Комплекснaя программа США по переустройству ближневосточного региона

Комплексная программа США по коренному переустройству Ближнего Востока «Ближний Восток 2003» не ограничивается только военной операцией против Ирака. Военные действия против этой страны представляют собой один из эпизодов поэтапного сценария американцев.

В основу названного сценария лег замысел бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера. Этот замысел был сформулирован следующим образом: «Решение палестинской проблемы через Багдад». Согласно сценарию, на Ближнем Востоке должно быть создано региональное сообщество, удовлетворяющее во всех отношениях Америку. Для этого необходимо решить палестинскую проблему в соответствии с планами американцев, а в качестве предварительного условия урегулирования кризиса в Палестине предполагается смена политического режима в Ираке.

Первый этап

На первом этапе после свержения режима Саддама Хусейна в Багдаде к власти должен прийти режим, который будет играть в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке роль, отвечающую интересам США, и станет союзником Вашингтона.

Одна из целей такого сотрудничества может заключаться в том, что новый Ирак будет помогать Америке приуменьшить роль Ирана и Саудовской Аравии в ОПЕК и на мировом нефтяном рынке. Другая цель связана с палестинской проблемой. Когда в новом Ираке будет править режим, близкий Америке, антиизраильская направленность его политики станет минимальной.

Второй этап

Второй этап связан с тем, что с приходом к власти в Ираке нового режима Сирия окажется в полном окружении. Она располагается между Израилем (врагом), Турцией (союзником Израиля) и Иорданией и Ираком (режимами, близкими Америке).

В этих новых условиях на нее будет оказано сильное давление в связи с продолжением ее противостояния с Израилем и в связи с оказанием ею поддержки интифаде, палестинским и ливанским группировкам, таким как «Хамас», «Исламский джихад», «Народный фронт освобождения Палестины», «Демократический фронт освобождения Палестины», «Хезболла» и др. Если Сирия будет упорствовать в своей политике по оказанию поддержки перечисленным группировкам и в своей непримиримости по отношению к Израилю, сирийское правительство и руководство испытают на себе прямое воздействие под тем предлогом, что Дамаск поддерживает террористов.

По оценкам стратегов Пентагона и Совета национальной безопасности, Сирия будет поставлена перед выбором между противодействием давлению, создающему угрозу самому существованию режима Башара Асада, и выполнением требования американцев прекратить поддержку палестинским и ливанским группировкам. Под сильным давлением, оказываемым на Сирию, она будет вынуждена выбрать первый вариант, т.е. предпочтет сохранить свое существование и откажется от оказания помощи антиизраильским группировкам. Как предполагают авторы американского сценария, после того, как Сирия порвет свои отношения с палестинскими и ливанскими группировками, Дамаск потеряет основные рычаги, с помощью которых Башар Асад мог влиять на палестинскую проблему и на процесс противостояния между Сирией и Израилем. Таким образом, на втором этапе осуществления программы США Сирия будет вынуждена пойти на соглашение с Израилем.

Третий этап

В сценарии предполагается, что на этом этапе произойдут коренные изменения в процессе интифады. Группировки «Хамас», «Исламский джихад», «Хезболла» и другие станут менее способными оказывать сопротивление Израилю. Идея заключается в том, что после ослабления поддержки со стороны Сирии и в результате давления Вашингтона на Иран для того, чтобы и он не оказывал поддержки палестинцам, «Хезболла», «Хамас» и «Исламский джихад» утратят способность сопротивляться и окажутся в очень сложном положении. При таких условиях они не смогут продолжать эффективную и серьезную борьбу против Израиля.

Четвертый этап

Если американцам удастся обуздать названные группировки, и интифада не сможет быть продолжена, не будет обладать достаточной силой для дальнейшей игры с Израилем и администрация Арафата. Под давлением со стороны Америки и Израиля он будет вынужден пойти на компромисс и заключить сделку с Израилем.

Пятый этап

Если посмотреть на проблему под несколько иным углом зрения, то можно сказать, что идея Киссинджера косвенно была направлена на ослабление позиций Саудовской Аравии в арабском и исламском мире. По убеждению стратегов из администрации Буша, враги Америки зачастую находятся в тех странах арабского мира, с правительствами которых США внешне поддерживают дружественные отношения. В настоящее время в Америке растет уверенность в том, что Саудовская Аравия представляет собой основное, центральное звено исламского политического радикализма среди мусульман-суннитов. Она несет в себе серьезную угрозу национальной безопасности США.

Именно поэтому Америка в рамках урегулирования иракского кризиса намеревается после смены баасистского режима уделить внимание иракской нефти для того, чтобы использовать «рычаг увеличения добычи иракской нефти с целью снижения цен на нефтяном рынке» и «увеличение импорта нефти из Ирака американскими компаниями» для обеспечения большей независимости Вашингтона. Тем не менее, до тех пор пока американцы не найдут надежный источник, из которого будут поставляться 8,6 млн. баррелей нефти (именно столько нефти поставляет Саудовская Аравия), в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом не произойдет принципиальных изменений.

Шестой этап

По упомянутому сценарию, после смены режима в Ираке планируется оказать давление и на Иран, чтобы сблизить его политику с американской. С одной стороны, с установлением проамериканского правления в Ираке давление на Иран будет оказано в связи с давними территориальными разногласиями между двумя странами, а с другой — предполагается, что после смены иракского режима, создания кольца блокады вокруг Сирии и усиления нажима на «Хезболлу», «Хамас» и «Исламский джихад» и на их покровителей в Тегеране и Дамаске Иран, как и Сирия, будет вынужден прекратить оказание поддержки названным группировкам, или же ему придется испытать на себе прямое давление со стороны США. Согласно проведенному анализу, если Иран откажется поддерживать палестинские и ливанские группировки, он, как и Сирия, потеряет возможность влиять на решение палестинской проблемы и не сможет высказывать свои требования Америке и Израилю.

В сценарии предусматривается также, что новый Ирак будет введен в структуры по сотрудничеству в области безопасности в зоне Персидского залива, поскольку с возвращением нового Ирака в эти структуры расстановка сил в регионе будет в большей степени отвечать интересам США. Важным моментом на этом этапе является то, что для оказания давления на Иран будут внесены изменения в формулу «6 + 2» (члены Совета по сотрудничеству государств Персидского залива плюс Америка и Англия), которая на сегодняшней день удовлетворяет американцев, и таким образом будет создана новая система безопасности, и в ней не будет места только для Ирана.

Фактически по сценарию, предложенному такими стратегами, как Киссинджер и Ричард Дюпре, Америка в рамках комплексной программы по изменению ситуации на Ближнем Востоке через смену режима в Ираке предпримет шаги по оказанию давления на Иран, Сирию, Саудовскую Аравию и антиамериканские и антиизраильские группировки для решения таким образом палестинской проблемы. Наконец, со сменой политического режима в Афганистане, со сменой режима Саддама Хусейна и с отстранением Арафата от руководства палестинцами, с одновременным оказанием сильного давления на Сирию и Иран для того, чтобы заставить их отказаться от поисков пути решения проблем, не отвечающего интересам Америки, США намереваются стать больше, чем великая держава. В результате перечисленных действий Америка превратится в «государство-гегемон», которое будет обладать возможностями отстранять от власти политические режимы и создавать новые.

Насколько стратегам, подобным Киссинджеру, и таким крайне настроенным политикам, как Дональд Рамсфельд, Дик Чейни и Пол Вулфовиц, удастся осуществить эту комплексную программу, имеющую большое значение для будущего на Ближнем Востоке, зависит от степени способности Вашингтона контролировать многочисленные конфликты. При этом ближневосточная политика администрации Буша как раз и направлена на разжигание конфликтов.

Многие из участников событий в регионе из числа государств арабского мира и стран региона хорошо понимают, каких целей добиваются США с помощью данного сценария, и начали вести переговоры и консультации для того, чтобы защитить свои интересы и обеспечить национальную безопасность. В случае успешного осуществления этого сценария интересам многих участников событий (даже некоторых традиционных союзников Америки, таких как Саудовская Аравия), без всякого сомнения, будет причинен значительный ущерб.

Слабым местом сценария является то, что против него настроены как государства, так и общественность региона. В этот исторически важный момент у Ирана нет иного выхода, как на основе четкого понимания хода событий проводить такую внешнюю политику, которая позволит защитить национальные интересы и нормализовать обстановку внутри страны. Для успешного выполнения любого решения, принятого высшим руководством в Тегеране, более всего необходим «единый голос» всех политиков внутри страны, который позволит проводить политику, адекватную тем событиям, которые происходят вокруг Ирана, в особенности в отношении иракской проблемы.

Следует помнить, что если во внутренней политике «разноголосица» благо, то во внешней она в равной степени зло.

40.48MB | MySQL:92 | 0,949sec