Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 3

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем обзор первой части документа («Предисловие»).

Предыдущая часть нашего обзора закончилась на том, что ключевой проблемой, по мнению авторов документа, следует считать отсутствие транспортной инфраструктуры в регионе, которая бы позволила немедленно приступить к добыче восточно-средиземноморского газа с его доставкой на рынки сбыта. Её (т.е. инфраструктуры) строительство является весьма обременительным для частного сектора, который справедливо ожидает твёрдых гарантий на покупку добываемого «голубого топлива» (как по цене за куб. м, так и по объёму) со стороны ключевых интересантов среди потребителей, в первую очередь, со стороны крупнейшего из них — ЕС.

Здесь просматривается возможная роль Турции (как альтернативы греческому маршруту – В.К.), которая, как пишут авторы документа, могла бы импортировать добываемый газ и доставлять его через свою территорию на европейский рынок. Этот проект, как подчеркивается, создает взаимовыгодную, или как принято нынче говорить win — win, ситуацию как для стран – обладательниц запасов энергоносителей, так и для международных энергетических корпораций, не говоря уже о самой Турции.

При этом войны на Ближнем Востоке, а также общая политическая нестабильность, угрожают безопасности предложения газа Восточного Средиземноморья и повышают необходимость создания безопасных экспортных коридоров. Греческая Администрация Южного Кипра (ГАЮК, как её именуют авторы – Güney Kıbrıs Rum Yönetimi или GKRY), Израиль и Греция, по мнению турок, могли бы осуществлять свои поставки «голубого топлива» в Турцию, тем самым удовлетворяя растущий спрос в стране (чьё население прирастает ежегодно приблизительно на 1%, а экономика – на 3-5% — В.К.) и обеспечивая диверсификацию её поставщиков, а также решая проблему добывающих стран по доступу на внешние рынки третьих стран. Кроме того, наиболее оптимальным (как пишут авторы «самым идеальным» — В.К.) и безопасным вариантом доставки газа Восточного Средиземноморья в западные страны, прежде всего, в государства ЕС, является использование Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline или TAP) как продолжения турецкой Трансанатолийской газопроводной системы (Trans Anatolian Natural Gas Pipeline или TANAP).

Как пишут авторы документа, конечной целью Турции, которая в последние годы подписала множество энергетических соглашений, является качественный переход на новый уровень — от положения «энергетического коридора» к «центру энергетической торговли». Они подчеркивают, что Турция, располагая выгодным географическим положением и используя свой потенциал, определив свои конкретные цели в энергетической сфере, с целью их достижения в последние годы предпринимает ряд важнейших шагов.

В числе этих шагов, привлекающих к себе наибольшее внимание, авторы указывают на TANAP, газопровод «Турецкий поток», энергетическую биржу, проекты плавучих регазификационных установок ( по-английски Floating Storage Regasification Unit или FSRU), а также инвестиции в строительство хранилищ природного газа. Добавив сюда также газ Восточного Средиземноморья, Турция именно в таком объеме определила свою энергетическую дипломатию в рамках конечной цели – стать центром энергетической торговли.

Прим.: Следует отметить, что Турция на пути решения своей стратегической задачи, двигается достаточно медленно. Это можно сказать применительно, пожалуй, к каждому из перечисленных выше проектов. Причиной этого, помимо инертности любого крупного проекта, в принципе, является отказ турецкого государства, стесненного ограниченным бюджетом, от массированных инвестиций в энергетику и передача их на «откуп» частному сектору. Последний, в свою очередь, является в значительной мере закредитованным, что создает трудности по вхождению в крупные проекты, которые реализуются в Турции по различным моделям государственно-частного партнёрства. Именно, острой необходимостью поиска новых, крупных кредиторов для своих мегапроектов, в том числе в сфере энергетики, и было обусловлено создание Турецкой Республикой Фонда Благосостояния с передачей в его управление акций крупнейших государственных предприятий и долей предприятий с государственным участием.

Структура документа, подготовленного турецкими исследователями выглядит следующим образом. В следующем, втором по порядку, разделе рассматриваются страны Восточного Средиземноморья, располагающие месторождениями энергоносителей. Приводятся последние данные касательно разведки и добычи на них. Третий раздел посвящен вероятным проектам доставки средиземноморского газа к возможным рынкам сбыта. Что же до последнего раздела, то он включает в себя предложения касательно экспорта природного газа Восточного Средиземноморья (разумеется, с максимальным учётом турецких национальных интересов В.К.).

52.32MB | MySQL:106 | 0,634sec