Продовольственная безопасность Туниса как фактор «арабской весны»

Изучению первопричин феномена «арабской весны» в Тунисе посвящено много исследований. Многие эксперты склоняются к тому, что отсутствие должного внимания правительства к продовольственной проблеме и стало главным фактором, который привёл в начале 2011 года  к одному из первых переворотов из цикла т.н. «арабской весны», распространившейся впоследствии на соседние страны.

Действительно, несмотря на высокие для африканского континента показатели экономического развития и уровня жизни на конец 2010 года, главной проблемой населения Туниса являлся высокий уровень безработицы (13%), прежде всего в сельских районах, которые обеспечивали, да и сейчас обеспечивают занятость примерно 1/5 от 10-миллионного населения страны.

Главной движущей протестной силой в 2011 году стала как раз прослойка малых и средних фермерских хозяйств, которые с началом реализации в Тунисе с 1980-х гг. структурной аграрной реформы стали основой агарного сектора. Это явилось прямым следствием политики международных финансовых институтов, прежде всего Всемирного банка, которые обуславливали свою помощь Тунису необходимостью развивать именно малые фермерские хозяйства как главных производителей сельскохозяйственной продукции. Другим результатом политики международных финансовых институтов стала навязанная Тунису специализации определённых культур, которые в дефиците на мировых рынках. Таким образом, зависимость Туниса и его продовольственной безопасности от международных сырьевых рынков и торговли к концу 2000-х годов последовательно нарастала. Соответственно, любые колебания и проявления волатильности на международных рынках все сильнее ощущались внутри страны. Так, Тунис в полной мере ощутил на себе последствия мирового экономического кризиса 2008 года, когда под воздействием стремительно растущих глобальных продовольственных цен и цена на топливо под угрозой оказалась национальная продовольственная безопасность.

Другой «миной замедленного действия» стала недостаточная инвестиционная поддержка мелких фермеров Туниса со стороны государства. Основное инвестирование с 1990-х гг. было направлено на реализацию крупномасштабных ирригационных проектов, что в итоге привело к нерациональному, неустойчивому использованию земельных и водных ресурсов, истощению почв и ослаблению экономического и экологического потенциала агарного сектора в целом. Мелкие фермеры, особенно проживающие в полупустынных регионах на юго-востоке страны и в основном использующие натуральные источники и скважины для ведения сельского хозяйства,  оказались в числе  наиболее пострадавших от такой нерациональной политики.

Кроме того, налоговая политика правительства была также не в пользу мелких фермеров. Тунисские власти проводили линию на освобождение крупных фермерских хозяйств от налогов на воду и ирригацию, в то время как мелкие фермеры платили их в полном объеме.

Таким образом, к началу 2011 года складывались все структурные предпосылки для угрозы продовольственной безопасности страны, что и спровоцировало во многом социальные потрясения, которые привели к государственному перевороту и смене власти в этой, казалось, процветающей североафриканской стране.

Примечательно, что Тунис, явившись одним из буревестников «арабской весны», стал также и одной из первых стран, оправившихся от переворота. Уже в 2014 году наступила относительная стабильность: с приходом к власти по итогам парламентских выборов светской партии «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса»), в стране наступил период политической стабильности.

В то же время, клубок сложных социально-экономических проблем в Туниса так и не был распутан. Проблема продовольственной безопасности, связанная с сохраняющееся уязвимостью Туниса от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, стоит особняком. Как и в 2011 году, именно она может сыграть роль нового детонатора социального взрыва. Она же может стать и гарантией устойчивого, стабильного политического развития. Много в этом контексте будет зависеть от грамотной и продуманной политики тунисских властей.

Интересно, что на конец 2016 года сельское хозяйство являлось самым быстрорастущим сектором тунисской экономики на фоне стагнации либо падения в других секторах: его доля в ВВП страны выросла в прошлом году на  9.2%, тогда как в целом рост ВВП составил 1.8%. Этому росту во многом способствуют благоприятные климатические условия 2015-2017 гг, позволившие добиться в целом приемлемого урожая зерновых (1.3 миллиона тонн в 2016 году).

В то же время, два «бича» для агарного сектора Туниса фактора — высокая зависимость от импорта зерновых, особенно пшеницы, и инфляция продовольственных цен — продолжали оказывать негативное воздействие. В частности, на 2016-2017 год Тунис запланировал закупку на внешних рынках 3.9 млн тонн зерновых, что на 15% выше среднего ежегодного показателя за 5 лет. Инфляция на продовольственные цены в стране в марте 2017 года в целом выросла на 5%, что стало рекордным по сравнению с ростом в 1% годом ранее. При этом, несмотря на очень высокую степень зависимости от импорта продовольствия, правительство проводит весьма эффективную политику субсидирования базовых видов продовольствия, прежде всего хлеба. Это позволяет заметно смягчать волатильность мировых цен на зерно (Евросоюз является главным торговым партнером Туниса) применительно к внутреннему рынку.

В любом случае, отсутствие устойчивого экономического роста сегодня и в ближайшей перспективе (максимум 2.7-3% прогноз Всемирного банка на 2018-2019 гг), будет сохранять потенциальную угрозу новых социальных потрясений. Рост потребительских расходов, инфляция продовольственных цен вкупе с выскочив долей безработицы (15%) и бедного населения (15%), требует от правительства приведения важнейших структурных реформ в сельском хозяйстве, в том числе грамотной инвестиционной и налоговой политики, направленной на поддержку малых и средних фермерских хозяйств. Одновременно с курсом на рост внутреннего производства, требуется сбалансированная торговая политика, позволяющая стремительно реагировать на колебания внешней конъюнктуры и смягчать ее последствия для внутреннего рынка. Обеспечение продовольственной безопасности Туниса в широком смысле позволит таким образом избежать перевода социально-экономических проблем в политическую плоскость и повторения революционных событий 2011 года.

52.29MB | MySQL:103 | 0,488sec