Иракский Курдистан: о тройственном альянсе против М. Барзани

Три значимых политических силы Иракского Курдистана: Движение за перемены («Горан»), Исламская лига Курдистана и Коалиция за демократию и справедливость, возглавляемая Бархамом Салехом, в совместном заявлении, опубликованном 24 октября потребовали отставки политического руководства региона, «управляемой   в настоящее время Масудом Барзани», и передать его полномочия в соответствии с законом соответствующим учреждениям.

В документе содержится требование «исправить политический курс, разработать «дорожную карту» по урегулированию ситуации в Киркуке, в Туз- Хурмато, в Ханакине и в других спорных районах» (от себя заметим, что этот вопрос де-факто уже решен, отдельные очаги сопротивления курдских военизированных формирований будут подавлены до конца текущей недели, и на этих территориях будет восстановлено действие Конституции Ирака), а также «сохранить существующую политическую организацию Курдистана и единство курдского народа, для спасения от угрозы раскола и гражданской войны».

Кроме того, в заявлении указывается, что три упомянутые партии, совместно с другими политическими силами региона, «продолжат усилия для формирования парламентским путем временного правительства для обеспечения основной сегодняшней задачи: осуществления переговорного процесса и всестороннего диалога с федеральным центром, нормализации обстановки и подготовки предвыборных мероприятий на основе прозрачности и честности под контролем уполномоченных международных организаций».

Ожидаемый демарш противников М.Барзани, по нашей оценке, вполне естественный, хоть и несколько запоздалый, представляет собой одно из следствий политического кризиса, обострившегося из-за недавних событий. Если эта «тройка» решит объединить усилия с тем же Патриотическим союзом Курдистана, который если кого-то и предал, то, изначально и заведомо непродуманную и конъюнктурную политику М.Барзани, предавшую и разрушившую саму идею независимости Курдистана, шансы его на сохранение власти сильно уменьшатся. Что касается пассажа насчет новых выборов, то вряд ли он актуален хотя бы по двум соображениям: во-первых, обстановка такова, что если партия, условно говоря, «войны» возьмет в Багдаде верх, то Курдистан вообще может расстаться с автономией.  Да, будет война, но если кто-то питает иллюзии насчет того, что курдам, реши Ирак с союзниками устранить порядком надоевшую ему проблему силовым путем, смогут отбиться, смеем предположить – не смогут.

К слову, боевые качества пешмерга очень сильно преувеличены.  Курды никогда не вели широкомасштабных боевых действий, не имели регулярной армии, а взятие ими Киркука у «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) не может рассматриваться как серьезный аргумент, потому что сил у ИГ там было в несколько раз меньше, и из-за массированной авиационной поддержки со стороны США и коалиции.  Поддерживать курдов в этой войне никто не будет, поэтому судьба Курдистана, что бы сейчас не делалось и не говорилось в Эрбиле, решается в эти дни в Багдаде.

Во-вторых, документ должен призывать не к «новым выборам», а к объявлению вотума недоверия и к немедленной отставке М.Барзани и правительства. Это, как минимум.  Опасения возникновения гражданской войны между курдами закономерны, но зададимся вопросом, что лучше для народа региона, сохранение неоднократно скомпрометировавшего себя коррумпированного режима или замена его на новый, который, может быть, окажется «меньшим злом»? Решать, разумеется, самим курдам, и выразим надежду, что это заявление послужит базисом для формирования коалиции против М.Барзани и начала действий по его отстранению от власти.

Интересным моментом заявления является его часть, касающаяся разработки черновика новой конституции региона, по сути, превращающей его в парламентскую республику. Эта идея имеет здравое зерно, и если отбросить в сторону остальные рассуждения насчет «спорных районов» ( все, нет их,  сейчас это иракские провинции Киркук и Ниневия) и призывы обеспечить возвращение беженцев, на ней следовало бы сосредоточить внимание тем силам в Багдаде, которые предпочтут не зачистить Иракский Курдистан, а сохранить его, но в спокойном, предсказуемом и дружественном виде.  Здесь есть перспектива, недаром, активисты «Горан» в докризисный период были частыми гостями в федеральном парламенте и выступали с прагматичных позиций, не позволявших обвинить их в подкупе со стороны центра.  Дальнейшее развитие событий сейчас трудно спрогнозировать, многое будет зависеть от планов Ирана на Курдистан, да и турки, несколько сошедшие со сцены в последние дни, никуда не делись. Выскажем предположение, что любой из возможных сценариев поставит на этот раз точку в правлении М.Барзани, а осознание курдами факта, что главным врагом создания независимого государства, начиная с 2003 г. является именно он, должно стать предметом усилий властей в Багдаде и соперников М.Барзани в регионе. Материалов на него, хотя бы, касающихся сотрудничества с режимом С. Хусейна, в изобилии имеется в соответствующих учреждениях Ирака и может быть, настала пора предать их огласке.

Тем временем силы армии и Федеральной полиции МВД Ирака последовательно выходят на рубежи линии границы с Иракским Курдистаном по состоянию на 2003 год. В Киркук прибывают подкрепления из других провинций страны, направляемые на усиление охраны объектов нефтяной инфраструктуры.

Член совета провинции, депутат Наджа Хусейн сообщил журналистам, что согласно плану объединенного оперативного командования, федеральные силы «постепенно, начиная с малых населенных центров, продвигаются к линии границы, так как она изначально определена».

Начались и кадровые перестановки, в частности, по словам депутата, туркоманская фракция уже выдвинула трех кандидатов на посты в Совете провинции, в частности, туркоманы представили кандидатуру на пост губернатора Киркука, «что сейчас обсуждается» и есть совместное понимание того, что губернатор должен быть «компетентным и технократом».

Что касается действий сил Народного ополчения, то один из командиров, Али аль-Хусейни, рассказал прессе 23 октября о бое 56-й бригады с террористами ИГ в районе Рияд, юго-западнее Киркука, в ходе которого было убито 17 террористов.  Силы террористов были рассредоточены среди ферм, а часть их пряталась в трубах системы орошения, откуда они препятствовали местным жителям получать продовольствие и работать в полях. Именно в этом районе 16 октября отряды ИГ пробовали нанести удар в тыл федеральным силам, воспользовавшись их выдвижением к городу. Причем, возник ряд вопросов к местонахождению этих групп террористов ранее и к маршрутам их выдвижения, поскольку появились они с направления, контролируемого тогда подразделениями пешмерга, подведомственного ДПК. К слову, до сих пор не предъявлено ни одного подтверждения якобы «зверств» шиитских милиционных формирований в Киркуке.  На войне, разумеется, случаются эксцессы, но вот, почему то, после ввода федеральных сил в провинцию, нет ни кадров с отрезанными головами, ни изнасилованных девочек-подростков о которых сообщали про-курдские источники.  А что до свержения портретов М.Барзани и курдской символики, да, курдам обидно, но мы напомним, что, когда курдские отряды захватили в 2016 году Туз-Хурмату, первое, что подверглась расстрелам и уничтожению, было все связанное с шиитскими имами Али и его сыном Хусейном, их изображения и т. н. «хусейнии» — места для отдыха паломников. Так, что глаз за глаз, как говорится.

52.1MB | MySQL:103 | 0,442sec