Алжир ожидал от визита российского премьера большего

В целом алжирские эксперты оценивают итоги двухдневного визита (9 и 10 октября) российского премьер-министра Дмитрия Медведева как «весьма скромные».

Подписанные в ходе визита соглашения касаются сфер правосудия, здравоохранения, профессиональной подготовки, углеводородной энергетики и использования атомной энергии в мирных целях.

Первое соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи между двумя странами, в том числе в области уголовного права подписали министр юстиции и хранитель печати Тойиб Лух со своим российским коллегой Александром Коноваловым.

Второе соглашение касается исполнения программы сотрудничества в области здравоохранения.

Третье – по профессиональной подготовке.

Четвертое (меморандум о взаимопонимании, касающийся развития связей по углеводородной энергетики, в том числе относительно переработки и транспортировки сырья) был подписан между представителями руководства алжирской государственной энергетической компании Sonatrach и российской компании «Транснефть» (о степени заинтересованности сторон относительно этого соглашения свидетельствует то, что оно было парафировано генеральным директором Sonatrach Абдельмуменом ульд Каддуром, тогда как со стороны «Транснефти» — лишь вице-президентом этой компании Михаилом Маргеловым).

Пятое (меморандум о взаимопонимании по развитию гражданской ядерной энергетики) было подписан между алжирской государственной Комиссией по атомной энергии (Comena) и российской компанией «Росатом». Причем и в этом случае от алжирской стороны соглашение скрепили глава профильной структуры Comena Насреддин Джехри, тогда как со стороны «Росатома» подпись поставил его вице-президент, Николай Спасский.

Шестое (еще один меморандум о взаимопонимании) относится к области фармацевтической промышленности. Оно было заключено между частными алжирской и российской компаниями Biomap и Biocad.

Между тем, согласно оценкам ряда алжирских экспертов, «шесть блеклых соглашений за два дня – это точно не то, чего ожидала от России АНДР». По мнению большинства их представителей, они имели «явно невыразительные результаты», указывая, что ни одно из шести подписанных за время визита председателя правительства РФ соглашений и меморандумов в АНДР не имеет конкретного денежного выражения и они являются, по сути, лишь «декларацией о намерениях».

Согласно их оценкам, «при более внимательном рассмотрении подписанного создается впечатление, что сторонам просто нечего было подписывать», причем характер подписанных документов демонстрирует, что «они имеют очень мало практического смысла».

Например, это касается и атомного соглашения, поскольку стороны еще в 2007 году подписали меморандум о сотрудничестве и прошедшего после этого десятилетнего срока, кажется, было вполне достаточно для перехода к реализации его на практике.

Алжирские эксперты указывают, что в 2017 г. в АНДР состоялось восьмое заседание смешанной межправительственной Российско-Алжирской комиссии, за которым последовал сентябрьский Российско-Алжирский бизнес-форум.

Иными словами, подобные соглашения могли быть подписаны и в ходе этих мероприятий в том числе при участии министра энергетики Александра Новака и других заинтересованных чиновников.

Между тем, как считает большинство представителей алжирского экспертного сообщества, «подобные соглашения выглядят мелко даже для сентябрьского визита Александра Новака, не говоря уже о столь высоком госте, каким является Дмитрий Медведев».

Впрочем, в России практически никто из представителей властей и не ожидал заключения многомиллиардных контрактов, тем более, что визит Д.Медведева, согласно ряду источников, имел не официальный «государственный», а «рабочий», то есть более низкий статус. В противном случае на их подписании обычно присутствует сам президент РФ Владимир Путин.

Важно заметить, что еще в сентябре у сторон отмечались высокие ожидания от такого визита, о чем свидетельствует интервью, взятое у председателя правительства РФ алжирским информационным агентством Algerie Press Service.

Показательно, что его Дмитрий Медведев начал, указав, что он ранее уже посещал эту страну (в 2010 г.) и что «Алжир играет важную роль в Северной Африке и является одной из ключевых стран в этом стратегически важном регионе», назвав его сотрудничество с Россией успешным во многих областях — от энергетики до международной политики».

Он напомнил алжирским журналистам то, какую высокую роль сыграла Москва в достижении алжирской независимости и экономическом становлении АНДР.

По словам российского премьера, именно Москва заложила основы алжирской экономики, предоставляя АНДР помощь, в том числе и денежную, фактически, даря ей целые заводы (например, металлургическое производство в Эль-Хаджаре в районе Аннабы), электростанции (например, в Жижеле) газопроводы (как пример – Альрар — Тинфуйе — Хасси-Мессауд), гидростанции и плотины (Бени-Зид и Тилездит), готовя для нее профессиональные и военные кадры.

По его словам, «К сожалению, после распада Советского Союза было свернуто большое количество перспективных проектов. Теперь мы пытаемся компенсировать то, что было упущено. Я уверен, что мой визит в Алжир поможет дальнейшему развитию дружбы и взаимовыгодного партнерства между Россией и Алжиром».

Однако ему пришлось отвечать и на неудобные вопросы. Одним из них был вопрос о том, что «Россия намерена делать для усиления экономического взаимодействия между сторонами, не оправдывающего ожиданий».

Медведев ответил, что «за последний год торговля между Россией и Алжиром выросла в два раза до четырех миллиардов долларов (более чем на 80 процентов это сумма сделок по военно-техническому сотрудничеству – авт.) … В последующие годы мы можем значительно увеличить объем товарооборота за счет новых областей совместной деятельности. Важным направлением сотрудничества является промышленность. Крупные российские компании, такие как «Газпром» и «Силовые машины» работают в Алжире в области электроэнергии и геологоразведки. Российский завод, выпускающий автомобили Renault, поставляет автомобильные конструкции в Алжир для окончательной сборки. В этом году мы планируем поставить 18 тысяч деталей, более половины из которых уже на месте. В дальнейшем мы намерены диверсифицировать эти поставки. Разумеется, мы готовы экспортировать готовые промышленные продукты, в том числе гражданские самолеты, автомобили, машины для сельского хозяйства, оборудование для железных дорог и инструменты».

По словам Медведева, «В настоящий момент наши алжирские партнеры работают над тем, чтобы превратить свою страну в центр промышленности и энергетики в Северной Африке. На встрече в сентябре они вновь подтвердили, что рассчитывают на помощь России в реализации этих планов. Конечно, мы окажем поддержку Алжиру. Российские компании готовы участвовать в совместных проектах».

Показательно, что на последней по времени сентябрьской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, собравшейся в АНДР 18 – 20 сентября, алжирская сторона среди прочего предлагала РФ не только реализацию проектов в энергетике по разведке, добыче и транспортировке сырья, но и создание совместного центра по обработке геофизических данных, создания совместного предприятия по производству бурового оборудования на территории Алжира, развитие кооперации в сфере нефтехимии и нефтепереработки, сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, энергоэффективности.

Также в ходе визита Дмитрия Медведева стороны обсудили возможность строительства Россией АЭС, а также расширения сотрудничества между заводами «Рено» в Алжире и России (из последней в АНДР для сборки поставляются кузова и запчасти для модного среди алжирцев автомобиля Renault Symbol).

Кроме того, по данным алжирских источников, на встрече Медведева с алжирскими лидерами стороны обсудили создание совместного предприятия по изготовлению производству железнодорожных вагонов, однако здесь пока АНДР заняла выжидательную позицию, поскольку за постсоветское время Россия фактически уступила по железнодорожной части иностранным конкурентам – итальянским, французским, китайским, южнокорейским и т.д.

Например, по данным алжирских источников, Д.Медведев предложил Алжиру увеличить закупки российского зерна, аккуратно намекнув на то, что Москва желала бы избавиться от давления конкурентов на алжирском рынке, под которыми некоторые алжирские эксперты усмотрели Канаду, Францию, Украину и прочие государства.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев при этом отметил сближение позиций между двумя странами, указав, что он имел «успешные дискуссии с алжирскими руководителями, в результате которых они пришли к «новым подходам» в области экономики и инвестиций в различных областях, представляющих интерес для обеих стран, в том числе в сфере энергетики, высоких технологий и в других областях сотрудничества, где «у нас есть на самом деле огромный потенциал совместного развития».

В свою очередь, алжирские лидеры считают, что визит Д.Медведева открывает перспективы для создания в Алжире и России новых рабочих мест и получения ими дополнительных доходов.

Важно отметить, что по данным алжирских источников, стороны уже приступили к согласованию визита в РФ крупной делегации бизнесменов из АНДР, которые должны на месте проработать намеченные в ходе посещения Д.Медведевым Алжира направлений.

Однако вопреки всем ожиданиям, все эти проекты пока остаются лишь проектами. И, по сути, стороны лишь ограничились обсуждением возможных будущих проектов. Вопрос – почему.

Заметим, что перспективы заключения реальных договоров во будут зависеть от уступчивости алжирской стороны, от которой во многом и зависит, как сделать привлекательными сделки для российского партнера.

Советские времена, когда Москва могла позволить себе дарить схожим по «антиколониальной» и социалистической идеологии дорогостоящие подарки в виде целых заводов и электростанций, канули в лету и настала пора обратить наработанные доверительные политические связи, которые так ценятся среди алжирских политиков, находящихся у власти, в конкретные экономические договоренности.

И пока реального подписания документов не состоялось в первую очередь по вине алжирской стороны, до сих пор не поменявшей ограничительное по отношению к иностранным инвесторам законодательство, и в этом смысле данные накануне визита Д.Медведева заверения членов алжирского правительства о смягчении местных законов, не могли перевесить сомнений российского бизнеса относительно развития сотрудничества с Алжиром в нынешней ситуации.

Заметим, что дальнейшее снижение ресурсов алжирской казны также не способствует заключению продуктивных сделок, поскольку руководство АНДР все чаще стремится навязать российской стороне сделки «в долг» и «по бартеру», в том числе фруктовой и плодоовощной продукции, что, разумеется, не может устроить Москву, которой также требуются «живые» деньги.

52.26MB | MySQL:103 | 0,527sec