Министерство нефти Ирака наращивает успехи на юге и севере страны

Во вторник, 10 октября, министр нефти Ирака Джафар аль-Луэйби объявил о том, что Министерство нефти рассматривает возможность запуска в эксплуатацию северного участка трубопровода, ведущего в турецкий порт Джейхан, но, не того, который эксплуатирует Иракский Курдистан, а другою нитку, идущую через провинции Салах эд-Дин и Ниневия (собственно, с десяток километров этот трубопровод идет и по территории курдского  региона). Ранее, эта часть нефтяной инфраструктуры Северной нефтяной компании Ирака бездействовала, поскольку основные вводные мощности, такие как от НПЗ в Таджи и в Киркуке, были отключены, большая часть насосных подстанций разрушена, а на магистральных и местных линиях террористы «Исламского государства» (запрещено в России) организовали сотни врезок и новых развязок от добывающих скважин, по которым нефть направлялась прямиком к самодельным наливным рампам для загрузки в автоцистерны, либо на так называемые «самовары», то есть прямогонные установки, где за один цикл перегонки извлекали из нефти бензин, примерно 90-го октанового числа. Надо сказать, что на киркукской нефти, так же как и на некоторых сортах ливийской, достичь такого результата очень не сложно, поскольку все он являются легкими, т. н. «белыми» сортами, сырьем для производства бензина, авиационного керосина и других высокооктановых видов топлива.

Д.аль-Луэйби провел совещание с Северной нефтяной компанией, Компанией по нефтяным проектам и Трубопроводной компанией, на котором был согласован план по срочному вводу в строй всего северного «куста» месторождений Киркука для экспорта нефти в Джейхан. «Мы не сможем справиться с финансовым кризисом и трудностями без ввода в строй северной линии нефтепровода», — заявил журналистам Д.аль-Луэйби, подчеркнув, что это проект будет поддержан «всем имеющимся опытом и ресурсами министерства и находится на контроле у правительства».

Позицию своего руководства развил спикер Министерства нефти, Ассам Джихад, рассказавший, что всем причастным организациям дано указание «в кратчайший срок организовать ремонт и восстановление инфраструктуры», поскольку недавние победы армии, шиитского ополчения и федеральной полиции сделали возможным проведение подобных работ.

«Мы рассчитываем восстановить былую экспортную мощность северного нефтепровода, которая позволяла ежесуточно экспортировать от 250 до 400 тысяч баррелей нефти. К этому могут быть добавлены поставки наземным транспортом, поскольку Турция приняла решение сосредоточиться на импорте нефти от Багдада, кроме того, турецкая нефтяная компания TAPO в ближайшее время вернется для продолжения работ на нефтегазовом месторождении «Мансурийя» в провинции Дияла», — сообщил журналистам А.Джихад.

Министр нефти Ирака встретился с послом Турции в Багдаде Фатихом Юлдузом для обсуждения перспектив укрепления двустороннего сотрудничества между двумя соседними странами. Д.аль-Луэйби высказал уверенность в интенсификации сотрудничества и призвал турецкие компании и бизнесменов вернутся в Ирак. В свою очередь, посол Ф.Юлдуз сообщил о решении турецкого правительства вести дела с правительством Ирака и министерством нефти.

Намечающийся нефтяной «прорыв» федеральный властей Ирака на севере может быть поддержан успехом и на юге. В среду, 11 октября, источник в Министерстве нефти сообщил о «преодолении застоя в переговорах с американским нефтегазовым гигантом Еxxon Mobil, в результате чего стороны достигли согласия о начале реализации американцами проекта на южных месторождениях «Нахр Омр» и «Иртава», расположенных в провинции Басра. Проект предусматривает инвестиции в развитие инфраструктуры, сооружение новых трубопроводов, комплексов по очистке шламовых вод, насосных станций, нефтехранилищ,  практически всего объема мероприятий по подготовке и добыче нефти. И ее транспортировке до входа существующую трубопроводную систему.

Что касается активности Министерства нефти Ирака на севере страны, то это и есть, на сегодня, самый жесткий и неприятный для властей Иракского Курдистана, ассимитричный ответ Багдада на проведение ими референдума и фактическую приватизацию нефтяных поставок из Эрбиля и Сулеймании. Турки, пускай и по политическим соображениям, и, вполне возможно, временно, но поддержат, на обозримую перспективу «энергетическую выволочку» курдам, которые в случае налаживания этого обходного маршрута и его выхода на проектную мощность, рискуют остаться без источников дохода. Месторождений неподконтрольных пешмерга на территории Киркука и Ниневии более чем достаточно, технические и финансовые возможности Министерства нефти и федерального правительства несоизмеримо выше, чем у Эрбиля. А последнему, не исключено, вскоре придется столкнуться с внутренним финансовым кризисом, который уже никак не спишешь на происки Багдада. Хотели независимости – получите. При этом лояльности отрядов пешмерга может хватить от силы на месяц, два, а затем, стоит Багдаду выплатить жалование полиции, например, то все быстро сообразят, что лучше служить тому, кто дает деньги на хлеб для твоей семьи, на Ближнем Востоке эти вещи воспринимаются, что называется, влет.

Даже если политика сыграет свою роль и турки откроют трубу для Эрбиля, в Багдаде смогут поиграть с ними на цене. Тут уже чистая коммерция и опять же, запас прочности выше у центра, чем у региона.

Еще одним крайне интересным моментом является то, что накопленный иракцами при восстановлении своих северных нефтяных объектов опыт, вполне может быть востребован, как и нефть севера Ирака, даже, если предположить, что турки вновь станут покупать ее исключительно у курдов, для еще одного ныне забытого, но весьма неординарного проекта, ждущего своего времени. Это – восстановление нефтяного трубопровода Киркук – сирийский порт Банияс. Конечно, для этого необходимо дождаться восстановления мира в Сирии, и сам трубопровод был заброшен давным-давно, но при нынешних технологиях и ресурсах, это лишь вопрос времени и желания. Для Ирака и Сирии этот проект имел бы непреходящее во всех смыслах значение, а потенциальное участие в нем российских компаний, не только бы привнесло больший смысл в ближневосточную политику РФ, но и на долгие годы стало бы ее «становым хребтом». Если мы исходим сейчас из соображений выгоды, то, вот вам, ее неиссякаемый источник: неограниченные запасы легкой «белой нефти», трубопровод в подконтрольный порт на Средиземном море, который можно и расширить, сотни рабочих мест, загрузка для десятков предприятий, и масса других положительных моментов. Вот вам и экономика, и геополитика, и всем понятно, что и зачем защищают, например, российские ЧВК. И почему база нашего ВМФ находится в этом районе и что именно прикрывают наши системы ПВО.  На наш взгляд это гораздо привлекательнее, чем заняться строительством трубы из конфликтного района к потенциальному сопернику, руководствуясь, по всей видимости, интересами менеджмента даже не высшего, а среднего уровня и, возможно, сиюминутной выгодой, но как бы там ни было, никак не государственными.

56.17MB | MySQL:116 | 0,794sec