Контракт на поставку ЗРС С-400 как индикатор общей стратегия действий Турции на внешнеполитическом направлении

Проблем в приобретении Турцией у России зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-400 не наблюдается. Об этом, как сообщает в пятницу телеканал «Хабер тюрк», заявил президент Турции Тайип Эрдоган. «Каких-либо проблем в отношении С-400 нет. На первой стадии совместное производство не предусмотрено. Надеемся, что оно начнется начиная со второй стадии», — подчеркнул он. По словам Эрдогана, Турция «не думает завершать переговоры по С-400». «У нас также был разговор с [президентом РФ Владимиром] Путиным о С-500», — сказал турецкий лидер. 9 октября глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара может отказаться от покупки у Москвы ЗРС С-400, если не будет достигнуто соглашение об их совместном производстве. Президент Турции Тайип Эрдоган сообщил 12 сентября, что Анкара подписала с Москвой соглашение о приобретении систем С-400, и задаток уже внесен. В конце сентября это подтвердил помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин. При этом подчеркнул, что «вопрос о передаче Турции технологии производства зенитных систем С-400 не обсуждается». В этой связи возникает закономерный вопрос об излишней «самостоятельности» главы МИД Турции, который позволяет себе говорить в диссонанс с официальной позицией президента Турции. Причем не в первый раз. Поэтому сразу же отвергнем версию о том, что внутри турецкого руководства существует сильная оппозиция президенту. Просто Р.Т.Эрдоган принял на вооружение испытанную тактику, которая предусматривает посылку необходимых сигналов той или иной стране по щекотливым вопросам от имени премьер-министра и министра иностранных дел, оставляя себя как бы за скобками, что помогает ему оставаться над схваткой в роли третейского судьи. Таким образом, надо очень внимательно отслеживать всю совокупность такого рода заявлений, поскольку, исходя из нее, четко вырисовывается общая стратегия действий Анкары на внешнеполитическом направлении. Мы уже сообщали и повторим еще раз, что не доверяем до конца Р.Т.Эрдогану в рамках его стремления закупить российскую С-400, даже несмотря на внесенный задаток.  В этой связи вспоминается аналогичная история с Китаем года три назад, когда турки в последний момент  аннулировали сделку по покупке китайской ПРО просто в силу того, что сумели выторговать себе масштабные поставки новой техники по линии НАТО. Но сейчас вопрос кроется уже в иной плоскости, и он более масштабен в геополитическом плане, хотя тема модернизации турецкой армии стоит на повестке дня остро. Это особенно стало понятным после неудачной военной кампании турецкой армии в курдских районах в самой Турции. Но отметим, что большой нужды именно в системе ПРО такого уровня турецкие вооруженные силы сейчас не испытывают. Им необходимы адаптированные для применения в горных условиях вертолеты, системы наведения, автомобили и броневики с усиленной противоминной защитой, а также средства связи и приборы ночного видения. То есть ровно именно того, что не хватало военным в рамках их антипартизанских действий. И необходимо им это именно сейчас в отличие от высокотехнологичной С-400. В этой связи отметим, что американцы и европейцы сейчас указанную технику турецкой армии если и продают, то в недостаточном количестве, А немцы на фоне кризиса в двусторонних отношениях вообще заблокировали все поставки. Этот момент безусловно надо иметь ввиду, когда мы говорим о перспективах российско-турецкого ВТС. Помимо этого,  рискнем предположить, что все эти переговоры о покупке С-400 безусловно носят характер жесткого стимулирования Вашингтона на кардинальное изменение им всего комплекса двусторонних отношений. Как впрочем и нынешний визовый скандал. Отметим следующий момент. Откровения министра иностранных дел, а затем фактическое  дезавуирование их со стороны Р.Т.Эрдогана — это сигналы о сценариях развития ситуации именно американцам с надеждой на то, что они сделают единственно правильный выбор. Делегация Госдепартамента США посетит на следующей неделе Турцию для обсуждения визового кризиса между странами. Об этом сообщил в четверг турецкий телеканал Эн-ти-ви. По его данным, американскую делегацию возглавит первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джонатан Коэн. Телеканал отмечает также, что Турция предложила США создать совместную комиссию для преодоления кризиса. Точная дата визита не уточняется. Но вопрос сейчас не в этом. Визы в данном случае только повод для того, чтобы обсудить более серьезные проблемы. Вспомним, как Р.Т.Эрдоган на фоне российско-турецкого потепления тут же поддержал призыв тогда еще недавно выбранного Д.Трампа в отношении необходимости насильственного свержения Б.Асада. То есть развернулся за один день ровно на 180 градусов, и не его вина, что Белый дом эту готовность стать союзником США на сирийском направлении полностью проигнорировал в силу своей опоры на курдов. Теперь Анкара пытается сделать то же самое, но уже с помощью откровенного шантажа в виде обозначения видимых перспектив налаживания отношений с Москвой в области ВТС, поскольку имеет на своих руках неубиваемый козырь в виде авиабазы Инджирлик, без которой активность военной авиации США в Сирии самым кардинальным образом сократиться. И этот шантаж начинает срабатывать. Пентагон уже фактически вывел себя из орбиты нынешнего скандала, а делегация Госдепа заторопилась в Анкару. Решение Турции купить у России С-400 — это проблема для США и НАТО, поскольку эти системы несовместимы с системами, используемыми альянсом. Об этом заявила постоянный представитель США при НАТО Кэй Бэйли в интервью газете The Washington Post. По ее словам, эта сделка тревожит НАТО. Кроме того, Бейли напомнила про интересы Турции и США: сближение с Москвой ни в интересах Анкары, ни в интересах НАТО. Вот именно в последнем умозаключении кроется вся суть проблемы, поскольку «несовместимость» системы ПРО в данном конкретном случае не имеет никакого значения. Кроме того обстоятельства, что американцы не смогут контролировать активность этой системы. Таким образом, по итогам уже нынешних переговоров, на которых Анкара потребует от Вашингтона войти с ней, а с не с КСА, в стратегический альянс на сирийском направлении, мы поймем и все перспективы в отношении сделки с С-400. Если же она вдруг состоится в силу «стратегического просчета» всех последствий такого шага со стороны Вашингтона, то она может открыть «ящик Пандоры». Страны «третьего мира» в этой ситуации начнут соревнование за право приобретения такой системы просто в силу ее дешевизны по сравнению с американскими аналогами (хотя аналогов С-400 просто пока нет) и закономерных законов региональной конкуренции. Очень сомневаемся, что в Вашингтоне такие последствия не просчитывают.

52.25MB | MySQL:103 | 0,555sec