Федеральные власти Ирака установили полный контроль над объектами нефтяной промышленности в провинции Киркук

17 октября, министр нефти Ирака Джафар аль-Луэйби заявил о возврате нефтяных месторождений «Бей Хасан» и «Хафана» в провинции Киркук в «национальную производственную систему», подтвердив, что его ведомство «продолжит последовательные шаги по развитию добывающих мощностей в провинции.

В коммюнике, переданному представителю информационного агентства «Ас-Сабах аль-Джадид», говорится, что «решимость и воля власти и военного командования, представленная Верховным главнокомандующим и воплощенная в управлении группировкой нашими войсками, внесла решающий вклад в успех наших героических воинов в установлении полного контроля над всеми объектами, сооружениями и частями, нефтяными и газовыми месторождениями в провинции Киркук». Своевременная реакция иракских военных  и их четкие действия способствовали тому, что задачи по взятию нефтяных объектов под контроль, прошли своевременно, «с высокой гибкостью» и без эксцессов.

Д.аль-Луэйби подчеркнул, что контроль восстановлен над всеми, без исключения объектами нефтяной инфраструктуры, включая насосные станции и трубопроводную систему, а также над теми из них, что расположены в т. н. «территориях со спорным статусом», то есть по всей, без исключения территории провинции. Министерство настроено «скорейшим образом вернуть производство в его естественное русло», и рассчитывает «инвестировать богатства Киркука на благо всего иракского народа и национальной экономики», — добавил министр, подтвердив, что среди приоритетных задач ведомства будут наращивание добычи и увеличение экспорта нефти, параллельно с развитием месторождений и обеспечением восстановления и ремонта пострадавших объектов. Местным служащим из числа этнических курдов предложено вернуться на работу, и продолжить исполнение своих функциональных обязанностей. Отмечено, что многие из них сделали это, не дожидаясь специального приглашения. Тем не менее, несколько сот сотрудников пока отсутствуют на рабочих местах.

«Сегодня наши специалисты занимаются приемкой и вводом в строй месторождений «Бей Хасан» и «Ханафа», насосных станций и трубопроводов, ведущих к северному пограничному переходу с Турцией. Техники и инженеры проводят оценку технического состояния сооружений и реализуют комплекс мероприятий по скорейшему запуску и возобновлению добычи и ее поддержанию на должном уровне там, где она идет, дополнительно готовится открытие экспортного коридора и проводится оценка состояния трубопроводной сети между месторождениями и между основными населенными пунктами провинции», — сообщил Д.аль-Луэйби представителям местным СМИ на пресс-конференции в штаб-квартире Северной нефтяной компании в Киркуке.

По его оценке, «период многолетнего периода анархии и разрухи, разбазаривания ресурсов, когда местные власти игнорировали все усилия власти и министерства»,  закончен. Настает время восстановления экономики, развития добычи нефти и газа, стабилизации экономики. Не могло быть и речи о модернизации инфраструктуры, постройки нового НПЗ, нефтяная промышленность Ирака не дополучала из Киркука порядка миллиона баррелей нефти в сутки, из которых 400-500 тысяч могли отправляться на экспорт.

Время, необходимое для восстановления добычи и запуска экспортных поставок оценивается независимыми экспертами, в срок, от полутора до трех месяцев.

Политика министерства, по словам Д,аль-Луэйби, в отношении нефти состоит в том, что она является достоянием всех иракцев, без различия на племена и религиозные взгляды. Важное место в производственной политике буде уделено налаживанию местного производства топлива, бензина и солярки, печного топлива, в котором, в преддверии зимнего сезона, отчаянно нуждаются местные жители, население провинций Ниневия, Анбар, Киркук и Салах-эд-Дин.

Спикер министерства нефти Ассам Джихад сообщил журналистам, что 17 октября, федеральные силовики взяли под свой контроль центральный офис и весь комплекс зданий Северной нефтяной компании в северо-западной части Киркука. Также, под их охрану перешел расположенный поблизости нефтеперерабатывающий завод. Находившиеся там ранее курдские военизированные формирования покинули эти районы без боя, в результате чего удалось избежать жертв и разрушений.

Журналисты Reuters сообщают, что иракские военные заняли объекты Северной нефтяной компании после того, как ими был занят военный аэродром «К-1». Военные также взяли под свой контроль находящиеся неподалеку месторождение «Баба Гыргар» и местный НПЗ.

Источник в Министерстве нефти в иракской столице сообщил журналистам, что «производство нефти на северных месторождениях продолжалось, несмотря на реализацию иракскими военными мероприятий по восстановлению порядка, законности и конституционного строя на севере страны».

Важную подробность происходившего за последние два дня в Киркуке привел на условиях анонимности источник в штабе Объединенной группировки войск. По его словам, ряд «честных и дружественных курдских командиров согласились передать нам нефтяные объекты Северной компании, а также Северной газовой компании, принадлежащие государству без боя». Военный пояснил, что «согласно договоренности с курдскими полевыми командирами и лидерами племен, все, что касается нефти и газа не должно быть объектами противостояния». Тем самым, и очень наглядным образом продемонстрирован тот факт, что вопреки политиканству группировки М.Барзани, местные курдские силы вполне реально оценили расклад и возможные сценарии развития ситуации. Их поддержали в большей части и те формирования, которые прибыли из курдской автономии, самых несговорчивых поставили перед незатейливым выбором, большинство же, судя по всему, сделало его в пользу федерального центра. Не случайно, на ряде объектов, особенно вне городов, курдские формирования продолжили их охрану, поступают сообщения о вливании некоторых курдских подразделений в официальные федеральные силовые структуры, а для мужчины-курда всегда было очень важно иметь статус, связанный с военной службой, к тому же поддержанный стабильным доходом. Вполне вероятно, что из числа курдов, или с их участием будет сформирована военизированная охрана месторождений, поскольку террористическая деятельность «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в провинции далеко не подавлена, да и как знать, проэрбильские, сепаратистски настроенные элементы могут попробовать устроить диверсии на объектах Северной нефтяной компании. Особенно в свете перспективы реальной экспортной конкуренции в направлении Джейхана.

62.81MB | MySQL:102 | 0,667sec