Ситуация в Ливане: сентябрь 2017 г.

Социально-политическая ситуация в Ливане в сентябре 2017 года характеризовалась относительной стабильностью. Политические круги Ливана и иностранные наблюдатели позитивно оценили победу вооруженных сил страны над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в Арсале и Каламуне в августе с.г., расценив их как безусловный вклад в повышение безопасности и стабильности страны. По мнению большинства аналитиков, эти военные победы способствовали повышению престижа ливанской армии и ее роли в политической жизни страны. Ливанская армия, фактически распавшаяся в ходе гражданской войны 1975-1990 годов, а в 1990-е годы носившая декоративный характер, впервые вновь проявила себя на поле брани в 2007 году в ходе контртеррористической операции в лагере палестинских беженцев Нахр эль-Барид. В 2014 году ливанские вооруженные силы взяли под контроль второй по величине город в стране Триполи, где назревала мини-гражданская война, и сумели в короткий срок разоружить боевые отряды джихадистов. Последняя победа ливанской армии над террористами свидетельствует о том, что вооруженные силы страны в полном объеме восстановили боеспособность и эффективность.

1 сентября верховный муфтий суннитской общины Ливана шейх Абдель Латиф Дерьян произнес в мечети Рафика Харири проповедь, в которой высоко отозвался о ливанской армии и героизме ее военнослужащих. «Ливанская армия является нашей национальной армией, защитой нашей независимости, единства, стабильности и безопасности. Все ливанцы должны плечом к плечу встать для поддержки нашей армии, которая одна может защитить нас и от израильского врага, и от криминальных террористов», — заявил муфтий. В проповеди муфтия просматривалось желание привлечь внимание к законности вооруженных формирований «Хизбаллы». Он отметил: «Наш государственный проект должен базироваться на законных национальных институтах».

Лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла произнес 7 сентября речь в связи с шиитской траурной церемонией Ашура. В ней он отметил, что движение «Хизбалла» играет большую политическую роль не только в Ливане, но и в регионе Ближнего Востока в целом. По мнению шиитского лидера, во многом благодаря усилиям «Хизбаллы» был сорван совместный  проект США, Саудовской Аравии, Израиля и Катара по разделу стран региона и уничтожению сопротивления. Он предостерег Израиль от осуществления агрессивных действий в отношении Ливана. «Я прошу народ Израиля втолковать своим правителям, вроде Нетаньяху, чтобы  они воздержались от агрессии на нашу землю. Это будет самая большая ошибка за всю историю Израиля», — отметил Х.Насралла. Лидер «Хизбаллы» подчеркнул, что не является антисемитом и борется не с еврейским народом, а именно с Государством Израиль. «Мы признаем великий духовный потенциал еврейской религии и культуры. Поэтому я призываю евреев, живущих в Израиле, возвращаться в те страны, откуда они приехали. Если же они останутся в Израиле во время нападения израильской армии на Ливан, то им не останется безопасного места, где переждать войну».

Свои взгляды на роль и место движения «Хизбалла» в системе безопасности Ливана высказал президент республики Мишель Аун на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 21 сентября с.г. Целесообразно выделить несколько моментов в речи президента М.Ауна. Во-первых, он охарактеризовал нынешний масштабный военно-политический конфликт на Ближнем Востоке как Третью мировую войну, которую ведут террористы и «некоторые могущественные мировые силы» против народов региона, стравливая разные религиозные и этнические группы. Во-вторых, он отметил, что выступает за создание единой ливанской армии, имеющей монополию на применение силы, но в нынешних условиях это неосуществимо. «В феврале 2006 года я поставил перед Хасаном Насраллой вопрос об интеграции отрядов «Хизбаллы» в ряды ливанской армии. Однако в июле началась война с Израилем, и только «Хизбалла» сумела организовать эффективную оборону. Пока существует угроза агрессии со стороны Израиля, будет существовать и милиция сопротивления», — констатировал президент. Во-третьих, М.Аун сосредоточил внимание мирового сообщества на проблеме сирийских беженцев, подчеркнув, что они стали «непосильной ношей» для Ливана. Ливанский президент предложил странам-членам Совета Безопасности профинансировать возвращение беженцев в САР, подчеркнув при этом, что 80% территории этой страны уже находится под контролем правительства и полностью безопасны. «Возвращение беженцев в Сирию обойдется мировому сообществу гораздо дешевле, чем их обустройство в Ливане», — отметил президент. В-третьих, Мишель Аун сказал о необходимости восстановления разрушенной военными конфликтами последнего десятилетия экономики стран Ближнего Востока, особенно Сирии. С этой целью он предложил создание «Левантийского общего рынка» в составе Сирии, Ливана, Иордании и, возможно других стран.

В сентябре в Ливане обозначилась возможность появления новой оппозиционной коалиции, враждебной Ирану и «Хизбалле». 8 сентября состоялась встреча трех ливанских оппозиционных политиков: Ашрафа Рифи, молодого лидера партии «Катаиб» Сами Жмайеля и лидера Национально-либеральной партии Дори Шамуна. Если Д.Шамун не является значительной фигурой и остается в ливанском истеблишменте только благодаря тому, что является сыном президента Камиля Шамуна, то С.Жмайель все больше претендует на лидерство в христианской общине, несмотря на то, что его партия не вошла в нынешнее ливанское правительство. Политики проявили осторожность и не объявили о создании нового альянса, но ливанские журналисты уже строят предположения о возможности создания нового блока «За новую демократию». Их объединяет стремление разоружить отряды «Хизбаллы» и сделать ливанскую армию единственной легитимной вооруженной силой. «Монополия на вооруженные силы должна быть у ливанской армии. Страна должна управляться парламентом, а не милицией», — заявил Ашраф Рифи. Ему вторит Сами Жмайель: « «Хизбалла» хочет отнять у армии победу над террористами в Арсале. Нелегальное оружие на руках у боевиков порождает коррупцию».

Ашраф Рифи, собирающийся создавать собственную политическую партию, выразил свои настроения в интервью газете Orient le Jour. В интервью А.Рифи резко осудил С.Харири за сотрудничество с «Хизбаллой», проведя параллели между нынешним правительством Ливана и французским правительством Петена, протянувшим руку нацистской Германии. А.Рифи обвиняет С.Харири за ту «ненормальную ситуацию», в которой оказались сунниты Ливана. По мнению бывшего министра, сунниты чувствуют себя так, как будто их собственное руководство их предало. Он, в частности, сказал: «Руководство, которому они (сунниты) отдали свои голоса и свою веру, не достигло нужного уровня ответственности. Это руководство действует так, как будто оно уже потерпело поражение». В то же время генерал резко осудил экстремистов и террористов: «Такое поведение неприемлемо и мы первыми боремся с экстремистскими группировками. Могу вас заверить, эти радикалы находятся в абсолютном меньшинстве.  Беда в том, что радикалы более активны, они собираются и шумят на площадях, в то время как умеренные мусульмане сидят дома».

Главными внешнеполитическими событиями в сентябре стали визиты премьер-министра Саада Харири в Париж и в Москву. 13-15 сентября с.г. состоялся официальный визит премьер-министра Ливана Саада Харири в Российскую Федерацию. В настоящей поездке С.Харири сопровождали вице-премьер Гассан Хасбани, министр информации Мельхем Рияши, министр финансов Али Хасан Халиль, министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук, министр общественных работ и транспорта Юсеф Фенианос, министр экономики и торговли Раед аль-Хури и министр культуры Гаттас Хури. В ходе визита ливанский премьер провел 14 сентября встречи с председателем правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым и министром иностранных дел  С.В.Лавровым, а 15 сентября – переговоры с Президентом РФ В.В.Путиным.

Д.А.Медведев подчеркнул важность для России развития отношений с Ливаном. Обращаясь к ливанскому гостю, он сказал: «Вы проводите политику усиления сотрудничества отношений с Россией и углубления нашего сотрудничества. Мы высоко оцениваем Ваш подход». Премьер-министр России  добавил, что Россия очень сильно поддерживает политику С.Харири, направленную на поддержку суверенитета и территориальной целостности Ливана. Он также отметил, что обе страны сталкиваются с проблемой терроризма, и должны сотрудничать в ее решении. Д.А.Медведев поздравил ливанского коллегу с уничтожением террористических и экстремистских группировок внутри ливанских границ (в Арсале и Каламуне). Он также отметил, что Российская Федерация готова помогать Ливану в борьбе с терроризмом и других чувствительных вопросах. На встрече с министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым С.Харири выразил надежду, что Российская Федерация окажет помощь Ливану в решении проблемы сирийских беженцев. Касаясь темы сирийских беженцев, С.Харири подчеркнул на встрече с министром иностранных дел России: «мы хорошо знаем о Ваших условиях по политическому решению сирийского кризиса. Мы надеемся, что частью этого политического решения будет возвращение сирийских беженцев на родину». На встрече с министром иностранных дел С.В.Лавровым премьер-министр Ливана также подчеркнул намерение своего правительства развивать экономические отношения между Россией и Ливаном: «У нас с Россией сложились прекрасные политические отношения, но вот экономические отношения между двумя  странами оставляют желать лучшего. Свою задачу как глава правительства я вижу в том, чтобы довести наши экономические отношения до уровня политических». 15 сентября премьер-министр Ливана С.Харири провел часовые переговоры с президентом РФ В.В.Путиным. Однако переговоры проводились за закрытыми дверями и подробности встречи не стали достоянием журналистов. Представляется, что визит С.Харири в Москву преследовал как официальные (открытые), так и скрытые цели. К официальным целям визита относились интерес Ливана к поставкам российских вооружений, желание привлечь внимание Москвы к проблемам сирийских беженцев в Ливане, а также намерение привлечь российские компании к разработке газовых месторождений на ливанском шельфе. Однако просматривались и скрытые цели визита. Во-первых, принимая внимание доверительные отношения России и Израиля, желание привлечь Москву к снижению вероятности военного нападения Израиля на Ливан. Во-вторых, желание заручиться поддержкой на  предстоящих переговорах с движением «Хизбалла» и его лидером Хасаном Насраллой.

52.21MB | MySQL:103 | 0,480sec