Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2017 г.

13 сентября власти Судана распространили информацию, согласно которой недавние бои в Дарфуре между суданскими войсками и боевиками двух повстанческих групп были связаны с тем, что упомянутые группы выдвинулись: одна с территории Ливии, другая – с территории Южного Судана. По оценке Хартума, эти действия позволили оценить, как эти повстанческие группы поддерживают свои формирования в боеготовом состоянии, откуда они получают поддержку, а также кто поставляет им внедорожники вместе с вооружениями. Одним словом, кто поддерживает повстанцев в Дарфуре.

Одновременно было объявлено, что в боях погибли «свыше 17 повстанцев».

Отвечая на ранее заданный вопрос, Хартум обвинил в поддержке повстанцев в Дарфуре Южный Судан, у которого хватает и своих проблем, Египет, а также восточное «правительство» Ливии, олицетворением которого стал командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар.

В этой связи с другой стороны законный вопрос: уже давно определилось, что Москва поддерживает во внутриливийском конфликте Х.Хафтара. Тогда зачем поставлять оружие как Х.Хафтару, так и тем, кто убивает христиан, кто поддерживает исламистов, а именно – Хартумскому режиму?

Компетентные органы – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России и «Рособоронэкспорт» традиционно не отвечают на  вопрос о поставках Судану, утверждая, что в действующих соглашениях прописан запрет на неприменение российского оружия в Дарфуре. Здесь стоит напомнить хотя бы о том, что в свое время Судан принимал на своей территории главаря «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усаму бен Ладена … И сущность правящего в этой стране  по сути происламистского режима никак не поменялась за прошедшие годы. Понятно, что дарфурские повстанцы также далеки от образа ангелов.

13 сентября источник, близкий к гуманитарной католической организации «Помощь церкви в беде» (ПЦБ) сообщил, что суданские власти обусловливают предоставление продуктов питания южносуданским беженцам-христианам цитированием мусульманских молитв. Они насчитали около 700 тысяч молодых южносуданцев, столкнувшихся с такой проблемой. Кроме того, им суданские власти запрещают перемещаться на север страны из переполненных беженцами южных районов. Между тем ПЦБ утверждает, что при общей нехватке продовольствия для беженцев гуманитарные продуктовые наборы с логотипами Детского фонда ООН и Верховного комиссариата ООН по делам беженцев открыто продаются на суданских рынках.

19 сентября президент Судана Омар аль-Башир призвал беженцев, бежавших из региона Дарфур на западе страны, вернуться к местам их прежнего обитания. При этом он утверждал, что конфликт в Дарфуре исчерпан. Считается, что это обращение было адресовано более чем 2,5 млн жителям Дарфура, бежавшим от родных очагов начиная с 2003 г. Это заявление прозвучало в ходе поездки О.аль-Башира в Дарфур. Ранее в тот же день беженцы, содержащиеся в лагере Кальма на юге Дарфура, высказались категорически против приезда главы Судана в их лагерь.

Уже 20 сентября при посещении Ньялы на западе Дарфура О.аль-Башир призвал население региона добровольно сдать имеющееся у него оружие. Он предупредил о скорой операции по принудительному изъятию оружия у дарфурцев. При этом утверждалось, что сдать оружие должны и те племена,  которые в ходе конфликта были на стороне Хартума. Что касается повстанцев, то они осудили кампанию властей по сбору оружия. «Мы в принципе согласны на сдачу населением оружия, но правительство должно сначала объяснить, почему оно раздало оружие милицейским формированиям (проправительственным), которые использовали его против определенных этнических групп», — заявил представитель повстанческой группировки Армия освобождения Судана – фракция Минни Минави Мухаммед Хасан.

22 сентября в штате Южный Дарфур в лагере для временно перемещенных лиц в Шаттайе вспыхнули столкновения между суданскими военными и обитателями лагеря. В ходе столкновений погибли 3 человека, 26 получили ранения. Инцидент имел место в момент, когда О.аль-Башир еще находился в поездке по Дарфуру. Его участники протестовали против возможного визита главы Судана в лагерь, который принял свыше 125 тысяч человек. Этот инцидент так или иначе опроверг слова президента Судана о том, что конфликт в Дарфуре якобы исчерпан. Тем не менее он не помешал О.аль-Баширу выступить поблизости с речью, в которой он призвал дарфурцев к примирению.

24 сентября суданский суд приговорил к смертной казни через повешение студента Хартумского университета Асима Омера, признанного виновным в убийстве полицейского в ходе одной из манифестаций, прошедших в апреле прошлого года в столице. Он был арестован в декабре 2016 г. Тут же в университетском кампусе и его окрестностях начались протестные выступления студентов, но они были подавлены полицией.

25 сентября Вашингтон обновил список стран, для жителей которых ранее были введены ограничения на поездки в США. Из этого списка исчез Судан, но были добавлены Северная Корея, Венесуэла и Чад. По прежнему в нем остались Иран, Ливия, Сирия, Сомали и Йемен.

В тот же день пришел ответ из Хартума, который пообещал удвоить усилия, направленные на нормализацию отношений с США.

Несмотря на позитивные знаки с двух сторон, 26 сентября США потребовали от Судана провести «тщательное и гласное расследование» причин, приведших к столкновениям в лагере для временно перемещенных лиц в Шаттайе. По американским данным, в результате тех столкновений погибли 5 человек, что стало следствием применения «чрезмерной силы».

 

5 сентября стало известно, что главарь южносуданских повстанцев, бывший вице-президент Южного Судана Риек Машар продолжает оставаться в «охраняемой резиденции» в ЮАР, что в переводе на простой язык значит, что он фактически находится под арестом. В это состояние он попал не случайно – из Госдепа США ушла команда Джона Керри, которая покровительствовала ему. Не помогло и ходатайство одной из его жен Анджелины (до этого Р.Машар числился вроде христианином, иначе говоря протестантом – говоря по французски – sic), перебравшейся в США.

6 сентября США ввели целевые санкции против ряда высокопоставленных южносуданских чиновников, в том числе министра и бывшего высокопоставленного военного, обвинив их в «создании угрозы миру, безопасности и стабильности Южного Судана».

Как отмечалось в коммюнике американского казначейства, речь идет, в частности, о министре информации Майкле Маке. Он обвиняется в причастности к «атакам на миссии ООН», «создании препятствий международной деятельности, направленной на поддержание мира».

Бывший начальник Генштаба южносуданской армии Пол Малонг, которого президент страны Сальва Киир отправил в отставку в мае с.г., считается инициатором вспышки боевых действий, охвативших Джубу в июле 2016 года и сведших на нет все миротворческие усилия.

Под санкции попали также высокопоставленный представитель Народной армии освобождения Судана Малек Рейбен и три компании, которые он контролирует.

Все упомянутые лица обвиняются в способствовании продолжению гражданской войны, начавшейся в декабре 2013г. и препятствованию миротворческих усилий.

В отдельном коммюнике госдеп США предупредил о «готовности принять другие меры» против южносуданских функционеров. «6 млн южносуданцев – половина населения этой страны – голодают, свыше  4 млн стали беженцами, в то время как маленькая группа людей обогащается благодаря их коррумпированности», — констатировалось в документе. «Правительство Южного Судана может прекратить этот кризис», — утверждалось в нем. В коммюнике содержался также призыв ко всем сторонам конфликта присоединиться к мирному процессу.

9 сентября в штате Западный Экваториальный попала в засаду автоколонна Международного Комитета Красного Креста (МККК) с гуманитарной помощью. В результате атаки погиб один из водителей. Атака была совершена несмотря на то, что все грузовики имели отчетливые знаки принадлежности к МККК. Более того, все стороны южносуданского конфликта были проинформированы о движении автоколонны МККК.

19 сентября в Джубе было объявлено, что в ходе боестолкновений между военными и повстанцами на севере страны в районе города Бенти погибли по меньшей мере 25 человек. Согласно официальным источникам, атака повстанцев была отбита. В то же время представители повстанцев назвали атаку успешной. Известно, что за 4 года гражданской войны Бенти неоднократно переходил из рук в руки.

26 сентября ООН обновила данные о числе южносуданцев, нуждающихся в помощи. Теперь к этой категории стали относиться 7,6 млн человек. Ранее нуждающимися считались 6 млн из 12-миллионного населения Южного Судана.

27 сентября президент Южного Судана С.Киир обратился с призывом к полицейским «сотрудничать» с «голубыми касками» и прочими миротворческими структурами, развернутыми в стране. Понятно, что этот призыв вряд ли получит какое-либо развитие – слишком сложными в последние годы были отношения между южносуданскими властями Миссией ООН в Южном Судане (Minuss). Джуба также долгое время противилась развертыванию Региональных сил защиты (RPF), призванных содействовать миротворческим усилиям 13-тысячного контингента «голубых касок».

В целом очевидно, что меры против южносуданских политиков и военных назрели, и не только санкционные. Слишком много жертв оказалось брошено на алтарь их неудовлетворенного тщеславия.

52.37MB | MySQL:106 | 0,755sec