О позиции США после проведения референдума о независимости Иракского Курдистана

Одним из определяющих моментов, которые будут характеризовать развитие ситуации в регионе после «исторического» референдума о независимости в Иракском Курдистане (ИК), является позиция Вашингтона по этому вопросу. Международные игроки в лице прежде всего Ирака и Турции будут несомненно сверять часы в возможных инициативах на этом направлении именно с теми или иными шагами Белого дома. Пока такая позиция характеризуется некой смесью невнятных заявлений со стороны Госдепартамента США и некими шагами по ограничению прямой военной помощи Эрбилю. Общей тенденцией при этом является стремление Вашингтона сохранить прежний уровень своих взаимоотношений с Эрбилем и консервация ситуации с точки зрения возможных военных противостояний или интервенций со стороны Турции и Ирана в пределы ИК. Мы уже сообщали ранее, что вариант некого крупномасштабного военного противостояния в принципе не стоял с самого начала. Просто в силу слабого военного потенциала Турции и Ирана (не говоря уже об армии Ирака) сейчас с точки организации по настоящему серьезной военной интервенции. Да в принципе она и не нужна, поскольку сам факт референдума не получил необходимого и угрожающего интересам этих стран продолжения в виде практических шагов курдского руководства с точки зрения государственного обособления. При этом Багдад в принципе вообще не собирается вести какие-либо переговоры с Эрбилем (это по факту будет означать фактическое признание значимости итогов референдума), но и воевать также не хочет и не может. Более того, в СМИ 9 сентября промелькнуло сообщение о том, что Багдад снял свои ультимативные требования к Эрбилю. На наш взгляд, в настоящее время такой сценарий маловероятен просто в силу законов дипломатического жанра. Багдад будет до последнего «сохранять лицо» и торговаться: время играет в его интересах. Но все эти восточные игры пока не отражаются собственно на самой экономике. Транспортировка нефти в Турцию и на юг Ирака с месторождений в ИК по прежнему продолжается, как впрочем работают и основные КПП на границе курдской автономии с Турцией и Ираном. На этом фоне появились первые контуры основных намерений главы ИК М.Барзани по максимуму выжать все возможные преференции по вопросу достижения договоренностей с Багдадом в рамках компромисса. Глава Иракского Курдистана Масуд Барзани готов заморозить результаты референдума о независимости курдской автономии в обмен на снятие с региона санкций федерального правительства. Об этом, как передает в понедельник телеканал «Аль-Арабия», заявил вице-президент Ирака Усама ан-Нуджейфи по результатам переговоров с курдским лидером. Как отметил У.ан-Нуджейфи, М.Барзани «выразил желание заморозить [итоги] референдума в обмен на снятие санкций и переход к диалогу» с центральными властями. 8 октября курдский лидер провел переговоры с вице-президентами Ирака Усамой ан-Нуджейфи и Айядом Алауи. Политики обсудили варианты выхода из кризисной ситуации, в частности предложили пошаговый план по разрешению разногласий между Эрбилем и Багдадом. Одним из пунктов «дорожной карты» стало немедленное снятие санкций, введенных иракскими властями в ответ на плебисцит. Официальный представитель офиса иракского премьера Саад аль-Хадиси заявил в свою очередь, что инициатива вице-президентов не отражает позицию Багдада, а встречи проходят без координации с центром. Последнее лишь подтверждает наш вывод о том, что Багдад будет планомерно снижать планку требований Эрбиля и пока игнорировать все его предложения о компромиссе. Поскольку в их основе лежит все тот же злободневный вопрос о пересмотре темы увязывания финансовых траншей Эрбилю из Багдада в обмен на объем курской нефти, которая должна экспортироваться только через инфраструктуру Национальной нефтяной компании  (ННК) Ирака. Если же это вдруг действительно произойдет, то это будет означать, что М.Барзани фактически «слил» все итоги референдума и капитулировал.

В этой связи вновь вернемся к позиции США. Именно она во многом определяет трансформации в настроении М.Барзани, а уже потом агрессивная риторика Анкары и Тегерана, за которой пока мало что конкретного стоит. Кроме, наверное блокирования авиасообщения. Вашингтон на этой неделе фактически объявил о прекращении финансовой помощи Эрбилю, а также о серьезном сокращению военной помощи. Если еще проще, то американцы больше не будут покрывать дефицит бюджета ИК в рамках обеспечения выплаты зарплат  военным из пешмерга, что они собственно делали последние два года. Последний по времени такой транш пришел в начале сентября нынешнего года, а вообще вся эта программа мотивировалась интересами борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). После взятия Мосула и Эль-Хувейджи и переноса основной тяжести финансирования и материально-технического снабжения курдам на севере Сирии, эта тема стала неактуальной. Особенно с учетом того, что данная программа обходилась Вашингтону достаточно дорого. В том числе и по причине того, что с ее началом Эрбиль включил в состав пешмерга всех родственников чиновников своего правительства и просто «уважаемых людей», в том числе  несовершеннолетних детей и стариков. Теперь эта программа покупки лояльности закончилась, тем более, что и большого толка от участия пешмерга в этих военных операциях в общем-то не было: участвовать напрямую в городских боях в том же Мосуле курды категорически отказывались, а  их роль в боях на основном сейчас направлении противостояния с ИГ  в провинции Анбар является ничтожной. Все это однако не означает того, что Вашингтон свернет все свои отношения с Эрбилем в области безопасности. Продолжится тренинг бойцов курдских формирований и присутствие американских силовиков в ИК. Кроме того, надо отдавать себе отчет, что по мере наращивания усилий США в Сирии в рамках сдерживания российско-иранского влияния, ИК превращается практически в единственную площадку для переброски на север Сирии материально-технической поддержки даже не столько «Силам демократической дирии» (СДС), сколько всем оппозиционным Дамаску группам суннитского сопротивления, включая и откровенных джихадистов. Вашингтон взял курс на «афганизацию» сирийского конфликта, и это уже вполне очевидно. США поставляют оружие ИГ и другим радикальным группировкам, а не так называемой «умеренной» оппозиции. Об этом сообщил журналистам начальник Главного оперативного управления сирийской армии дивизионный генерал Али аль-Али в ходе демонстрации захваченного у боевиков оружия. «Мы знаем, что США поставили террористам в Сирию в период с 5 июня по 15 сентября этого года 1421 грузовик с военным имуществом и вооружением. Это оружие якобы предназначалось для борьбы с террористами, но в конечном счете оно попало в руки боевиков ИГ и «Джебхат ан-Нусры»», — сказал он. По данным сирийских военных, большая часть оружия, которая попадает к сирийским радикалам таким образом, закупается американскими оборонными компаниями Chemring и Orbital ATK по государственной программе Пентагона помощи союзникам США. Оно доставляется в ближневосточный регион морским транспортом и попадает в Сирию через те участки границы, которые правительственные войска пока не контролируют, сообщил генерал А.аль-Али. И этот момент лишь подтверждает очевидность сохранения ИК в зоне влияния США на долгосрочную перспективу. Поэтому прекращение прямого финансирования курдских формирований  пешмерга мы бы не стали связывать именно с реакцией Вашингтона на итоги референдума. Это просто очень практичное перераспределение финансовых потоков. Но Эрбилю от этого не легче, поскольку такой расклад сильно ослабляет его позиции в вопросах диалога с Багдадом. А если еще проще, то просто не оставляет большого поля для маневра в силу необходимости откуда-то находить деньги на зарплату госслужащим и военным.

52.23MB | MySQL:103 | 0,471sec