100 дней президента ИРИ Х.Роухани: предвыборные обещания и реальная ситуация

Казалось, первый срок президентства Хасана Роухани в Иране завершился победой «новой иранской политики», которая привела к отмене экономических санкций и изменению имиджа Исламской Республики для всего мира. Именно эта победа укрепила доверие иранского народа к президенту и позволила вновь одержать безоговорочную победу на выборах в мае. Однако спустя всего несколько месяцев стало очевидным недовольство некоторых политических и общественных кругов деятельностью президента и его команды. Главный вопрос: выполнит ли Хасан Роухани свои предвыборные обещания?

До выборов 2013 года Х.Роухани объявил 100-дневный план действий улучшению качества жизни граждан в случае победы, и по прошествии 100 дней выступил с заявлением, сообщив об успехе своего плана. В 2017 году он вновь обещал запустить подобную программу. До окончания указанного срока осталось несколько дней (со дня инаугурации 3-4-го августа) и ожидается, что президент вновь выступит с заявлением, объявив об успехе своего правительства. Но так ли это?

Во время предвыборной гонки, а также в годы президентства, Хасан Роухани дал огромное количество обещаний, таких, как отмена санкций, борьба с коррупцией, создание рабочих мест, борьба с инфляцией, спасение иранской экономики и создание экономического процветания, использование элит на руководящих должностях, решение трудовых проблем, устранение ограничений, установление конструктивных отношений с миром и соседями, децентрализация Тегерана и решение других проблем провинций, абсолютное осуществление конституции, восстановление гражданских прав, борьба с большим количеством разводов, борьба с наркоманией, реформирование административной системы, борьба с конкуренцией со стороны правительства с частным сектором, борьба с высокой  арендной платой и коррупцией, борьба с теми, «у кого есть и деньги, и оружие» (КСИР),   защита прав СМИ и интернета, чистый воздух и окружающая среда, стремление к информационной прозрачности, справедливость и т. д. Это часть обещаний, данных Х. Роухани.

Одним из главных обещаний президента было ликвидация безработицы. Все кандидаты обещали создать рабочие места. Кандидат от консерваторов Эбрагим Раиси, например, говорил о 1,5 миллионах рабочих мест. Однако Х.Роухани и его соратник, вице-президент Эсхак Джахангир считали эти обещания невыполнимыми, при том, что в 2013 г. сам Х.Роухани говорил, если более 13 миллионов туристов будут посещать Иран, то станет возможным обеспечить работой 2 миллиона безработных из 3,2 млн. Правительство страны было готово осуществить незапланированный наем на работу  в государственном секторе.

На последних по времени выборах президент сказал, что согласно шестому плану ежегодно создается 955 000 рабочих мест, а механизм, который имеется для повышения занятости, заключается в том, что помимо создания экономического процветания, особенно, в малых и средних отраслях бизнеса, а также в сфере туризма и технологий, существуют планы обучения молодежи. Молодые выпускники смогут зарегистрироваться на сайте и пройти от 4 до 6 месяцев обучения профессиональным навыкам и работать одновременно.

На данный момент цифры, касающиеся безработицы, не совпадают с обещаниями правительства. Статистика МВФ показывает, что позиция Ирана по безработице в мире снизилась на 10 пунктов в 2013-2016 гг. Иран занимает 19-ое место вместо 29-го, что означает ухудшение ситуации с безработицей в этой стране. Согласно опросам, проведенным агентством «Азад», около 20% выпускников вузов являются безработными. За последние годы в ИРИ вместо открытия новых, наблюдается закрытие иранских фабрик и заводов.

В период активной ядерной деятельности ИРИ цены на жилье в стране возросли на 600-700%, сообщает radiozamaneh.com, что делает его покупку для большинства населения невозможной. Те иранцы, которые имеют финансовую возможность, стремятся приобрести жилье в других странах, а также получить второе гражданство. Однако Хасан Роухани утверждает, что рынок жилья полностью вышел из рецессии.

Неожиданно, недовольными президентом оказались и реформаторы, чьим главным кандидатом и был Хасан Роухани. После 12-ых президентских выборов многие политические активисты реформаторского крыла ожидали, что часть сфер будет передана сторонникам этой фракции, но представленный кабинет министров не оправдал их ожидания, пишет «Табнак». Президент не только не представил министров из круга реформаторов, но и не назначил их на обещанные руководящие должности. Существует мнение, что ожидаются сокращение должностных лиц из числа реформаторов. Разочарование единомышленников Х.Роухани настолько сильно, что многие отказываются даже комментировать эту ситуацию.

Один из депутатов парламента Элиас Хазрати в интервью отметил, что реформатоы продолжают выражать свою поддержку Хасану Роухани так же, как во время выборов. «Конечно, у нас есть критические замечания к правительству, как к прошлым правительствам Рафсанджани и Хатами. Эта критика и есть суть реформизма, которая выражается даже к самым близким людям. Но эти критические замечания не означают, что реформаторы прекратят поддержку избранным людям или они разочарованы. Однако есть некоторые жалобы, которые были представлены по поводу состава кабинета министров. Тем не менее, «Блок надежды» (реформаторский – авт.) проголосовал за них».

Депутат отметил, что некоторые из назначенных министров не оказывали никакой поддержки во время предвыбороной кампании президента, и, по его мнению, их назначение несправедливо по отношению к реформатором. Э.Хазрати сказал, что правительству не удалось выбрать эффективных людей, и это самая большая проблема, которая привела к разочарованию некоторых реформаторов.

Приветствовали реформаторы и обещания гендерного равенства для женщин и мужчин и использование возможностей женщин в будущем кабинете. Однако, отсутствие изменений на данном направление вызвали недовольство женской части команды президента, пишет газета «Собх-е Ноу».

Исходя из предвыборных обещаний, реформаторы в Меджлисе представили на рассмотрение президента список 30 женщин, способных занять те или иные посты, но список оказался бесполезным. После этого среди фракции началась пропагандистская кампания по включению женщин в кабинет министров. Некоторые критики даже напоминают, что даже в правительстве Махмуда Ахмадинежада была одна женщина-министр (Марзие Дастджерди).

Наиболее активными критиками выступают Фаэзе Хашеми и Элахе Кулайи и Ашраф Боруджерди, которая в течение предвыборной кампании отвечала за женский комитет избирательной комиссии Х.Роухани.

Шахиндухт Моулаварди и Масуме Эбтекар, самые известные женщины из числа реформаторов, критикуют Х.Роухани не за отсутствие женщин в кабинете, а переназначения в правительстве. Эта критика была настолько жесткой, что М.Эбтекар спустя несколько часов после публикации ее заявлений, была вынуждена изменить свои высказывания. В частности, вместо недовольства тем, что сферу окружающей среды забрали у нее, М.Эбтекар сказала, что подвергалась серьезному давлению на своей должности и рада смене на этом посту.

Говорить о довременной сдаче полномочий или импичменте для Хасана Роухани не приходится. Его действия и решения продиктованы не только идеологическими соображениями или желанием угодить консерваторам, а политической повесткой. Хотя Х.Роухани и кандидат реформаторов, он не является лидером этого движения. Их идейным лидером в первую очередь является бывший президент, один из ближайших соратников Хасана Роухани — Мохаммад Хатами. И если последний представляет собой философа, идейного предводителя, то Х.Роухани – политик и дипломат.

Отметим, также, что не прошло и полгода с даты выборов, как ряд СМИ и экспертов уже рассматривают в качестве преемника Хасана Роухани спикера Меджлиса умеренного консерватора Али Лариджани.

На сложную экономическую ситуацию влияют не только ошибки правительства, но и внешние факторы. Отмена санкций не дала ожидаемого результата, т.к. экономика ИРИ основана на экспорте нефти и нефтехимической продукции, но падение цен на нефть создало дыру в бюджете.

Войны в регионе — Сирии, Ираке, Йемене, в которые Исламская Республика вовлечена непосредственным образом, не прекратились и в текущем году. Угрозы со стороны США и их союзников продолжают звучать в адрес ИРИ. В связи с этими, несмотря на нехватку в бюджете, затраты на ракетную программу страны были увеличены. Все эти сложности не позволяют Х.Роухани реализовать свою программу полностью, но альтернативы действующему президенту на данный период не существует.

62.83MB | MySQL:102 | 0,544sec