Сомали: гуманитарный кризис и эффективность донорского содействия

Сомалийский гуманитарный кризис на протяжении нескольких лет является одним из главных приоритетов в гуманитарной повестке международного сообщества, а также в глобальных  дебатах на площадке ООН по кризисному регулированию. Не удивительно: 6 млн сомалийцев нуждаются в гуманитарном содействии, включая 3 млн остро нуждающихся в продовольственной помощи и 400 000 детей с формой острого недоедания.  Казалось, наличие твёрдой политической воли должно сопровождаться устойчивым финансированием как гуманитарных нужд, так и долгосрочного развития.

Однако на деле ведущие доноры не спешат инвестировать в долгосрочное и устойчивое экономическое развитие Сомали, основу экономики которого по-прежнему составляют сельское хозяйство и животноводство. Доноры предпочитают фокусироваться на решении неотложных гуманитарных задач в Сомали. Последнее, следует признать, получается довольно эффективно: в текущем году благодаря своевременной масштабной гуманитарной интервенции ввиду хорошего донорского финансирования гуманитарным организациям вновь, как и ранее, удалось предотвратить наступление масштабного голода, на грани которого ещё в июле находилось более 6  млн сомалийцев.

В текущем году международные организации, финансовые институты и неправительственные организации гуманитарного профиля действовали в Сомали слаженно. Однако на цели развития выделять средства они не очень спешили. Существуют и чисто формальные барьеры и ограничения по линии международных финансовых институтов: например, Всемирный банк не может выделять Сомали ресурсы по линии дочерней Международной ассоциации развития из-за огромного долга Сомали, возникшего ещё в 1980-е гг. Аналогичная история с Международным валютным фондом, долг к которому составляет 5.3 млрд долларов, что не позволяет превышать порог помощи развитию Сомали в 300 млн долларов. В итоге, международные финансовые институты вынуждены добиваться от доноров согласия на экстренные транши и вливания для Сомали в непрофильной для их деятельности сфере чрезвычайного реагирования, игнорируя де факто колоссальные потребности страны в области развития. Только в 2017 году Всемирный банк смог «пробить» 50 млн долларов на Сомали через внутренний механизм кризисного реагирования, однако масштабных  инвестиций в долгосрочную стратегию для Сомали привлечь не удалость.

Как итог — более чем скромные показатели ресурсного обеспечения задач долгосрочного развития и восстановления. Так, судя по статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Сомали не входит в первую десятку реципиентов официальной помощи развитию (ОПР), где представлены, например, Афганистан (1 позиция, 3.8 млрд долларов); Сирия (7 позиция 1.7 млрд долларов); Южный Судан (10 позиция, 1.5 млрд долларов). Нужно признать, что в числе главных получателей отсутствуют также Йемен и Ирак. Примечательно, что Сомали нет даже в списке 10 крупнейших реципиентов африканского континента (данные ОЭСР за 2015 год). Общий размер донорских взносов на помощь Сомали варьировался за последнее время от 1 до 1.4 млрд долларов в год. Причём, около 80% этой помощи расходовалось равномерно на гуманитарные нужды и механизмы социальной защиты. На восстановление экономики,  устойчивое развитие и производственную сферу тратились совсем незначительные инвестиции, в совокупности не превышающие 20%.

Мобилизация ресурсов даже на самые приоритетные гуманитарные направления также оставляет желать лучшего. На начало октября 2017 года в целом для Сомали удалось мобилизовать 1.1 млрд долларов, из которых 820 млн по линии гуманитарных призывов. Однако, ресурсы, выделенные донорами на гуманитарные нужды составили лишь 54% из запланированного бюджета. В этом нет ничего необычного. В 2013-2016 гг. в Сомали достигались аналогичные результаты: доноры выделяли в среднем от 49% до 56% ресурсов. При этом, на 2017 год в тройку ведущих доноров для Сомали входят традиционно США (28%), Великобритания (19.7%), Европейская комиссия (13.7%).

Таким образом, анализ механизма донорского финансирования помощи Сомали позволяет говорить о сильном перекосе в пользу гуманитарного, чрезвычайного реагирования в ущерб долгосрочным стратегиям развития. Гуманитарное содействие, безусловно ключевое для Сомали в плане спасения жизней людей от голода, несмотря на высокую степень эффективности, не способно в одиночку решить сомалийскую проблему. Такого рода инъекции лишь на время откладывают коллапс экономической системы и механизмов социальной защиты, включая здравоохранение и образование, находящиеся на грани полного разрушения. Необходимо сопрягать эти важнейшие усилия с устойчивым финансированием долгосрочных целей развития, прежде всего по линии международных финансовых институтов и региональных банков развития. Важны инвестиции в ключевые экспортоориентированные отрасли, например, животноводство, стимулирование частного сектора, малых фермерских хозяйств. Чтобы обеспечить необходимый поток инвестиций по каналам Всемирного банка и МВФ, требуется политическое решение ключевых доноров, прежде всего США, допустить Сомали в процесс ускоренного списания долгов, например через инициативу HIPS (Heavily Indebted Poor Countries), ориентированную на облегчение долгового бремени беднейших стран.

Следует также иметь ввиду, что инвестиции на цели долгосрочного развития, восстановления экономики и эффективно функционирующей социальной сферы , создания рабочих мест и роста доходов — все это в комплексе является лучшей панацеей от маргинализации населения и его втягивания в террористическую деятельность. В контексте доставки гуманитарной помощи у группировки «Аш-Шабаб» в Сомали есть много рычагов влияния, прежде всего за счёт закрытия доступа нуждающегося населения к продовольствию и контроля за распределением гуманитарных грузов. В отличие от гуманитарного содействия, долгосрочному устойчивому развитию, в которое вовлечено весьма молодое население Сомали (62% сомалийцев — в возрасте до 24 лет) террористам нечего будет противопоставить.

52.24MB | MySQL:103 | 0,469sec