блокировки экспортных мощностей для отправки нефти в Турцию и прекращения финансовых траншей из Багдада. Он просто это с экономической точки зрения не выдержит».

В ответ на проведение референдума о независимости иракские власти приняли пакет санкционных мер в отношении курдской автономии. Багдад не будет обсуждать с властями ИК итоги референдума о независимости региона, так как он «неконституционен», заявил премьер-министр Ирака Х.аль-Абади. Он обратился к курдским властям с требованием отменить результаты референдума о независимости и вывести курдские силы пешмерга с «захваченных» территорий на севере и северо-востоке Ирака. При этом власти Багдаде подчеркивают, что они отвергают силовое решение проблемы в отношениях с ИК. Парламент Ирака проголосовал за закрытие всех КПП, расположенных на границе страны в курдской автономии, одобрил законопроект, предусматривающий отстранение от работы чиновников и госслужащих, принявших участие в проведении референдума о независимости. Депутаты потребовали, чтобы Х.аль-Абади развернул войска во «всех зонах, контролируемых автономным регионом Курдистан с 2003 года». Кроме того, парламент Ирака одобрил отправку войск в провинцию Киркук, подконтрольную пешмерга, обязал правительство отказаться от какого-либо диалога с руководством курдской автономии до отмены результатов референдума, потребовал закрыть все иностранные дипломатические представительства в административном центре автономии Эрбиле, поручил правительству страны вернуть все нефтяные поля в спорных с курдами районах под контроль центральных властей, одобрил судебное преследование лиц, ответственных за проведение референдума о независимости ИК.

Судебные власти Ирака начали разбирательство в отношении организаторов референдума о независимости ИК. «Органы государственной прокуратуры направили запрос о возбуждении дела в отношении лиц, ответственных за проведение референдума в Курдистане, в центральный следственный комитет».

В Багдаде заявили, что «в судебном порядке будут преследовать любую сторону, которая продолжит закупать нефть в ИК». Ирак призвал зарубежные страны прекратить импортировать нефть из ИК и заниматься торговлей только с центральным правительством.

Центральный банк Ирака приостановил все финансовые операции с ИК в качестве одной из мер экономического воздействия на регион. Отметим, что ежедневный оборот валютных средств курдских территорий составляет порядка 4-5 млн долларов. От него напрямую зависит работа частного сектора, который занимается импортом, в том числе продуктов питания и стройматериалов, выплаты работающим в нефтегазовом секторе зарубежным компаниям, а также закупки топлива у Турции и Ирана для местного рынка. По сути, центральные власти «начали экономическую войну с Иракским Курдистаном».

С 29 сентября вступило в силу постановление центрального правительства Ирака о приостановке международного авиасообщения с курдскими аэропортами в Эрбиле и Сулеймании. Под действие запрета не попадают военная авиация, а также самолеты, совершающие дипломатические и гуманитарные рейсы. Внутренние рейсы будут продолжены. Международное авиасообщение с регионом будет восстановлено, как только власти ИК передадут контроль над аэропортами правительству в Багдаде. Решение о прекращении полетов приняли авиакомпании Египта, Ливана, Иордании, ОАЭ, Турции и Катара. В ответ власти Иракского Курдистана направили официальную жалобу на федеральное правительство Ирака в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), так как авиаэмбарго «препятствует доставке гуманитарной помощи для временно перемещенных лиц».

29 сентября центральные иракские власти отложили отправку военных конвоев для установления контроля над пограничными пунктами в Иракском Курдистане.

Многие видные арабские политики и религиозные авторитеты Ирака осудили проведение референдума о независимости в ИК. Так, влиятельный шиитский проповедник и политический лидер М.ас-Садр заявил, что «курдские лидеры ошиблись и перешли границы». Он призвал власти Ирака закрыть все границы региона и объявить повышенную готовность в вооруженных силах.

Попытки разделить Ирак приведут к еще большему вмешательству извне и навредят самим курдам, заявил 29 сентября от имени Великого аятоллы А.ас-Систани — духовного наставника иракских шиитов — его официальный представитель А.ас-Сафи. В то же время А.ас-Систани обратился с призывом к центральным властям «сохранить конституционные права курдов».

Высший религиозный совет Ирака выразил сожаление по поводу попыток «расколоть страну» и отделения ее северной части. Совет призвал все заинтересованные стороны решить проблему путем переговоров, а также полагает, что Верховный федеральный суд страны должен стать арбитром в споре с Иракским Курдистаном. Представителям властей ИК было рекомендовано «вернуться на конституционные рельсы», а иракскому правительству — соблюдать конституционные права курдского народа.

Вице-президент Ирака А.Алауи представил главе правительства Х.аль-Абади план по выходу из сложившейся кризисной ситуации в отношениях Багдада с курдской автономией после референдума о независимости ИК. Согласно предложенной инициативе, стороны должны пойти на «диалог, протекающий в рамках конституции Республики Ирак, без предварительных условий». К переговорному процессу предполагается «подключить ООН и команду экспертов всемирной организации». Алауи призвал Багдад и Эрбиль «прекратить эскалацию и отказаться от решений, которые ведут к усилению напряженности» в отношениях. Кроме того, одним из ключевых условий для поиска взаимоприемлемого решения вице-президент видит обязательство сторон «приложить все усилия во избежание вооруженных столкновений в спорных районах страны, в первую очередь в Киркуке». По мнению Алауи, необходимо также сохранить формат «национального диалога», избегая вмешательства извне, имея в виду главным образом соседние Турцию и Иран. Инициативу И.Алауи поддержал курдский президент М.Барзани. В ответном письме вице-президенту он подтвердил готовность заморозить итоги плебисцита на два года и начать диалог с федеральным правительством для разрешения проблем. Ответа от правительства Ирака пока не последовало.

Курдские власти отвергли все требования багдадских властей, а также санкции, введенные в отношении ИК, назвав их «коллективным наказанием». Курдский региональный парламент 30 сентября единогласно проголосовал против всех решений законодательного собрания Ирака, принятых в связи с проведенным в автономии референдумом о независимости. Парламентарии потребовали от соседних стран уважать законы курдского региона и призывали международное сообщество уважать решение народа ИК, а также заявили, что референдум 25 сентября не противоречил действующим законам Ирака. В то же время региональные власти вновь объявили о своей готовности к диалогу с Багдадом в интересах «урегулирования нерешенных проблем».

Власти провинции Киркук отказались передать под контроль Багдада нефтяные месторождения, расположенные в провинции.

Правительство ИК заявило, что не будет передавать под контроль федерального правительства пограничные пункты, расположенные на территории автономии.

28 сентября М.Барзани заявил, что реакция Багдада «показывает реальные намерения тех, кто выступает против прав народа Курдистана». По его мнению, такая реакция Багдада доказала, что «мы были правы, и решение о проведении референдума было правильным и разумным решением».

Международная реакция на референдум о курдской независимости в целом оценивается как «сдержанно-негативная». В то же время резко негативную позицию в отношении референдума в ИК заняли соседи Ирака — Турция и Иран. Турция сформировала координационный центр из представителей различных ведомств, который будет принимать решения о санкциях против курдской автономии в ответ на референдум. Президент Турции Р.Т.Эрдоган пригрозил Эрбилю нефтяным эмбарго и голодом. При этом он отдельно подчеркнул: «Региональные власти северного Ирака предприняли шаг, не задумываясь о нашей стране, которая оказывала им всяческую поддержку на протяжении долгого времени. Так что им придется заплатить за это». Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади провел 29 сентября телефонный разговор с главой турецкого правительства Б.Йылдырымом, который подтвердил готовность Анкары поддержать все решения Багдада в отношении ИК, в том числе по экспорту нефти. Анкара прекратила военную подготовку курдских сил пешмерга в Ираке на тренировочной базе Башика близ Мосула. Вместе с тем, по имеющейся информации, власти ИК продолжают ежедневно экспортировать около 553 тыс. баррелей нефти через турецкий порт Джейхан. Поэтому «курдская автономия не тревожится относительно возможной блокировки экспорта ее нефти. Турция вряд ли перейдет от слов к делу, поскольку ей это весьма невыгодно».

Правящая в курдской автономии Демократическая партия Курдистана намерена отправить официальную делегацию в Турцию для налаживания отношений с соседней республикой.

Иран заявил о готовности оказать поддержку центральным властям в Багдаде в поддержании контроля над общей границей. ИРИ ввела временный запрет на поставку нефтепродуктов в курдскую автономию Ирака и из нее. 27 сентября Тегеран посетил с визитом начальник генштаба ВС Ирака генерал У.аль-Ганми.

В целом, по оценкам политических наблюдателей, «несмотря на резкие заявления со стороны Турции и Ирана существующие экономические связи между ними и Иракским Курдистаном не позволят развязать открытый конфликт с ним».

Дамаск не станет признавать результаты референдума о независимости Иракского Курдистана, заявил 25 сентября министр иностранных дел Сирии В.Муаллем. По его словам, Сирия признает только единый Ирак в его существующих границах.

В МИД Кувейта заявили, что власти страны не намерены придерживаться каких либо указаний иракского правительства и парламента, которые направлены против курдской автономии, но при этом призвали Багдад и Эрбиль урегулировать свои разногласия посредством переговоров.

США не признают состоявшийся референдум в Иракском Курдистане и его результаты, продолжают поддерживать единый Ирак, говорится заявлении госсекретаря Р.Тиллерсона. При этом американцы обеспокоены потенциальными негативными последствиями референдума о независимости и призывали центральное правительство Ирака «отказаться от угроз или даже намеков на возможное применение силы. США требуют от всех сторон, включая соседей Ирака, отказаться от односторонних действий и применения силы». В американском госдепартаменте заявили, что «исторически сложившиеся отношения США с народом Иракского Курдистана не изменятся в свете … не имеющего обязательной силы референдума». Госдеп США также  призвал Эрбиль и Багдад «конструктивно участвовать» в диалоге после референдума в Курдистане. Иракское и курдское правительства рассматривают в Вашингтоне как «друзей», с которыми правительство США имеет близкие отношения.

Референдум о независимости ИК никак не повлиял на военное присутствие США в Ираке, заявил 27 сентября глава Пентагона Дж.Мэттис. По его словам, «мы политически взаимодействуем со всеми сторонами в этом районе».

В МИД России заявили: «Неизменной остается наша поддержка суверенитета, единства и территориальной целостности дружественного Ирака, других государств Ближнего Востока. Спорные вопросы между Иракским Курдистаном и Багдадом должны решаться путем диалога для выработки формулы сосуществования в едином государстве. В Москве с уважением относятся к национальным устремлениям курдов».

ООН выразила готовность помочь в разрешении кризиса между федеральным правительством Ирака и курдской автономией после референдума о независимости.

По оценке большинства политиков и экспертов, референдум, прошедший в Иракском Курдистане, «приведет к росту нестабильности в регионе и затруднит положение его жителей». В то же время возможность возникновения масштабного вооруженного конфликта между Багдадом и Эрбилем оценивается как крайне маловероятная.

Тем не менее, следует отметить, что в условиях, когда «ни Багдад, ни Эрбиль не имеют полного контроля над всеми сегментами местных полувоенных формирований», это «чревато очень высоким рисками выхода ситуации из-под контроля».

Сложной остается внутриполитическая обстановка в Ираке. «По мере приближения парламентских выборов конкуренция между разными политическими силами Ирака лишь будет усиливаться. На юге страны происходит передел экономических интересов между местными кланами. Причем необходимо рассматривать эту борьбу как способ и увеличить доходы (особенно от электроэнергетического сектора), и усилить политическое влияние в преддверии парламентских выборов».

По итогам сентября 2017 года экспорт нефти из Ирака снизился на 2,5% по сравнению с августом, сообщили в министерстве нефти страны. В сентябре Ирак экспортировал на международный рынок 97,2 млн баррелей сырой нефти, а среднесуточный объем экспорта нефти составил 3,24 млн барр/сутки. Доходы Ирака от экспорта нефти за прошедший месяц составили 4,88 млрд долларов при средней цене в 50,23 долл/барр. Весь объем нефти был экспортирован с южных и центральных месторождений. С месторождений в Киркуке в сентябре поставок не было. Для сравнения напомним, что в августе среднесуточный объем поставок нефти из Ирака составлял 3,216 млн баррелей. Всего в августе Ирак экспортировал 99,7 млн баррелей нефти.

17 сентября Ирак и Россия возобновили прямое авиасообщение, прерванное 13 лет назад. Впервые с 2004 года иракская авиакомпания Iraqi Airways выполнила рейс в Москву. Авиакомпания планирует осуществлять полеты в Москву дважды в неделю. Сообщается, что «национальный авиаперевозчик Ирака будет выполнять рейсы во Внуково из Багдада и Басры. Рейсы из Багдада во Внуково и обратно будут выполняться по средам, а полеты из Басры и обратно — по воскресеньям».

Россия заняла первое место по инвестициям в Иракский Курдистан. В частности, «Роснефть» вложила в Курдистан около четырех миллиардов долларов, таким образом обогнав США и Турцию. «Москва эффективно заполняет пустоту, оставшуюся после того, как США вышли из Ирака», — заявил высокопоставленный источник в Эрбиле.

20 сентября Евросоюз объявил о выделении 294 млн долларов на оказание гуманитарной помощи жителям районов Ирака, освобожденных от террористов ИГ. Средства были собраны в ходе мероприятия, состоявшегося в Нью-Йорке на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Ирак призывает ядерные державы мира помочь ему построить ядерный реактор для использования его в мирных целях и обеспечить доступ к соответствующим технологиям, заявил 23 сентября глава МИД республики И.аль-Джаафари.

В сентябре 2017 года правительство Ирака в своей внешнеполитической деятельности продолжало курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства», улучшения экономической и социальной ситуации в стране. Кроме того, как федеральное правительство в Багдаде, так и власти курдской автономии в Эрбиле всячески пытались заручиться внешней поддержкой своих действий и намерений в связи с референдумом о независимости ИК.

Совет Безопасности ООН принял 20 сентября резолюцию в поддержку расследования преступлений, совершенных в Ираке боевиками «Исламского государства». Документ, подготовленный Великобританией в сотрудничестве с Ираком, получил единодушную поддержку. В принятой резолюции Совбез поручил генеральному секретарю ООН А.Гутерришу создать следственную группу, которая будет помогать иракским властям расследовать злодеяния ИГ и привлекать их к судебной ответственности. Эксперты будут собирать и хранить улики, подтверждающие совершение террористами военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности. В состав группы, создаваемой на первоначальный период в два года, войдут иракские юристы и криминалисты, а также международные эксперты. Руководить работой комиссии будет специальный советник генерального секретаря ООН.

Активно развивались в прошедшем месяце российско-иракские отношения. 21 сентября в Нью-Йорке на полях очередной сессии Генассамблеи ООН состоялась встреча министров иностранных дел России и Ирака С.Лаврова и И.аль-Джаафари. Стороны «обменялись мнениями по развитию обстановки в ближневосточном регионе». «Особое внимание было уделено ситуации в Ираке в свете шагов, предпринимаемых властями этой страны по ликвидации очага международного терроризма в лице ИГ». По итогам встречи И.аль-Джаафари, в частности, заявил: «Мы заинтересованы в развитии нашего сотрудничества, тем более что продолжается борьба с ИГ, большое значение придаем разведданным, и ваша позиция в поддержку правительства Ирака в борьбе с ИГ нам очень приятна. Мы ее очень ценим».

Россия готова продолжать содействовать повышению потенциала Ирака в борьбе с терроризмом, заявили 6 сентября в МИД РФ по итогам встречи спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД М.Богданова с руководителем Антитеррористической службы Ирака Т.аль-Кенани.

Москва готова к оказанию дальнейшей помощи иракским властям в борьбе против ИГ, заявил 21 сентября замминистра иностранных дел России Г.Гатилов на заседании Совбеза ООН, на котором была принята резолюция в поддержку расследования преступлений «Исламского государства» в Ираке.

Россия просит у властей Ирака новый участок под российское посольство в Багдаде. Основная причина заключается в том, что сейчас дипмиссия располагается не в самом безопасном районе.

Ирак присоединится к астанинскому процессу по Сирии в качестве наблюдателя, заявил министр иностранных дел страны И.аль-Джаафари.

Таким образом, в сентябре 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке значительно осложнилась, что связано с подготовкой и проведением 25 сентября референдума о независимости Иракского Курдистана. При этом центральные власти в Багдаде и руководство курдской автономии занимали диаметрально противоположные позиции по вопросу плебисцита. Напряженной оставалась и ситуация в сфере безопасности, несмотря на успехи проправительственных сил в борьбе с боевиками ИГ. В целом Ирак продолжает находиться в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого пока отчетливо не просматриваются.

52.46MB | MySQL:103 | 0,639sec