В Иране продолжаются преследования бехаитов

Мировые и иранские СМИ сообщают, что в последнее время последовала новая волна осуждений иранских бехаитов. В начале октября нынешнего года появилось сообщение об осуждении на 5 лет лишения свободы сразу 8 приверженцев этой религии из Тегерана. Мешхеда и других городов страны. Они брошены за решетку по приговору 28-ого отделения Революционного трибунала Тегерана. Одновременно с этим приговором на год лишилась свободы Мария Коусари из Корвэ. После отбытия тюремного наказания она отправится на 2 года на поселение в Торбет-Хейдарие. Такие же сроки наказания ждут двух бехаитов из Мешхеда – Хашаяра Тафсили и Сина Кодс-задэ. Расположенное Женеве Международное бехаистское общество, сообщая об этих случаях преследования иранских последователей этой религии, называет вынесенные им приговоры несправедливыми. Большинству из них вменяется в виду шпионаж в пользу Израиля, пропаганда против исламского строя и распространение своего вероучения.

СМИ отмечают, что в Иране довольно частым явлением стал арест бехаитов – владельцев мелкого бизнеса, опечатывание их бизнеса с исчезновением арестованных в неизвестном направлении. Такое случилось не так давно в Камраном Шахиди из Тегерана. Подобное происходит в Иране все годы после исламской революции 1979 г. Таков же «стаж» другого явления местной послереволюционной истории – лишения бехаитов под  любым поводов права на учебы в вузах. Это происходит разными путями – прошедшую конкурсные испытания молодежь не зачисляют на учебу или без объяснения причин отчисляют с любого курса, не дав закончить учебу и получить диплом. Так, в нынешнем учебном году более 70 успешно выдержавших конкурсный отбор бехаитов не были зачислены на учебу в иранские университеты. Об этом они рассказали в интервью международному фарсиязычному радио «Фарда».

Асеме Джахангир – специальный докладчик ООН по соблюдению прав человека в Иране  — в своем последнем докладе приводит много фактов о преследовании иранских бехаитов и приходит к выводу, что главной причиной репрессий является их религиозная самоидентификация. Факты преследования иранских бехаитов по религиозному признаку приводятся и различными международными правозащитными организациями, однако это совершенно не отражается на положении с правами этого религиозного меньшинства в условиях Исламской Республики Иран. Аресты адептов этой религии в современном Иране продолжаются перманентно и повсеместно.

Так, нынешним летом в стране были арестованы и осуждены двое журналистов-бехаитов –  Сасан Агаи, занимавший пост зам. главного редактора газеты «Эттемад» и ныне помещенный в одиночную камеру зловеще известной тегеранской тюрьмы «Эвин»,  и Ягма Эфшахами. В беседе с корреспондентом иранского официального новостного агентства ИРНА пресс-секретарь судебного ведомства  Голам-Хоссейн Мохсени-Эжеи назвал причиной их осуждения «преступление в сфере безопасности». По этой же причине, сказал он, осужден на 5 лет Мехмуд Бехешти, пресс-секретарь профсоюза учителей провинции Тегеран. Добавим, тоже бехаит.  При этом, Мохсени-Эжеи цинично заявил на пресс-конференции по поводу осуждения Бехешти, что в Иране «не выносят приговоры по причинам профессиональной деятельности или религиозной принадлежности». «Если кто-то скажет, что он осужден за то, что работает журналистом, или учителем, или за то, что он бехаит, это будет неправда. За это у нас не арестовывают», уточнил  пресс-секретарь судебного ведомства. В мире, однако, восприняли арест  и осуждение  журналистов  Сасан Агаи и Ягма  Эфшахами  достаточно серьезно, а международная правозащитная организация  Human Rights Watch обратилась к правительству ИРИ немедленно освободить невинно осужденных или обеспечить справедливое и беспристрастное судебное разбирательство.  В июне 2017 г. состоялся еще один суд над четырьмя последователями бехаистской религии.  Он прошел в 7-ом отделении Революционного трибунала  Мешхеда, на северо-востоке Ирана. Несколькими днями раньше, сообщило информационное агентство Харана,  в тюрьму отправились девять бехаитов, проживавших в провинции Голестан этого же региона страны. Всем предъявлены обвинения в действиях, создающих угрозы национальной безопасности, пропаганде, направленной на дискредитацию существующего строя, членстве в мировых сообществах бехаистской религии. В целом за годы послереволюционного развития Ирана сотни бехаитов были осуждены и десятки казнены лишь только за то, что они исповедуют эту религию.

При этом, учтем, что законодательство ИРИ запрещает преследование граждан по причине их вероисповедания. Но такая констатация никак не объясняет жестких репрессивных мер, применяемых в Иране по отношению к последователям бехаизма. Широко известен факт, что бехаизм, будучи в настоящее время международной религией, возник именно на исторической иранской территории и первоначально характеризовался как одна из ветвей шиизма. За более чем полутора веков, он прошел путь от малоизвестной религиозной секты на Ближнем Востоке до вероучения, имеющего, в силу своего универсального характера, много последователей во многих регионах мира. Ныне они живут в более чем 180 странах мира, а число адептов оценивается в 6-7  миллионов человек. Бехаиты объединены в рамках Международного бехайского  сообщества – неправительственной организации, обладающей консультативным статусом в ООН. Основные направления его деятельности – работа с простыми людьми по проектам строительства мира, по правам человека, равноправию женщин, образованию, здравоохранению. Всемирный центр этой религии находится в израильском городе Хайфе, на горе Кармель, неподалеку от главного храма.

Отметим, что корни нынешнего противостояния иранских властей с последователями этого вероучения лежат в самой его истории. В ходе своего развития бехаизм превратился в движение, активно противопоставившее себя ортодоксальному шиизму и с течением времени стал объектом травли со стороны шиитской религиозной элиты. Вот почему лидеры исламского Ирана декларируют необходимым уничтожить корни этой религии. Понятно, что приход к власти в Иране в 1979 г. исламистов, сделавших своей идеологией ортодоксальный шиизма, означал трансформацию борьбы с бехаизмом на государственный уровень.

Все годы после победы в Иране исламской революции последователей бехаизма в этой стране обвиняют в пособничестве США и Израилю. К этим обвинениям в Иране зачастую прибавляют и близость общины к последнему иранскому шаху Мохаммаду-Резе Пехлеви, особенно в последние полтора десятка лет существования монархии в этой стране. Вспомним, что ряд бехаитов занимали тогда важные правительственные посты. Достаточно сказать, что почти два десятилетия пост премьер-министра страны занимал бехаит Амир-Аббас Ховейда. Многие бехаиты стояли во главе крупного бизнеса, были выдающимися деятелями иранской культуры, науки и техники. Точных цифр о количестве бехаитов в Иране не имеется, но принято считать, что речь идет о 300 тысячах человек, что сравнимо с самым большим официально признанным религиозным меньшинством страны  — христианами.

Иранская пропаганда называет бехаизм «грязным, противоречащим исламу учением», а его иранское сообщество «…не вызывающий малейшего доверия». В годы правления неоконсервативного президента М.Ахмадинежада репрессии иранских властей по отношению к последователям бехазма приняли беспрецедентный размах. Это было особенно заметно в сравнении с годами каденции предыдущего президента страны Сейеда Мохаммада Хатами (1997-2005 гг), когда для бехаитов были введены значительные послабления.

За период после исламской революции и установления в стране исламистского режима в стране казнено несколько сот бехаитов. Как было сказано выше, применяются и другие меры устрашения – увольнения с работы, исключения из учебных заведений, препятствие продвижению по службе и профессиональному росту. Зафиксированы многочисленные случаи сноса бульдозерами бехаитских кладбищ в разных регионах Ирана, нападения на принадлежащие им дома и общественные здания, вывешивание антибехайских лозунгов и надписей. Государственную деятельность на этом направлении  лично контролирует верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи

Отметим и то, что в отличие от иудеев, христиан и зороастрийцев, бехаиты не являются официально признанным религиозным меньшинством. И если даже для официально признанных религиозных меньшинств по прошествии почти 40 лет после установления в стране исламского строя  все никак не урегулированы вопросы гражданского состояния, возмещения ущерба, социального страхования, и уголовный кодекс страны до сих пор дифференцированно оценивает те или иные противоправные действия, и за одно и то же преступление мусульмане получают более мягкое наказание, чем немусульмане, то по отношению к бехаитам царствует полнейший беспредел. Как писала оппозиционная иранская печать, когда один из офицеров иранской армии по ошибке пристрелил солдата-бехаита, семью погибшего через суд обязали оплатить стоимость использованных боеприпасов. Размах антибехаитских репрессий в Иране приводит к многочисленным протестам мировой общественности, принятию специальных резолюций ООН, однако исламский режим, не обращая на это ни малейшего внимания,   последовательно расширяет практику нарушений элементарных прав адептов этого вероучения.

53.16MB | MySQL:103 | 0,454sec