Китайские специалисты о состоянии американо-турецких отношений

Как отмечают китайские специалисты, отношения между официальными Вашингтоном и Анкарой во время пребывания на посту 44-ого президента США Барака Обамы можно было назвать «практически образцовыми партнерскими».  За прошедшие несколько месяцев благодаря усилиям Дональда Трамп  между двумя государствами (а именно в сфере национальных стратегических интересов) образовалась «гигантская пропасть».

Китайские наблюдатели отмечают, что во время Б.Обамы контакты между специальными службами и военными ведомствами двух государств по своей интенсивности и важности затмевали любые политические переговоры и встречи.  Как известно, Б.Обама в один из своих официальных визитов посетил Стамбул и Анкару, чего ранее не отмечалось за американскими президентами. Это впрямую указывало на значимость этого самого либерального исламского государства для интересов США на Ближнем Востоке

Во время президентства Б.Обамы в целях обеспечения надлежащего контакта между Анкарой и Вашингтоном в структуре Государственного департамента США были проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых была увеличена численность сотрудников отдела помощника государственного секретаря США, который отвечал за европейское направление. Следует отметить, что турецкие спецслужбы активно сотрудничали с американскими коллегами как в Сирии, так и Ираке, Афганистане, что обеспечивало лояльность высшего американского руководства к президенту Турецкой Республики (ТР) Реджепу Тайипу Эрдогану.

Как отмечают китайские аналитики, эта лояльность американских партнеров была настолько прочной, что «свободная и демократическая пресса» США практически не освещала репрессивные меры Р.Т.Эрдогана, которые приводятся в исполнение с лета 2015 г. Как сообщают китайские обозреватели, американские СМИ молчали о последствия неудачного государственного переворота до лета 2017 г.

Для военно-политического руководства США на протяжении многих лет Анкара олицетворяла возможность сочетания исламской религии с правами человека, однако на протяжении последних двух лет турецкие власти постепенно ужесточают внутреннюю политику в отношении всех недовольных. По данным китайских источников, в турецких тюрьмах находится около 50 000 человек, подозреваемых в антигосударственной деятельности и это число продолжает расти.

Китайские специалисты внимательно наблюдают за тем, как растет пропасть в отношениях между Анкарой и Вашингтоном. Как известно, официальная Анкара требует от Вашингтона выдачи исламского проповедника  Фетхуллаха Гюлена, однако американские власти не обращают внимание на эти требования на протяжении нескольких лет.

В ответ на молчание американских дипломатов, турецкие силовики 4 октября 2017 г. задержали одного из сотрудников американского посольства в Анкаре – гражданина ТР, а в качестве ответной меры американского внешнеполитического ведомства стало прекращение 8 октября 2017 г. выдачи любых категорий виз и видов на жительство гражданам Турции. Следует отметить, что в 2016 г. американское диппредставительство в Анкаре выдало 113 240 простых виз и 4834 иммиграционных визы для турок. В ответ на такой недружелюбный шаг 10 октября 2017 г. президент Турции Р.Т.Эрдоган отказался принимать американского посла и даже отметил, что в принципе не нуждается во встречах с представителями внешнеполитического ведомства США.

Еще одним камнем в стену взаимного непонимания стало решение Пентагона о содействии и вооружении курдских отрядов «Сил демократической Сирии» (СДС), которые ведут бои низкой интенсивности с «Исламским государством» и «Хайят Тахрир аш-Шам» (обе организации запрещены в России) в северо-восточных районах Сирии. Американские военные обеспечивают курдских партнеров бронетехникой, оружием, боеприпасами, формой и всем необходимым для выполнения задач.

Такое сотрудничество американцев и курдов полностью соответствует стратегической линии Вашингтона, которая состоит в поддержании нестабильности на Ближнем Востоке, и это идет в разрез с замыслом президента Турецкой Республики о создании «новой Османской империи», которая будет включать часть территории Сирии, Ирака, а также бывшие республики СССР.

Как указывает научный сотрудник центра Западной Азии и Африки Шанхайского института международных  проблем Чжан Вэйтин, напряженность в отношениях между США и Турцией стала расти после событий 2015 г. и особенно после того как турецкие спецслужбы получили подтверждение того, что государственный переворот готовили американские спецслужбы и военные.

Конечно, на состояние американо-турецких отношений влияют личные контакты президента РФ В.В,Путина с  Р.Т.Эрдоганом и стремление турецких военных получить российские зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф», которые хоть и невозможно внедрить в систему ПВО Турции, однако с учетом того, что наличные турецкие средства противовоздушной обороны морально устарели получение такой техники позволит предприятиям оборонно-промышленного комплекса ТР совершить качественный рывок в национальных разработках.

К ряду факторов осложняющих взаимодействие США и Турции можно отнести и визит начальника Генерального штаба ВС  ТР в Иран для согласования сроков и списка двусторонних учений, на которых военнослужащие двух государств отработают тактические приемы по борьбе с террористами.  Также от  внимания китайских специалистов не укрылась и помощь турецких спецслужб группировкам ХАМАС, «Братья-мусульмане» в Египте, народному ополчению в Ливии и другим исламистским организациям, которые софинансирует Катар. Следует отметить, что китайские обозреватели внимательно наблюдают за взаимодействием Анкары и Дохи в ситуации, когда КСА и его партнеры, с благословения Д.Трампа объявили блокаду Катару.

По данным китайских источников, войсковая операция турецких военных в сирийской провинции Идлиб также не была согласована с Пентагоном, поскольку продиктована частными интересами турецкого руководства, которому уже не интересен замысел американских военных и спецслужб по использованию курдов для создания района неподконтрольного официальному Дамаску и одновременному вывозу отдельных полевых командиров ИГ из Сирии в сопредельный Ирак.

Как отмечает Чжан Вэйтин, турецкое руководство намерено активизировать сотрудничество с Багдадом по курдскому вопросу и практически готово к тому, что США выйдут из соглашения по иранской ядерной программе. По оценкам китайского специалиста, нормализация отношений между Вашингтоном и Анкарой возможна только в случае визита Д.Трампа в столицу Турции, который может состояться в ноябре 2017 г. или в начале 2018 г.

Представляется возможным согласиться с китайскими специалистам в том, что если Д.Трамп захочет действительно наладить отношения с Р.Т.Эрдоганом, то ему будет необходимо пойти на серьезные уступки в вопросах военно-технического сотрудничества.  С другой стороны турецкие военные нуждаются в новых боевых самолетах, беспилотных летательных аппаратах и других образцах ВВТ, при  этом национальный ОПК пока не в состоянии полностью удовлетворить требованиям национальных ВС.

52.19MB | MySQL:103 | 0,544sec