Оценки китайских специалистов применения малозаметных истребителей F-35A ВВС Израиля в Сирийской Арабской Республике

Сотрудники китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданий внимательно наблюдают за действиями Армии Обороны Израиля, а именно авиационных подразделений, которые регулярно наносят удары по объектам военного назначения, используемым, как полагают израильские спецслужбы, для организации снабжения отрядов группировки «Хизбвлла» и ХАМАС.

По данным китайских источников, 16 октября 2017 г. два малозаметных истребителя пятого поколения F-35A «Молния 2» ВВС Армии Обороны Израиля (АОИ) выполнили пуск четырех корректируемых авиабомб по позиции батареи зенитно-ракетного комплекса С-200 (по классификации НАТО SA-5), расположенной в 50 км к востоку от Дамаска. Как отмечают китайские специалисты, израильские летчики смогли уничтожить радиолокационную и только одну пусковую установку. Боекомплект батареи остался без повреждений.

Одновременно с проведенной операцией, в сообщениях мировых СМИ появились сообщения о том, что один истребитель ВВС Израиля F-35A столкнулся с птицей при подлете к аэродрому базирования. Особый интерес китайских экспертов  к этому сообщению вызвало сообщение о том, что в результате данного инцидента временно приостановлены полеты всех истребителей F-35A. Китайские аналитики отмечают, что ни официальные лица АОИ, ни израильские издания, так и не предоставили убедительных доказательств данной версии.

По данным органов военной разведки КНР, в ходе тестов в США было установлено, что в случае попадания в двигатель данного истребителя птицы массой 4 кг и более или постороннего предмета сопоставимых массогабаритных показателей силовая установка американского производства полностью выйдет из строя, с последующим разрушением сопла и частичным повреждением хвостового оперения.   Если же птица сталкивается с другой часть планера истребителя, то приостановка полетов всех наличных боевых машин не требуется, поскольку отдельный инцидент не влияет на статистику безопасных полетов.

Китайские специалисты отмечают, что поражение позиции С-200 стало возможным в условиях отсутствия зенитно-ракетного комплекса малой дальности серии «Бук» или «Тор», которые предназначены как для организации рубежа ПВО малой дальности, так и для защиты места дислокации маломобильного С-200. Очевидно, что израильские военные при планировании операции достоверно знали, что сирийские военные продолжают халатно относится к организации рубежей прикрытия позиционных районов дальнобойных ЗРС С-200.

Китайские военные указывают, что подобное отношение к планированию в будущем недопустимо, поскольку израильским военным необходимо учитывать, что в следующий раз охрану С-200 могут обеспечить как минимум ЗРПК «Панцирь-С1», которые традиционно сбивают авиационные средства поражения ВВС Израиля. Кроме того на маршрутах отхода израильских истребителей, которые достаточно шаблонны (проложены через воздушное пространство Ливана) вполне могут оказаться «Торы» или «Буки», расчеты которых в состоянии сбивать нарушителей воздушного пространства.

Обозреватели китайских военно-технических изданий отмечают, что рассматриваемые системы были разработаны специалистами ЦКБ «Алмаз» имени А.А.Расплетина еще в 60-е гг. прошлого столетия для борьбы с высотными самолетами разведчиками или самолетами радиотехнической разведки или дальнего радиолокационной обнаружения, т.е. с чрезвычайно ценными самолетами вероятного противника. Как указывают китайские специалисты, ЗРС С-200 позволяют поражать воздушную цель с вероятностью 70% при пуске одной ракеты. С учетом того, что последняя модификация С-200Д поступила на вооружение в середине 1980-х гг., а новейший F-35A в строю всего как пять лет, то очевидно, что его «малозаметность» очень условная для советских радиолокационных станций и зенитных управляемых ракет, возраст которых сопоставим с возрастом пилотов указанных истребителей.

По данным китайских источников, для модификации С-200Д советские специалисты разработали тяжелую ракету 5В28МН, обладающую дальностью пуска 400 км  и высотой пуска 40 км, что позволяет бороться с самыми сложными воздушными и баллистическим  целями  Кроме того, максимальная скорость ракет ЗРС С-200 достигает 8 МАХа, а боевая часть при весе 217 кг. обеспечивает огромное осколочное поле, которое гарантированно поражает самолет противника, даже при подрыве на расстоянии более 10 м от цели.

Именно эти возможности советских ракет и позволили сирийским войнам ПВО повредить израильский F-35A и заставить пилотов этих дорогостоящих машин (стоимость версии для ВВС АОИ составляет 120 млн долл. США за единицу) вернуться на аэродром без дальнейших попыток командования организовать вторую волну воздушного удара по выявленной позиции.

Внимание китайских технических специалистов к данному событию можно объяснить достаточно просто. На вооружении нескольких действующих сводных бригад ПВО НОАК до сих пор находятся ЗРС «Красное знамя 2», являющихся копиями советских С-200 и по информации китайских источников, данные подразделения предназначены именно для борьбы с высотными самолетами вероятного противника над территорией КНР. Китайские военные периодически выключают свои береговые РЛС во время проведения США и их союзниками в АТР учений ВВС и ВМС, в ходе которых американцы пытаются установить работоспособность китайских станций и на основе полученных данных разрабатывают планы воздушного нападения. Специалисты ПВО НОАК рассчитывают ввести противника в заблуждение и в случае начала вооруженного конфликта заманить авиацию США (истребители F-22 и F-35) в «огневой мешок» своих дальнобойных систем.

Как отмечают китайские обозреватели, авиационный налет истребителей F-35A выявил следующие моменты, которые следует принять в расчет сирийским военным и российским советникам при реорганизации системы ПВО САР.

Во-первых, «малозаметные» истребители ВВС Израиля являются трудной мишенью для компактных бортовых РЛС истребителей третьего поколения и для их управляемых ракет класса «воздух-воздух». Основная проблема состоит именно в размерах радиолокационных головных частей наведения, которым недостаточно мощности для удержания такой цели.

Китайские специалисты отмечают, что в распоряжении авиационных подразделений ВВС Сирии находится шесть (по другим данным девять) модернизированных истребителей МиГ-29СМ, однако этого количества самолетов недостаточно для организации круглосуточного воздушного патрулирования даже с учетом того, что обновленные машины оснащены системой дозаправки в воздухе.

Во-вторых, мощные и крупноразмерные РЛС подсветки и обнаружения целей ЗРС С-200 вполне способны принимать истребители пятого поколения на автосопровождение и обеспечивают возможность выполнения стрельбы по целям. В этой ситуации, представители профильных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР готовы приехать в Сирию и провести восстановление и даже модернизацию следующих образцов РЛС, которые были поставлены в Сирию в период с 2005 по 2008 гг:

– пять станций JY-27 (трехкоординатная, УКВ диапазона, раннего предупреждения);

– четыре станции «Тип 120» (обнаружение низковысотных целей);

– одна станция JYL-1 (трехкоординатная, УКВ диапазон, разведка воздушной обстановки).

Следует отметить, что станции JY-27 относятся к достаточно современным средствам воздушного наблюдения, которым укомплектованы подразделения ПВО НОАК, осуществляющие наблюдение за деятельностью американской авиации вдоль восточной границы КНР, а именно позволяют фиксировать полеты самолетов разведывательной, тактической и бомбардировочной авиации над акваториями Восточно-Китайского моря, Желтого моря и Бохайского залива. Основное отличие JY-27 и JYL-1 от «Тип 120» состоит в том, что антенны первых двух моделей расположены на многоосных прицепах. Третья станция установлена непосредственно на грузовом шасси, что повышает ее мобильность.

В случае если, официальный Дамаск даст согласие на модернизацию JY-27 до модификации JY-27A, то система ПВО Сирии получит возможность обнаруживать истребители четвертого и пятого поколения на дальности 400 и 350 км. соответственно.

В перспективе при увеличении размеров антенн РЛС, повышении энергетики станций, а также обеспечения возможности работы в нескольких диапазонах, что и делают российские и китайские конструкторы, применение самолетов пятого поколения станет опасным для самих летчиков, поскольку без активной постановки помех истребители F-35 и F-22 останутся легкими мишенями для квалифицированных расчетов ЗРС. Кроме того, необходимо учитывать, что американские боевые самолеты до сих пор не обеспечивают возможности применения противорадиолокационных ракет большой дальности.

52.12MB | MySQL:103 | 0,473sec