ОАЭ потеряло в конце августа в Ормузском проливе свой корвет типа «Байнунах». По официальной версии, он затонул на глубину более 100 метров в результате столкновения с супертанкером, по другой — он получил пробоину в результате диверсии. В любом случае официальные эмиратовские власти хранят по указанному случаю упорное молчание. И связан это не только собственно с нежеланием обсуждать неквалифицированные действия команды судна, сколько с грузом, который оно перевозило. По ряду данных, на его борту находилось оружие и амуниция, которая была закуплена ОАЭ в интересах своего оборонного комплекса. Причем все это вооружение (некоторые эксперты утверждают, что имеются ввиду дроны, ракеты средней дальности, а также компоненты для спутникового наведения израильского производства) закупается на черном рынке в ЮАР и иных странах Африки в рамках собственной аэрокосмической программы. При этом часть продукции запрещена к продаже ОАЭ согласно американским и европейским санкциям. Отсюда и тишина по вопросу инцидента. Основная задача, которая сейчас стоит перед эмиратовцами — поиск иностранного подрядчика, который не только в состоянии поднять со дна груз, но и при этом сохранить полную конфиденциальность. В этой связи в Абу-Даби уже зреет мнение о том, что груз в конечном счете придется оставить на дне ради соблюдения режима секретности. Стойкое нежелание эмиратовцев нанимать для этих целей западные фирмы свидетельствует о том, что груз на затонувшем корабле действительно имеет очень принципиальное значение для обороны страны, но при этом находится под жестким эмбарго Запада. А также тот факт, что израильское происхождение амуниции способно нанести очень серьезный репутационный ущерб Абу-Даби. В этой связи есть версия о том, что корабль перевозил некие компоненты для ядерной программы ОАЭ, которые были закуплены через южноафриканских посредников у КНДР Но мы все-таки больше склоняемся к версии «израильской амуниции», причем в очень чувствительной сфере ракетной программы и спутниковой системы наведения ракет. То есть именно тех моментов, которые находятся под жестким эмбарго Вашингтона. В любом случае отметим, что Абу-Даби усилиями наследного принца Мухаммеда бен Заейда в отличие от Эр-Рияда продолжает усилия по реализации своей собственной программы создания ядерного оружия, ракет средней дальности и собственной системы спутникового наведения. Аналогичные усилия КСА на эту тему в последнее время сильно минимизировались. Во многом благодаря новым контрактам в области ВТС с США, что сняло остроту проблемы в рамках получения новых видов оружия в области беспилотных аппаратов и систем ПРО, а также нежелания министра обороны КСА и наследного принца Мухаммеда бен Сальмана лишний раз раздражать Вашингтон. По ряду данных, Саудовская Аравия сейчас кардинально свернула свои программы сотрудничества с Украиной по вопросам получения технологий ракет средней дальности, а также в рамках взаимодействия с Пакистаном в плане подготовок национальных кадров ученых-ядерщиков.
Эта программа закупки ОАЭ новых технологий в аэрокосмической сфере у Израиля осуществляется сейчас даже, несмотря на возникновение неких разногласий с израильским партнером в последние два месяца и отсутствию дипломатических отношений между странами. В этой связи отметим, что контакты в политической сфере сейчас осуществляются как раз через главную креатуру Абу-Даби в палестинском сообществе, бывшего руководителя Службы превентивной безопасности (СПБ) ПНА М.Дахлана. Того самого, который по планам ОАЭ и АРЕ должен сменить в конечном счет М.Аббаса на посту главы ФАТХа. Напряжение в отношениях по вопросу функционирования фактически контрабандного канала поставок аэрокосмического оборудования возник после того, как министр обороны Израиля А.Либерман в июле с.г. отдал негласное распоряжение представителям ряда оборонных израильских компаний о том, что теперь все контракты с ОАЭ в этой сфере должны осуществляться исключительно через специально обозначенных правительством Израиля «двух основных брокеров».
То есть по версии министра обороны Израиля, все израильские оборонщики должны были в будущем пользоваться услугами одних и тех же «проверенных» (видимо лично А.Либерманом) брокеров при заключении контрактов с Абу-Даби. Ими были назначены глава израильской Aeronautics Defence Systems Шахер Кравец и его южноафриканский партнер Рональд Линде. Мотивировка в данном случае была обусловлена необходимостью создания единого канала поставок израильской аэрокосмической продукции в силу соблюдения режима секретности. При этом и в Абу-Даби, и в среде израильского соответствующего бизнес-сообщества такой шаг министра был расценен как попытка «неуместного фаворитизма». Тем более, что наследный принц ОАЭ привык иметь дело с проверенными израильскими компаниями «Эльбит» и МАИ, которые имеют неофициальные представительства в ОАЭ. Общий объем израильских оборонных контрактов с ОАЭ составляет сейчас порядка 2 млрд долларов в год, и неуместные попытки А.Либермана зайти «на чужую поляну» были негативно восприняты и в Абу-Даби, и в самом Израиле. В результате действия А.Либермана были необходимым образом «скорректированы» израильским руководством при посредничестве все того же М.Дахлана, и канал поставок заработал в прежнем режиме. Но этот эпизод наталкивает на размышления ряда экспертов о наличии серьезного недовольства ряда израильских бизнесменов и самого министра обороны таким вариантом развития событий. И инцидент с эмиратовским корветом мог быть вызван и простой диверсией недобросовестных конкурентов с южноафриканского угла.