Ирак — Саудовская Аравия: об учреждении координационного совета по двустороннему сотрудничеству

24 октября, правительство Ирака подтвердило, что учреждение совместного координационного совета с Саудовской Аравии означает «начало прихода финансов из Залива в страну», и что начало обмена товарами и технологиями между двумя государствами начнется в самом ближайшем будущем на основании подписанных соглашений.

Это сообщение совпало с заявлением политического движения «Национальная коалиция» (партии главного иракского «миротворца» и медиатора О.Хакима, тесно связанного с Ираном, что может быть расценено, как некий опосредованный сигнал от Тегерана Эр-Рияду), одобрившим усилия саудовского посольства, «подготовившего почву для взаимодействия между двумя странами».

Финансовый советник иракского кабинета министров Мазгер Мухаммед Салех в интервью местным СМИ сообщил, что «двусторонние отношения переживают настоящий подъем, обоснованные взаимной выгодой, и визиты официальных лиц друг к другу наглядно это демонстрируют». Он добавил, что в результате этой новой экономической открытости Ирак сможет извлечь большую выгоду из экономического сотрудничества с Саудовской Аравией.

По мнению М.М.Салеха, важное значение будет иметь то, что сотрудничество налаживается между двумя мусульманскими центрами: королевством «двух святынь», со «Святой» Меккой и «Благословенной» Мединой, и Ираком, где расположены святые шиитские города «Священная Кербела» и «Почетный Эн-Неджеф», и ряд мест захоронений, уважаемых шиитских святых, что «имеет важное значение во всех смыслах». От себя позволим отметить, что в религиозном смысле, начало иракско-саудовского сотрудничества может иметь очень далеко идущие разновекторные последствия.  Одно из них, сегодня немыслимое, но как ни странно, вполне возможное, ибо зависит исключительно от субъективного фактора с обеих сторон, связано с началом диалога между богословами из Эр-Рияда с коллегами из иранского Кума. Второе, более вероятное, и, как знать, не заложенное ли саудовцами в алгоритм сотрудничества с Ираком, —  сближение между королевством и иракскими шиитами. Не все шиитские религиозные деятели в Ираке признают духовное лидерство Ирана. По целому ряду причин, из которых самая «бытовая», это, «кто к кому, в конце концов, ездит, мы к ним или они к нам?». Ведь шиитские святыни расположены на территории Ирака: в Кербеле, в Неджефе, в Багдаде и в Самарре. Недаром в Эр-Рияде уже прозвучали достаточно приятые уху шиитских имамов слова о значимости шиизма, его месте в исламе и т. п., что на фоне обычной терминологии, применяемой по отношению друг к другу представителями этих конфессий в той же Сирии или Йемене, и сводящейся к самому цензурному – «еретик», звучит ощутимым диссонансом. В проекции формирования и роста иракского национализма с антииранским уклоном, в версии 2.0 двусторонних отношений времен ирано-иракской войны, такие действия саудовцев выглядят вполне логичными и перспективными. И, как видим, уже встречающими поддержку официальных иракских лиц. Не самых важных, но для зондажа общественного мнения, более чем достаточных.

«Обе страны, — добавил М.М.Салех, весьма важны, как крупнейшие продавцы нефти и как страны, обладающие ее значительными запасами по мировому рейтингу».

«Учреждение координационного совета, — заключает чиновник,- означает открытие двери для инвестиций из Залива, путь для денег открыт». Кстати, размещение инвестиций из Залива в других местах, таких как Латинская Америка и Европа, связано с определенными трудностями, тогда как в Ираке, по его словам, это может быть осуществлено «с большой легкостью и гибкостью».

«Координационный совет будет сильным экономическим рычагом в плане движения денег, товаров, услуг, а также, на дипломатическом уровне», — подчеркнул в заключении советник иракского правительства.

По данным Министерства торговли Саудовской Аравии объем торгового сотрудничества с Ираком за последние десять лет составил

6, 1 млрд долларов США.

 

К основным статьям саудовского экспорта в Ирак относятся: сырая нефть и ее производные, масла, смеси для производства соков и напитков, фрукты, овощи и зелень, сыры, что касается импорта из Ирака, то речь идет о алюминии, транспортных контейнерах и таре, и ряде изделий металлопроката.

Возвращаясь к заявлению политического движения «Национальная коалиция», следует упомянуть о еще одном интересном пассаже, или «месседже», как сейчас модно говорить среди политологов, адресованному Саудовской Аравии. Пространные рассуждения насчет последствий побед над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) заканчиваются выводом о возвращении Ирака, не много, не мало, а в «лоно арабской нации» и избавлением от возможного плена «сектантского и национального раскола». Если учесть, что посла КСА год тому назад с большим скандалом попросили покинуть Багдад, а сегодня саудовские компании представляют 10% от общего количества участников 44-й Международной Багдадской выставки, прогресс более чем впечатляющий и очень тревожный сигнал для Ирана. Не на сегодня, сегодня Иран превалирует в Ираке и, пожалуй, впервые с 2003 и 2012 гг. его позиции в этой стране сильнее американских, но, как знать, к чему приведет такая динамика иракско-саудовских отношений завтра? Между прочим, формат координационного совета не ограничивается только экономическим сотрудничеством и имеет, выражаясь языком компьютерной техники, «открытую архитектуру». То есть, совет будет заниматься и культурой, и вопросами юридического свойства, той же, демаркацией границы и открытием пограничных переходов, и вопросами, связанными с паломничеством.

Повторимся, шиизм шиизмом, но нынешнее, подчиненное Ирану, состояние Ирака является противоестественным для его исконной геополитической роли – служить щитом арабов от их извечных врагов, персов. Кому-кому, а очень многим иракцам не надо напоминать с кем они вели многолетнюю изнурительную войну.  Разумеется, в это качество Ирак перейдет еще очень нескоро, но вот начало движению к этой цели, похоже, начинается при помощи саудовского импульса.  В любом случае, пока речь идет об экономике, культуре, транспортном сообщении, образовании и культуре, но именно все эти сферы и являются питательной средой для формирования политических взглядов и столь стремительное развитие отношений между двумя крупнейшими региональными странами должно заставить задуматься некоторых политиков, да и богословов в Иране. И внимательно отслеживаться всеми, заинтересованными в Ближнем Востоке, глобальными игроками, не исключая и Российскую Федерацию.

К слову, как раз в эти дни в Москве и в Багдаде проходят заседания совместной российско-иракской Межправительственной комиссии, в том числе и по вопросам военно-технического сотрудничества между двумя странами, где дела, по некоторым признакам, идут, не столь радужно, как любят утверждать источники, близкие к официальным СМИ и соответствующим организациям. Будем надеяться, что сторонам удастся прийти к решению накопившихся проблем и вопросов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,591sec