О некоторых проблемах восстановления сирийской экономики

Фаза активных боевых действий в Сирии в основном заканчивается. По мнению большинства экспертов, правительственные войска и их союзники (вооруженные формирования ливанского движения «Хизбалла», иракских и афганских шиитов и многочисленные добровольческие милиции) на сегодняшний день контролируют более 80% территории страны, включая все крупные провинциальные центры кроме Идлиба и Ракки. Взятие под контроль Идлиба является вопросом времени. Что касается региона Сирийского Курдистана, то если его руководство займет реалистические позиции, то вполне договоренности сирийских курдов с Дамаском о предоставлении расширенной автономии. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о восстановлении разрушенных войной сирийской экономики и инфраструктуры. Политическая стабилизация в стране во многом зависит от того, насколько быстро начнется создание новых рабочих мест и восстановление разрушенного жилья для рядовых сирийцев. От того, насколько успешно будет вестись экономическая реабилитация, будет зависеть повторит ли Сирия судьбу Ливана, относительно успешно преодолевшего в 1990-е годы восстановительный период, или превратится в «ближневосточную Мьянму», страну, находящуюся в изоляции и перманентном экономическом кризисе.

Общие потери Сирии от войны, а значит и сумма средств, необходимых для экономического возрождения, оценивается в 200 млрд долларов. Между тем, весь бюджет САР на 2016 год, принятый парламентом, составлял 5 млрд долларов. Капиталы десяти крупнейших коммерческих банков Сирии оцениваются в 3,5 млрд долларов. Определенную надежду руководство Сирии во главе с президентом Башаром Асадом возлагает на привлечение капиталов сирийских предпринимателей, вывезенных из страны в 2011-2013 годах. В январе 2017 года президент САР Башар Асад заявил в интервью японской телекомпании TBS: «У нас есть экспаты, у нас есть беженцы во многих странах мира. Многие из них находятся в хорошей экономической и финансовой ситуации. Мы очень надеемся на то, что их руки, их знания и деньги начнут возвращаться в Сирию». В то же время вопрос о возвращении капиталов сирийских бизнесменов представляется не таким простым, как это кажется на первый взгляд. Во-первых, общее количество денег, вывезенных из Сирии, оценивается в 40-50 млрд долларов, что явно меньше суммы, необходимой для экономического восстановления. Во-вторых, сирийские предприниматели активно вкладывали их в экономику Турции, ОАЭ, Египта, Иордании и других стран, где им довелось оказаться. Например, в Турции в районах Мерсина и Антальи, появились целые поселки обеспеченных сирийцев, организовавших здесь производства легкой промышленности и открывших школы на арабском языке для своих детей.

Руководство САР не раз заявляло о том, что приоритет при выборе партнеров и инвесторов в послевоенное время будет оказываться государствам, поддержавшим Сирию политическим и военным путем в период кризиса: России, Ирану и Китаю. В феврале с.г. министр экономики и торговли САР Адиб Майяле отметил в интервью ливанской телекомпании «Аль-Майядин», что Сирия не примет участия стран Запада и Персидского залива в инвестициях в экономику его страны. «Сначала они должны извиниться перед нами за тот ущерб, который они нам принесли, затем они должны извиниться перед собственными народами, затем мы должны принять эти извинения. До тог времени мы рассчитываем на помощь друзей: России, Ирана и Китая».  Экономика Российской Федерации в настоящее время переживает кризис, и оплачивать «план Маршалла» для Сирии Россия не будет. 23 января с.г. заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов на встрече с послами стран ЕС в Москве заявил, что в скором времени главной темой станет послевоенное восстановление Сирии, на которое потребуются десятки миллиардов долларов. При этом российский представитель указал, что Россия финансировать реконструкцию разрушенной страны не будет (1). Вряд ли стоит ожидать энтузиазма ЕС в участии в экономических процессах в Сирии. Во-первых, в Европе не верят в установление долговременной стабильности в этой стране. Во-вторых, Вашингтон явно будет противодействовать любому вовлечению европейских партнеров в восстановительные процессы. По информации ливанской газеты «Аль-Ахбар» госсекртарь США Рекс Тиллерсон провел в сентябре с.г. в Нью-Йорке во время сессии Генассамблеи ООН совещание с европейскими  коллегами и коллегами из стран Залива, на котором убеждал их не вкладывать деньги в Сирию, пока у власти находится правительство Башара Асада.

Что касается Ирана, то его собственные финансовые возможности представляются достаточно ограниченными для такого масштабно предприятия. Иран в настоящее время сам озабочен привлечением инвестиций из стран ЕС и Китая. Только для модернизации «обветшавшего» нефтегазового сектора Тегерану необходимо привлечь в ближайшее пятилетие около 200 млрд долларов. Вместе с тем, ряд иранских компаний проявляют интерес к иранской инфраструктуре, особенно в выгодном энергетическом секторе. 13 сентября иранские СМИ объявили о подписании контракта «на несколько сотен миллионов евро» на восстановление электроэнергетических сетей Сирии во время встречи, прошедшей в Тегеране между министром энергетики ИРИ Саттаром Махмуди и его сирийским коллегой Захиром Харбутли. Соглашения предусматривают строительство пяти ТЭС, работающих на природном газе, в районе Алеппо на общую сумму 130 млн евро. Иранским подрядчиком здесь выступает компания MAPNA, тесно связанная с Корпусом стражей исламской революции (КСИР).  Дополнительно были подписаны протоколы о намерениях о модернизации Ираном главной электростанции, питающей Дамаск и строительстве электростанций в провинциях Хомс и Дейр эз-Зор. Строительство электростанции на 90 мегаватт в Дейр эз-Зоре предусматривается после полного освобождения этой провинции от боевиков «Исламского государства». Предусматривается также экспорт 540 мегаватт иранской электроэнергии в год в провинцию Латакия. В январе с.г. во время визита сирийского премьера Имада Хамиса в Тегеран были достигнуты договоренности о большой концессии для иранской компании «Мобильные телекоммуникационные системы», также связанной с КСИР. Интересно, что эта компания уже пыталась зайти на сирийский рынок до конфликта в 2010 году, но проиграла тендер французской Orange SA и эмиратовской Etisalat Telecommunications, представившим более выгодные условия. Таким образом, КСИР хочет вознаградить себя за человеческие и финансовые потери, понесенные в Сирии вот время защиты нынешнего правительства.

Необходимо отметить, что в Сирии уже подготовлена правовая и организационная база для послевоенного восстановления. Она предусматривает государственно-частное партнерство и широкие полномочия местных органов власти по привлечению инвестиций и ведению экономических проектов. В декабре 2012 гола был принят закон «О реконструкции территорий незаконной застройки и трущобных районов», который некоторые эксперты восприняли как средство борьбы против враждебных элементов из числа суннитского люмпениата в пригородных районах Дамаска (Думы) и Хомса (Баба Амро). Тем не менее, этот закон имеет и позитивное значение, упорядочивая строительную деятельность. В мае 2015 года президент САР Башар Асад подписал указ №19, дающий право местным органам власти создавать частные инвестиционные компании. В январе 2016 года сирийский парламент принял закон «Об общественно-частных партнерствах», дающий право частным и полугосударственным компаниям участвовать в приватизации государственных активов во всех отраслях народного хозяйства кроме нефтяного сектора. Этими правовыми актами уже воспользовался муниципалитет Дамаска, учредивший АО «Шам Холдинг» с уставным капиталом в 279 млн долларов. В его планы входит строительство нового микрорайона Басатин ар-Рази на 60 тысяч жителей со школами, мечетями, ресторанами, многоуровневой парковкой и торговым центром. В марте 2017 года похожий холдинг был основан муниципалитетом Хомса. Он будет заниматься реконструкцией полностью разрушенного микрорайона Баба Амро (был стерт с лица земли еще в начале конфликта, в 2012 году). Здесь предусматривается строительство 465 новых домов, школ и больницы.

В то же время у новой схемы восстановительных работ есть и свои минусы. Главный из них заключается в опасности появления мафиозно-кланового капитализма, при котором наиболее выгодные проекты попадают в руки «своих людей», ведущих дело неэффективно и с большими коррупционными издержками. В этой связи стоит обратить внимание на качественные изменения в структуре сирийской буржуазии, произошедшие за время военно-политического конфликта. К началу ХХI века основной бизнес в Сирии контролировался т.н. «дамасской пятеркой» — представителями старых семей аль-Каллаа, Таббаа, аль-Аттаров, аль-Шалла и Сейфов. Гражданская война в Сирии вызвала разорение или бегство капиталов старой суннитской буржуазии. В то же время война способствовала обогащению и росту влияния ряда новых спекулятивных дельцов. Казначеем семьи Асадов, судя по всему, остается двоюродный брат президента и бывший министр экономики Сирии Рами Махлюф (1970 г.р.). Его отец Мухаммед Махлюф является родным братом матери Башара Асада Анисы Махлюф, сохраняющей большое влияние на сына. Мухаммед Махлюф в 70-е годы прошлого века активно занялся предпринимательской деятельностью. Кстати, в то время это было нетипично для алавитов, предпочитавших военную службу. Его компаньоном в бизнесе был родной брат Хафеза Асада Рифаат, в то время командующий воздушно-десантными войсками. В феврале 1982 года Рифаат Асад руководил подавлением восстания «Братьев-мусульман» в Хаме. Однако позже, в 1984 году оказался замешанным в подлинном или мнимом заговоре против родного брата и был выслан заграницу. В настоящее время Рифаат Асад проживает в Париже.

Рами Махлюф является хозяином телекоммуникационной компании Syriatel. Кроме того в условиях гражданской войны он захватил в свои руки прибыльный импорт сельхозпродуктов. Еще пять лет назад Сирия полностью обеспечивала себя продовольствием. Однако несколько неурожайных лет засухи и оккупация антиправительственными боевиками ряда сельскохозяйственных провинций превратили САР в импортера продовольствия. Закупка пшеницы, риса, чая, сахара приносит структурам Р.Махлюфа значительные доходы. Структуры Р.Махлюфа занимаются и импортом сырой нефти и нефтепродуктов из Ирана и Ирака. Закупки осуществляются на грант в размере 3,6 млрд долларов, предоставленный правительством Ирана. Ближайшими компаньонами Рами Махлюфа являются Айман Джабер, Абдель Кадыр Сабра и бывший менеджер компании «Нестле» Самир Хасан.

Свой клан бизнесменов имеет и родной брат Башара Асада, командующий Республиканской гвардией генерал Махер Асад. К этому клану относятся Мухаммед Хамшо, Самир Дебс и Халед Каддур. Наиболее влиятельным в этой группе является суннит Мухаммед Хамшо, основатель и руководитель Hamsho International Group. До войны М.Хамшо имел сильные позиции во многих сферах сирийской экономики: строительстве, интернете, гостиничном бизнесе и туризме (ему была выделена лицензия на строительство курорта на искусственном острове возле Тартуса), разведении элитных лошадей. Доходы от его бизнеса частично идут на финансирование Республиканской гвардии. Под давлением американской администрации еще в самом начале конфликта против Мухаммеда Хамшо, Аймана Джабера и ряда других бизнесменов были введены санкции, включая замораживание их авуаров в банках Дубая и ряде европейских банков. С конца 2015 года Мухаммед Хамшо является руководителем Совета по производству и импорту стали и металлов, что позволит ему стать влиятельным оператором при восстановлении, учитывая неограниченные потребности Сирии в строительной арматуре.

Таким образом, восстановительный период в Сирии будет сопряжен как с объективными, так и с субъективными трудностями. Для его успешной реализации необходимы национальное примирение и консолидация, возвращение капиталов старой сирийской буржуазии, прозрачность при осуществлении сделок и борьба с коррупцией в сирийском истеблишменте.

  1. http://www.rbc.ru/politics/23/02/2017/58aedbbb9a7947eac9b3c056
52.26MB | MySQL:103 | 0,505sec