Обзор гуманитарной ситуации в Южном Судане: сентябрь-октябрь 2017 г.

В отчетный период, несмотря на достаточно благоприятные климатические условия и старт сезона сбора урожая, каких-либо существенных сдвигов в гуманитарной ситуации в Южном Судане не произошло. По состоянию на 15 октября, во многих регионах страны население пребывает в предкризисном состоянии (фаза 4 из 5 по международной классификации IPC – Интегрированной классификации продовольственной безопасности), и лишь в отдельных хозяйствах зафиксирована 5-ая, высшая фаза, означающая начало гуманитарной катастрофы и голода. Более того, обильные дожди в сентябре привели к наводнениям и затоплениям в ряде регионов, что потребовало срочной помощи со стороны ООН.

В то же время, развитие негативных сценариев сдерживается и не достигает критических отметок, в первую очередь благодаря усилиям гуманитарного сообщества. Так, удается пока сдерживать начало повсеместного масштабного голода (famine), хотя при сохранении нынешних тенденций его вероятность к апрелю 2018 года очень высока.

Также удалось за последние месяцы несколько приостановить дальнейший рост числа временно переселенных лиц – их число последовательно росло со 180 тысяч человек в 2003 году до пиковых показателей 1.97 млн человек в апреле 2017 г. Сейчас их количество снизилось до 1.87 млн человек и стабилизировалось.

Кроме того, благодаря оперативному вмешательству ооновских агентств во главе со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), удалось несколько выправить ситуацию с распространением массовых эпидемий заболеваний, особенно холеры. Распространение холеры с августа 2017 года пошло на убыль, сократившись в среднем с 40 новых случаев в неделю в начале сентября до 15 случаев к концу октября. С начала 2017 года сообщается о 16 тысячах случаев заражения и 309 смертельных исходах (данные сентября). В то же время высокие риски сохраняются, а работа ООН в области гигиены, обеспечения питьевой водой и санитарного контроля остается недофинансированной донорами на 54%. Кроме того, начавшиеся в сентябре-октябре наводнения представляют собой угрозу для дальнейшего распространения холеры.

С малярией все обстоит несколько сложнее. По состоянию на сентябрь 2017 года зарегистрировано 1.57 млн случаев заражения малярией, что выше показателей прошлого года за аналогичный период (1.2 млн случаев). Еженедельно регистрируется более 75 тысяч новых случаев заражения малярией, большинство из них среди детей.

В сентябре несколько выправилась ситуация в сфере школьного образования. Благодаря усилиям ЮНИСЕФ удалось вовремя начать учебный сезон, обеспечить высокую явку и посещаемость – более 300 000 школьников получили доступ к образованию.

Следует отметить, что несмотря на эти проблески, в целом сохраняется целый ряд негативных факторов, угрожающих дальнейшему усугублению гуманитарной ситуации и росту числа бенефициаров к концу 2017 года (на сегодня более 6 млн человек в Южном Судане нуждаются в срочном гуманитарном содействии). Среди них можно выделить следующие: продолжение военно-политического конфликта и межэтнического противостояния в стране; ограниченный доступ гуманитарных организаций к нуждающимся в конфликтных зонах и рост насилия против гуманитарного персонала (101 случай только в сентябре); ухудшение показателей питания, особенно среди детей; общая деградация социально-экономических условий жизни, катализировавшая внешнюю миграцию (превысила в октябре 2 млн человек); нехватка донорского финансирования на оказание содействия ключевым секторам южносуданской экономики.

По мнению экспертов, перспективы гуманитарной ситуации в Южном Судане и экономической системы этой молодой страны в целом напрямую зависят от конъюнктуры мировых цен на нефть, cоставляющей 95% ее экспортных доходов. По данным Международного валютного фонда, доходы Южного Судана с 2011 года сократились вдвое, и дефицит твердой валюты в казне не позволяет государству выполнять свои социальные и финансовые обязательства перед гражданами и выплачивать зарплату. Это, дескать, и послужило основным мотивом гуманитарного кризиса, c которым на протяжении нескольких лет сталкивается Южный Судан. Однако, думается, коренные причины кроются не только в этом. Ставшая на путь самостоятельного развития в 2011 году страна продемонстрировала незрелость политической системы и отсутствие национального консенсуса по поводу будущей стратегии развития и приоритетов. А начавшиеся межплеменные и межэтнические распри только расшатали ситуацию. Сегодня цены на нефть на мировых рынках стабилизировались и даже растут, однако прямого влияния на качество экономического развития Южного Судана эта тенденция не оказывает. Виной тому внутриполитический кризис и проблемы безопасности в главных нефтедобывающих районах страны, что в свою очередь отпугивает инвесторов и препятствует достижению задачи наращивания ежедневного уровня добычи до 290 тысяч баррелей к концу 2018 года (сегодня этот показатель не превышает 130 тысяч баррелей в день).

Страна прочно сидит на донорской игле и ее гуманитарные перспективы в среднесрочном периоде напрямую зависят от донорских инвестиций. Это, конечно, спасает население от голода и удовлетворяет их первоочередные гуманитарные нужды, но при этом серьезно ограничивает возможности долгосрочного развития, особенно альтернативных нефтяному производственных секторов. Так, в текущем году ООН планирует оказать гуманитарное содействие 6.2 млн. человек из 12-имиллионного населения Южного Судана. Возможности ООН также ограничены и сдерживаются в первую очередь отсутствием достаточных ресурсов, однако на содействие Южному Судану доноры выделяют значительные средства, в первую очередь по политическим мотивам. Так, план чрезвычайного реагирования ООН в Южном Судане за 2017 год, бюджет которого составляет 1.6 млрд долларов США, уже профинансирован донорами на 70.6%. Это беспрецедентный показатель, поскольку уровень финансовой поддержки донорами других глобальных гуманитарных кризисов значительно ниже – в Сирии аналогичный план чрезвычайного реагирования на 2017 год профинансирован лишь на 38% (общий бюджет 3.4 млрд долларов), в Йемене на 55% (общий бюджет 2.3 млрд долларов), в Ираке на 62% (общий бюджет 984 млн долларов).

52.24MB | MySQL:103 | 0,642sec