Ирак: о восстановлении федеральными силами контроля над административным центром провинции Киркук

В ночь с 15 на 16 октября правительственные войска Республики Ирака при поддержке частей Федеральной полиции МВД и отрядов Народного ополчения начали операцию по восстановлению конституционного порядка на территории провинции Киркук. Это, если назвать происходящее по аналогии с российскими реалиями. В Ираке, разумеется, эту операцию никто так не называет, тем не менее, большинство населения страны встретило случившееся с радостью и энтузиазмом.

Перед этим, вечером 15 октября, в местном курортном местечке, в провинции Сулеймания состоялись переговоры президента Ирака Ф.Маасума с представителями ДПК и ПСК, с участием иракских силовиков, на которых федеральная сторона озвучила ряд требований, сводящихся к содержанию решений, принятых парламентом Ирака сразу после оглашения итогов референдума. Применительно к Киркуку, они сводились к передаче контроля над правительственными зданиями, объектами нефтяной инфраструктуры и транспортными магистралями представителям федерального центра. Часть представителей ДПК не приняла участие во встрече, те же, что присутствовали, либо не обладали должными полномочиями, либо высказались отрицательно. Это предрешило начало выдвижения войск к городу. Часть провинции, ее восточные, южные и отдельные районы на севере уже находились под контролем федеральных сил.

Локально, канун событий ознаменовался обострением обстановки к югу от Киркука, в районе Тор Хузмато, где произошли стычки между бойцами пешмерга, с одной стороны, и туркоманскими и шиитскими ополченцами с другой, в результате которых погибли два полицейских и местная девушка. Было убито несколько ополченцев. Ну, и в полпервого ночи, 16 октября истек ультиматум, направленный курдам, с требованием очистить все нефтяные объекты от их военизированных отрядов, на что было отвечено отказом, вернее, не отвечено никак, после чего отряды армии и полиции начали выдвижение к южным и юго-западным предместьям Киркука. Одновременно, согласно достигнутой договоренности отряды, подчиняющиеся руководству ПСК, начали отход со своих позиций, фактически открывая дорогу федералам для выхода к центру города и его обходу с юга и северо-запада. Отдельные подразделения РПК и ДПК, пытавшиеся оказать сопротивление были частично уничтожены, частично рассеяны, большая их часть, видя развал фронта и предательство (назовем вещи своими именами) со стороны отрядов ПСК, предпочли покинуть позиции. К полудню 16 октября большая часть курдских военизированных формирований отошла от Киркука на расстояние до 20-30 км, оставив в городе большое количество тяжелой техники, вооружения и боеприпасов. Моральное состояние отступающих курдских отрядов подавленное, некоторые бойцы дезертируют. Кроме них, на север устремились десятки тысяч этнических курдов и часть арабов-суннитов. Все они поддерживали идею независимого Курдистана, многие были объявлены в федеральный розыск, а некоторые опасаются репрессий со стороны силовиков.

Стратегически, курды, которых в глобальном смысле подставила клан М.Барзани, потерпели поражение тогда, когда поддержали идею проведения референдума о независимости. Теперь, когда из-за позиции, занятой руководством Патриотического союза Курдистана, стало ясно, войны с Багдадом не будет, во всяком случае, никакой организованной и консолидированной обороны со стороны курдов нет, и не предвидится, конечно, если только отряды федералов не войдут на территорию региона, курдская мечта о независимости отброшена на несколько десятков лет. По большому счету, ничего особенного не случилось, кроме того, о чем предупреждало центральное правительство Ирака, и сообщали мы с коллегами на страницах сайта Института Ближнего Востока. Авантюра с референдумом закончилась «пшиком». К большому разочарованию всех тех, кто ожидал иного развития ситуации или почему-то уверовал в несокрушимость отрядов пешмерга. Все возвращается к своему естественному порядку вещей, разве что курды неизбежно лишаться ряда преференций и их политики поумерят свою, не побоимся этого слова, спесь, которой у них в избытке образовалось после 2003 года.

Прогнозировалось ли такое развитие ситуации? Да оно было на поверхности, и никем особо не скрывалось, особенно в Багдаде и в Тегеране, чья жесткая и принципиальная позиция насчет независимости региона была объявлена и не раз подтверждена. И именно иранцев послушали в руководстве ПСК, которое связывает с этой страной много общего. После чего, все остальное было лишь делом техники. А что до США и Евросоюза, ну так они в очередной раз сдали и предали курдов, которые теперь, переживая болезненное расставание с иллюзиями, платят свою цену за предательство Ирака в 2003 году.

Как будут развиваться события дальше? Ровным счетом так, как об этом опять же сообщали представители федеральных властей Ирака: отряды армии и Федеральной полиции возьмут под свой контроль всю территорию провинции Киркук, в ряде районов с преобладающим курдским населением или смешанным проживанием, будет введен режим совместного обеспечения безопасности на общих блокпостах с бойцами ПСК.  Этот процесс уже начался. К слову, большинство депутатов и федерального и местного парламентов, находящихся сейчас в Киркуке, сообщают о «спокойной, в целом, обстановке», о работающих магазинах и больницах и достаточно спокойной ситуации на дорогах и в населенных пунктах, кроме северного направления, куда устремились все те жители провинции, этнические курды, которые не захотели остаться под федеральной властью. Власть в Киркуке перешла к назначенному иракским премьер-министром, исполнять обязанности губернатора, Ракану аль-Джибури, который будет занимать эту должность вплоть до новых выборов главы провинции. Ранее,Р.аль-Джибури был заместителем прежнего губернатора Наджмеддина Карима.

Разумеется, по мере установления контроля над провинцией, в ней будут аннулированы все результаты незаконного, по мнению Багдада, голосования.

По некоторым сообщениям, согласно достигнутым договоренностям, отряды Народного ополчения не будут находиться в Киркуке на постоянной основе и должны быть отведены на территории соседних провинций.

При этом армейские федеральные части не будут пересекать границ провинции. Во всяком случае, пока.

Весьма вероятно, что раскол среди ведущих курдских политических партий и разочарование простого народа, воспринявшего отход курдских отрядов из Киркука, как поражение, спровоцирует волну недовольства существующим режимом власти в регионе и приведет к возникновению столкновений, возможно даже гражданской войны, все предпосылки к этому имеются. Для Багдада это реальный шанс разделаться, наконец, с М.Барзани и всем, что с ним связано. При этом, крайне важно не допустить перерастания внутри курдского противостояния за пределы регионы и втягивания в него федеральных сил. А вот оказать поддержку отрядам ПСК оружием и боеприпасами будет очень своевременно.

Можно ли говорить об усилении позиций Ирана в Ираке? По нашему мнению, они были и остаются достаточными для влияния на текущую обстановку и позволяющими в значительной степени ее контролировать. При этом, влияние США и в Ираке, и в регионе, по мере нанесения поражения «Исламскому государству» (ИГ, запрещенов России) и после этой истории с Киркуком, будет снижаться.

Заметно укрепятся позиции партии власти в Ираке. На фоне неплохих показателей цен на нефть, политический успех в Киркуке вполне может стать для Х.аль-Абади бонусом на еще один премьерский срок.

Основной интригой ближайших дней станет то, насколько полноценно воспользуется Багдад этим успехом и решит ли он запустить процесс переформатирования Иракского Курдистана в более зависимое от центра состояние. Это покажут следующие неделя-две. Договоренности договоренностями, но соблазн у некоторых политиков в центре если не лишить курдов автономии, то максимально выкрутить им руки, велик. Но, надеемся, на этот раз до этого не дойдет, хотя по очень многим вопросам курдам теперь придется идти на вынужденный компромисс. Что до самого М.Барзани, то он фактически «политический труп» и дни его на посту руководителя региона, скорее всего, сочтены.

Попытка ИГ воспользоваться ситуацией и организовать наступление в тылу иракских войск, северо-западнее Киркука, где несколько сот террористов попытались захватить местные деревни доказывает только одно: переход активной фазы боевых действий в партизанскую, де-факто, состоялся, и успех в борьбе с ними будет зависеть от политики национального примирения с местными племенами, в том числе, теперь и с курдскими, поскольку вчерашние враги на Ближнем Востоке сегодня вполне могут оказаться друзьями.

52.21MB | MySQL:103 | 1,818sec