О раскладе сил среди суннитских племен Ирака. Часть 2

В провинции Анбар господствующее положение занимает племенная федерация дулейм численностью около 3 млн человек. Отношение ее различных племен к войне против терроризма и исламского экстремизма также является сложным и неоднозначным. Инициаторами создания в 2006 году отрядов самообороны «Сахва», боровшихся против «Аль-Каиды» в Ираке были представители племени аль-бу Альван. В годы правления Саддама Хусейна многие члены этого племени служили в рядах элитной Республиканской гвардии.  Шейх этого племени Мухаммед Джавад ан-Найфус активно участвовал в подавлении шиитского восстания в Ираке в 1991 году, в результате чего погибли 60 тысяч шиитов. За «героизм», проявленный при подавлении восстания в провинции Хилла, правительство Ирака подарило ему «Мерседес» и большую денежную премию. Однако это не помешало ему одним из первых установить в 2003 году с американцами рабочие отношения. На короткое время он был арестован, но уже через три месяца освобожден и к гневу многих шиитских политиков стал одним из руководителей провинциальной власти в Анбаре. В 2004 году один из племенных шейхов получил по программе Госдепартамента контракт на строительство в размере 350 тысяч долларов. Члены племени приняли активное участие в создании отрядов «Сахва», несмотря на противоречия между их первым лидером Абу Риша и племенными авторитетами. Благодаря сотрудничеству Раада Сабаха Альвани с американцами уровень насилия в Рамади к 2008 году заметно снизился, а боевики ИГ были изгнаны из города. Однако кампания убийств и арестов полевых командиров «Сахва» после 2011 года, а особенно арест в 2012 году политика федерального уровня Ахмеда Альвани по надуманному обвинению свели на нет успехи, достигнутые в борьбе с терроризмом. Как признавал в мае 2015 году шейх Ареф Мухбар Сайед Альвани: «Среди суннитских племен есть большие группы и отдельные люди, которые борются против террористов с оружием в руках. Однако есть и такие, кто оказывают ДАИШ (арабское название «Исламского государства» — авт.) моральную и логистическую поддержку».

Другое племя аль-бу Фахд занимает исключительное положение в Рамади. На начальном этапе отношения племени с американцами складывались очень непросто. Наиболее влиятельным племенным шейхом до 2006 года был бывший университетский профессор физики Насер Абдель Карим аль-Мухлиф. В 2004 году он был уволен из университета в соответствии с программой дебаасификации. Шейх Мухлиф наряду с религиозным деятелем Мухаммедом Махмудом Латифом организовал отряды сопротивления «Бригады революции 1920 года» и был их первым руководителем. Однако, по сообщению американских источников, к 2005 году он «устал от насилия» и установил контакты с американской военной разведкой. Он принял решение участвовать в декабрьских парламентских выборах 2005 года. В отместку боевики «Аль-Каиды» организовали в январе 2006 года его ликвидацию. Они проникли в дом шейха, переодевшись в форму правительственной армии. Следующим шейхом стал Фавваз Дахам Халиль, которого американская военная разведка характеризовала как «члена ближнего круга Саддама Хусейна и финансиста вооруженного восстания». Свое состояние этот шейх сколотил в 1990-е годы благодаря государственным подрядам. Те не менее, многие видные члены племени присоединились к отрядам «Сахва», которые один из племенных шейхов охарактеризовал как «нашу революцию». Благодаря сотрудничеству с ними к 2008 году удалось добиться стабилизации в Рамади.

Однако, когда в 2014 году началась экспансия ИГ, союзники США и Багдада из племени Фахд были фактически преданы. Таким образом, можно говорить не о «восточном коварстве», а об измене со стороны Вашингтона, бросившего на произвол судьбы своих союзников. По словам члена городского совета Рамади Хасаля аль-Фахдауи, «США сыграли постыдную роль. В 2015 году они заверяли нас, что Рамади не падет, они придут на помощь своими войсками. В то же время зарплата ополчению не выплачивалась Багдадом четыре месяца. Когда наши бойцы увидели, что помощь не приходит, а многие фахдауи (члены племени Фахд) сотрудничают с ИГ, началось дезертирство».

В Фаллудже одним из наиболее влиятельных племен является аль-бу Иса. Шейх этого племени Айфан аль-Исауи был арестован американцами в октябре 2003 года и обвинен в том, что его бойцы сбили американский вертолет, в результате чего погибли 16 военнослужащих США. Именно в Фаллудже в начале 2004 года вспыхнуло антиамериканское вооруженное восстание. Ему предшествовали убийство оккупантами в мае 2003 года 19 мирных демонстрантов и 10 иракских полицейских в сентябре 2003 года. Город был подвергнут бомбардировкам американской авиации и обстрелам, что вызвало многочисленные жертвы. Убедившись в том, что насилием проблему не решить, американская разведка стала искать контактов с шейхами племени. Шейх Айфан был выпущен из тюрьмы Абу Грейб и стал распределять финансовую помощь, выделенную американцами в качестве компенсации за бомбардировки и варварские обстрелы города.

В 2005 году он уехал в Иорданию, где установил альянс с другим шейхом Хамисом аль-Исауи. В 2006 году оба вернулись в Ирак, где возглавили вооруженные формирования «Сахва» в Фаллудже. В 2009 году шейх Айфан был избран депутатом иракского парламента, а в 2013 году был убит при взрыве, устроенном боевиками ИГ. Его союзник шейх Хамис в том же году поменял фронт и фактически перешел на сторону экстремистов. В одном из заявлений он сказал о том, что «Правительство Малики представляет для нас большую угрозу, чем ИГ». Все это привело к союзу большей части племени с радикалами. Несмотря на это, шейх Абдалла аль-Исауи наладил хорошие отношения с правительством Х.аль-Абади и создал трехтысячное ополчение для борьбы против ИГ. Вместе с тем он категорически отвергает идею сотрудничества с шиитскими отрядами «Хашед аш-шааби». Вооруженная милиция племени аль-бу Иса базируется на базе ВВС Хаббания, однако ее полевые командиры жалуются, что правительство затягивает выплату им жалования и вообще относится к ним как к иностранцам.

Наиболее непримиримым противником террористов и исламских радикалов в Анбаре является племя аль-бу Нимр. В 1995 году это племя участвовало в малоизвестном суннитском восстании против режима Саддама Хусейна. Восстание началось, казалось бы, с несерьезной причины. Дочь одного из армейских генералов из провинции Анбар была изнасилована сыном Саддама Удэем. Это вызвало протесты среди генералов-выходцев из племени дулейм. Все они были арестованы саддамовской охранкой. Делегация шейхов выехала в Багдад, чтобы просить за соплеменников. Однако в столице они были зверски убиты, а их расчлененные трупы были посланы на родину. Эти жестокости вызвали народное восстание, распространившееся от Рамади до Абу Грейба, к которому примкнул полк Республиканской гвардии, подавленное «Фидаинами Саддама». С этого времени начались контакты племени аль-бу Нимр с иракской оппозицией. В 2003 году шейхи этого племени одними из первых установили контакты с американцами и еще до образования отрядов «Сахва» создали милицию для борьбы с «Аль-Каидой». В октябре 2014 года вооруженные формирования ИГ изгнали членов племени из мест их традиционного расселения в районе Хит провинции Анбар. При этом шейхи аль-бу Нимр жаловались на то, что ни американская армия, ни Багдад не пришли им на помощь, несмотря на обещания. В ходе резни боевики ИГ убили 600 мужчин аль-бу Нимр. Несмотря на это, шейх Наим аль-Гауд возглавил вооруженный отряд, сражающийся против ИГ.

Достаточно сложно развивалась история племени аль-бу Асаф после американской оккупации Ирака в 2003 году. В 1990-е годы правительство Саддама Хусейна захотело ограничить влияние племенных шейхов и стало заменять их своими марионетками. По словам шейха Али Хатема Сулеймана, «баасисты слепили 450 фальшивых шейхов, чтобы дискредитировать племена». Шейх Маджид Абдель Раззак Али аль-Сулейман в 1990 году был арестован правительством Саддама Хусейна, однако затем выпущен из тюрьмы и выслан из страны. В Иордании он близко сошелся с иракской оппозицией.   Фронда племени против диктатуры Саддама привела его лидеров  к сотрудничеству с американцами. В 2005-2006 годах они приняли активное участие в создании вооруженных формирований «Сахва». К 2007 году Али Хатем Сулейман позиционировал себя в качестве лидера «Сахвы», что привело к его соперничеству с Иракской исламской партией, вице-президентом Тариком аль-Хашими и братом основателя этих отрядов Ахмедом Абу Риша. В этот период Али Хатем Сулейман был распорядителем финансовых средств «Сахвы». В 2010 году он был избран депутатом иракского парламента по списку коалиции «За правовое государство», возглавляемой Нури аль-Малики.

Однако к 2012 году его отношения с Н.аль-Малики стали портиться. Это было вызвано массовыми арестами суннитов и смертным приговором, вынесенным Тарику аль-Хашими по ложному обвинению. После расправы над мирными демонстрантами в Эль-Хувейдже, шейх сказал, что «ждет возмездия за пролитую кровь». Несправедливости иракского правительства привели к большой политической ошибке, совершенной Али Хатемом Сулейманом. Летом 2014 года он открыто солидаризировался с «Исламским государством», заявив, что будет воевать на его стороне до тех пор, пока правительство Н.аль-Малики не будет свергнуто. В настоящее время эксперты сомневаются в реальных возможностях этого суннитского политика. Они полагают, что значительных вооруженных отрядов у него не было уже с 2011 года. «Даже если у Али Хатема и были бойцы в 2014 году, то часть их перешла на сторону ИГ и влилась в их отряды, так что он их больше не контролирует, а другая часть была убита исламистами», — считает иракский эксперт Мустафа аль-Баззаз.

История взаимоотношений США с суннитскими племенами Ирака представляет не только теоретический  интерес. В настоящее время Россия вместе с Ираном и Турцией активно осуществляет усилия по стабилизации обстановки в Сирии. Крупные боевые действия в этой стране уже закончены. Однако в ряде регионов страны еще продолжается партизанская война, ведущаяся радикальными исламистскими группировками. В таких регионах как Ракка и Дейр эз-Зор закончить герилью невозможно до тех пор, пока она поддерживается суннитскими племенами, живущими по тем же законам, что и их иракские собратья. В связи с этим вопрос о взаимодействии с бедуинскими племенами и их интеграции в мирную жизнь остро встает на повестку дня. Негативный опыт американцев в этой сфере позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, суннитские племена в общей массе не прониклись радикальной исламистской идеологией. Их союз с радикалами носит ситуативный характер. Во-вторых, племенные шейхи и авторитеты, учитывая печальный опыт взаимодействия с американцами, крайне недоверчивы и рассчитывают на собственные силы, ожидая подвохов от новых партнеров. Переломить это можно только созданием доверительных отношений и защитой их интересов, в том числе перед центральным правительством. Бедуины ценят верность слову. В-третьих, суннитские племена Ирака и Сирии негативно относятся к Ирану и его политике в регионе. В-четвертых, взаимодействие с каким-либо племенем имеет смысл только на его территории. Представителям этих этносов по большому счету безразлично то, что происходит вне их ареала. Поэтому попытки объединить их в какой-то антитеррористический фронт или заставить бороться за глобальные цели обречены на провал. В-пятых, финансовый компонент играет большую роль в таком взаимодействии. За лояльность племен надо платить, если не наличными деньгами, то их участием в прибыльных секторах экономики на их территории. В случае с Сирией это может быть эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

52.21MB | MySQL:103 | 0,540sec