Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 октября 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Президент иракской курдской автономии М. Барзани заявил о своем отказе оставаться на посту главы региона после завершения срока полномочий 1 ноября 2017 г., а 29 октября курдский парламент принял отставку М. Барзани.

В Ираке продолжается конфликт между федеральным правительством в Багдаде и властями автономного региона Курдистан. Курдское руководство 25 октября заявило о своей готовности заморозить итоги референдума о независимости, прошедшего 25 сентября, и начать диалог с Багдадом на основе иракской конституции. В Эрбиле также предложили незамедлительно объявить о прекращении огня и всех военных операций в Курдистане. В ответ премьер-министр Ирака Х. аль-Абади заявил: «Мы примем только отмену референдума и соблюдение конституции». Кроме того, федеральное правительство настаивает на отводе курдских сил пешмерга со спорных территорий «в пределы границы [курдской автономии] от 2003 г.» и передаче под контроль Багдада пограничных переходов.

На минувшей неделе на севере Ирака в провинциях Киркук и Найнава продолжались боестолкновения иракских правительственных сил с курдскими формированиями пешмерга. Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 27 октября распорядился приостановить на сутки операцию правительственных сил на севере страны, «чтобы дать возможность совместному техническому комитету федеральных сил и сил региона Иракский Курдистан (ИК) провести работы на месте для размещения федеральных сил во всех спорных районах, в том числе на государственной границе, чтобы не допустить столкновений». 29 октября иракские правительственные силы и курдские формирования пешмерга договорились продлить режим прекращения боевых действий, который будет действовать до тех пор, пока стороны не согласуют совместное управление спорными территориями, в том числе пограничными пунктами.

Сообщается, что в результате наступления иракской армии и шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шаабий» курды потеряли 30% территории, подконтрольной им на момент проведения референдума о независимости. По данным Миссии ООН в Ираке, более 175 тыс. человек покинули свои дома на севере страны за последние несколько недель из-за столкновений между правительственными войсками и курдскими силами пешмерга.

Конфликт между федеральным правительством Ирака и властями ИК был в центре внимания переговоров, которые провел 23 октября с иракским руководством в Багдаде госсекретарь США Р. Тиллерсон. Глава американской дипломатии по их итогам «высказался за единство Ирака и необходимость придерживаться конституции страны». Тиллерсон также указал, что Вашингтон выступает за диалог на конституционной основе между Багдадом и властями ИК для решения всех разногласий, и призвал Багдад и Эрбиль «избегать любых столкновений между сторонами». Позднее, 26 октября, Тиллерсон сообщил, что администрация США считает, что правительство Ирака должно конструктивным образом ответить на примирительные жесты властей Иракского Курдистана.

26 октября Совбез ООН принял заявление по ситуации в Ираке, подтвердив приверженность территориальной целостности страны. «Члены Совета Безопасности выразили беспокойство в связи с ростом напряженности и сообщениями о насилии между федеральными силами и пешмерга», призвали «правительство Ирака и власти Курдистана назначить сроки для начала диалога по урегулированию ситуации в стране», а также воздержаться от применения силы.

Между тем сложная политическая ситуация сохраняется в самой курдской автономии Ирака. Ведущие политические партии ИК 24 октября достигли соглашения о переносе всеобщих выборов, запланированных ранее на 1 ноября, на восемь месяцев. Курдский региональный парламент утвердил это решение. Президент автономии М. Барзани в послании курдскому парламенту, зачитанном 29 октября, заявил о своем отказе оставаться на посту после завершения срока полномочий 1 ноября. Кроме того, М. Барзани предложил разделить президентские полномочия между правительством автономии, парламентом и судебными органами. В этот же день курдские парламентарии одобрили закон о распределении полномочий президента ИК.

25 октября командование иракской армии заявило о начале наступления на подконтрольные боевикам «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) западные районы страны вблизи городов Эль-Каим и Рава, расположенных недалеко от границы с Сирией. В первые дни наступления правительственные силы смогли вытеснить джихадистов из целого ряда населенных пунктов в западной части провинции Анбар.

Тем временем вооруженные силы Сирии, действующие на противоположной стороне границы, разгромили боевиков ИГ у нефтеперекачивающей станции Т-2 и продвигаются к городу Бу-Кемаль, расположенному непосредственно на границе с Ираком. Эль-Каим и Бу-Кемаль являются последними крупными форпостами ИГ в Ираке и Сирии. Правительственные войска также продолжали вытеснять террористов ИГ из города Дейр эз-Зор. Сирийская армия на прошедшей неделе также вела бои с формированиями различных экстремистских группировок в провинциях Хама, Хомс, Дамаск и ряде других мест.

Преимущественно курдские «Силы демократической Сирии» (СДС) при поддержке авиации американской коалиции продолжали наступление против отрядов ИГ в районе нефтяных полей на востоке провинции Дейр эз-Зор. Напряженная ситуация складывается в городе Ракка, недавно освобожденном формированиями СДС от боевиков ИГ. Командование СДС стремится не допустить стихийного возвращения в город покинувших его жителей, имеется информация о столкновениях между горожанами и курдскими силами.

По мнению президента Турции Р. Т. Эрдогана, турецкая военная операция в северной сирийской провинции Идлиб в основном достигла своих целей. Теперь же Анкара намерена заняться расположенным рядом курдским районом Африн.

В Сирии под контролем боевиков ИГ осталось не более 5% территории, сообщил 24 октября министр обороны РФ С. Шойгу. Всего от различных террористических группировок уже освобождено более 90% сирийской территории Сирии, заявил 26 октября президент России В. Путин.

Госсекретарь США Р. Тиллерсон считает поддержку со стороны российских ВКС главной причиной успехов, достигнутых правительственными силами Сирии в ходе конфликта в этой стране. Госсекретарь признал 26 октября, что антитеррористическая операция ВС РФ в САР стала успехом. По словам Р. Тиллерсона, США хотят видеть единую Сирию, но без участия президента Б. Асада в правительстве. «Правление семьи Асадов подходит к концу. Единственный вопрос заключается в том, как это должно быть осуществлено». В то же время вашингтонская администрация не настаивает на том, чтобы Б. Асад покинул свой пост еще до начала формирования новых властей Сирии.

Россия 24 октября заблокировала принятие Совбезом ООН несогласованной резолюции о продлении на один год полномочий Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии. РФ намерена представить в СБ ООН предложения по расследованию преступлений с использованием химоружия в Сирии после изучения доклада, подготовленного Совместным механизмом ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии. Тем временем эксперты ООН возложили ответственность за химическую атаку в сирийском Хан-Шейхуне 4 апреля с. г. на власти САР. В МИД России в этой связи заявили, что мнения и оценки российских специалистов полностью проигнорированы в докладе Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию возможных случаев применения ХО в Сирии.

25 октября министр обороны России С. Шойгу впервые в истории двусторонних отношений посетил с официальным визитом в Катар, где подписал межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. С. Шойгу также провел переговоры с эмиром Катара Т. Аль Тани. В ходе встречи «обсуждались вопросы глобальной и региональной безопасности».

Наследный принц Саудовской Аравии М. бен Сальман на форуме для иностранных инвесторов, который открылся 24 октября в Эр-Рияде, заявил: «Мы хотим идти туда, где мы были, к умеренному исламу, открытому для окружающего мира, открытому ко всем остальным религиям». По словам принца, 70% населения королевства составляют лица моложе 30 лет. «Поэтому мы не хотим потерять еще 30 лет из-за экстремистских идей. Мы уничтожим их сегодня».

На прошедшей неделе президент Египта А. Ф. ас-Сиси посетил с визитом Францию, где провел переговоры с главой французского государства Э. Макроном. Обсуждались ситуация в Ливии, Сирии, арабо-израильское урегулирование, борьба с терроризмом, региональные кризисы, вопросы развития двустороннего сотрудничества в экономике, военно-техническое сотрудничество, а также «экономические и иные реформы, проводимые властями Египта». По итогам переговоров подписана декларация об усилении взаимодействия между двумя странами по широкому кругу вопросов.

28 октября А. Ф. ас-Сиси издал указ о смене главы Генштаба ВС страны. Новым главой Генштаба египетских ВС стал генерал М. Ф. Хигази.

Госсекретарь США Р. Тиллерсон посетил 23 октября Афганистан. В Кабуле он заявил, что считает, что в правительстве Афганистана есть место для т. н. умеренных представителей движения «Талибан», которые не хотят продолжения боевых действий в стране. Позднее, 27 октября, госсекретарь сообщил, что власти США поддерживают контакт с талибами, убеждая их сесть за стол переговоров о мире с правительством в Кабуле.

Москва считает неприемлемыми заявления президента Афганистана А. Гани о том, что Россия якобы поддерживает талибов, заявили 23 октября в МИД РФ. В заявлении подчеркивается, что Москва последовательно оказывает Кабулу многоплановую помощь, «в том числе в укреплении боеспособности национальных сил безопасности, активно содействует налаживанию межафганского диалога в целях скорейшего установления мира и стабильности в этой стране». Россия призвала афганское руководство «не идти на поводу у раздуваемой в отдельных западных СМИ антироссийской истерии».

Госсекретарь США Р. Тиллерсон 24 октября посетил Пакистан. На переговорах в Исламабаде он призвал пакистанское руководство принять дополнительные меры против движения «Талибан» и других экстремистских группировок, базирующихся в этой стране. Премьер-министр Пакистана Ш. Х. Аббаси заверил Р. Тиллерсона в приверженности Исламабада борьбе с терроризмом. Пакистанцы также выразили Тиллерсону обеспокоенность планами Вашингтона повысить роль Индии в афганском вопросе.

Пакистанский суд по делам о коррупции выдал 25 октября ордер на арест бывшего премьера страны Н. Шарифа.

На минувшей неделе Россию с визитом посетил президент Кипра Н. Анастасиадис, который провел переговоры с президентом В. Путиным и главой правительства РФ Д. Медведевым. «Были затронуты актуальные вопросы европейской и глобальной повестки дня. Мы подтвердили президенту принципиальную позицию России в пользу всеобъемлющего и справедливого урегулирования на Кипре на основе резолюции Совбеза ООН и договоренностей кипрских сторон». Обсуждались и актуальные проблемы российско-кипрского сотрудничества в различных областях. Подписан ряд документов по торгово-экономическому и культурно-гуманитрному сотрудничеству.

Гендиректор МАГАТЭ Ю. Амано подтвердил 29 октября в Тегеране соблюдение Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий и призвал других участников ядерной сделки также выполнять свои обязательства.

НАТО выступает против приобретения Турцией у России ЗРС С-400 главным образом по соображениям безопасности, а не из-за технической несовместимости военной техники РФ и Запада, заявил 25 октября руководитель Военного комитета НАТО генерал П. Павел.

Приложение

Об отношениях между аравийскими монархиями и Ираном

Между аравийскими монархиями и Ираном сохраняются серьезные противоречия, препятствующие нормализации ситуации в регионе. В большинстве стран-членах САГПЗ выражают «крайнюю обеспокоенность» по поводу непрекращающегося вмешательства Тегерана в их внутренние дела, провоцирования межконфессиональной розни, поддержки экстремистских и террористических группировок, с озабоченностью воспринимают проблему нетранспарентности иранской ядерной программы», наращивание иранской военной мощи. В аравийских столицах считают, что Иран своей агрессивной политикой «дестабилизирует региональную ситуацию». Диаметрально противоположные позиции занимают ИРИ и аравийские монархии по ситуации в Сирии, Йемене и некоторым другим региональным конфликтам и проблемам. Со своей стороны, Иран заявляет о стремлении к нормализации отношений с южными соседями и отвергает их обвинения в поддержке терроризма и вмешательстве во внутренние дела. Вместе с тем, Тегеран также стремится использовать в своих интересах противоречия и конфликты между странами зоны Персидского залива. В целом же реальных позитивных подвижек в аравийско-иранских отношениях ожидать пока нет оснований.

Саудовская Аравия и Иран рассматривает друг друга не иначе как главным противником в регионе и исламском мире. Это обусловлено политическими амбициями правящих кругов двух стран и религиозным аспектом: Эр-Рияд и Тегеран относят арабский и мусульманский мир к зонам своих геополитических интересов. При этом КСА – лидер суннитской ветви ислама, а ИРИ – шиитской. Данные факторы определяют различие их подходов к оценке общей ситуации и многим конкретным событиям на Ближнем Востоке и в странах исламского мира. В Эр-Рияде считают иранскую доктрину «экспорта исламской революции» и идею объединения шиитских территорий в единое государственное образование реальной угрозой территориальной целостности КСА, где в Восточной провинции компактно проживает многочисленная и политически активная шиитская община. Саудовцы, осознавая слабость собственных военных возможностей, опасаются неуклонного наращивания военной мощи ИРИ, появления в перспективе у Тегерана ядерного оружия. Эр-Рияд негативно отнесся к соглашению ИРИ с шестью мировыми державами по ядерной программе Тегерана (2015 г.). Саудовцы всячески стремятся окружить Иран враждебными государствами, ослабить его позиции в арабских странах, отстранить от власти в них (или не допустить к ней) сторонников ориентации на ИРИ. Это — Йемен, Сирия, Ирак, Бахрейн и Ливан. Именно здесь проходит сейчас основная линия противоборства между Эр-Риядом и Тегераном. В январе 2016 г. КСА разорвало дипотношения с ИРИ в ответ на нападения на саудовские диппредставительства в Иране. Дальнейшему ухудшению саудовско-иранских отношений в значительной мере способствует активная поддержка Эр-Риядом жесткого антииранского курса администрации президента США Д. Трампа, линия Вашингтона на укрепление стратегического партнерства с Эр-Риядом. Тегеран же активно использует свой радикальный антиамериканский курс для усиления авторитета и влияния ИРИ в арабских и мусульманских странах и ослабления позиций саудовского соперника. Кроме того, Иран угрожает дестабилизировать обстановку в КСА.

В последнее время две страны действует в отношении друг друга все более жестко. В то же время ни Эр-Рияд, ни Тегеран к прямому военному противостоянию не готовы и продолжат действовать преимущественно «в публичном поле и в сфере тайных операций». При этом, как показывает развитие событий, саудовцы не собираются идти на какие-либо компромиссы. Более того, в КСА полны решимости углублять конфронтацию с ИРИ, оказывать давление на Иран с тем, чтобы вынудить его пересмотреть свою региональную политику. Таким образом, как отмечают политические наблюдатели, «полноценная нормализация в ирано-саудовских отношениях и преодоление конфликтного потенциала, разделяющего две крупнейшие державы Ближнего Востока, в настоящее время не просматриваются. Слишком велики геополитические противоречия между ИРИ и КСА».

Отношения Объединенных Арабских Эмиратов с Ираном характеризуются неоднозначностью. С одной стороны, существует территориальная проблема трех небольших спорных островов (Абу-Муса, Большой и Малый Томб), расположенных в восточной части Персидского залива и оккупированных Ираном в 1971 г. Этот спор имеет давнюю историю, причем каждая из сторон считает свое право на владение островами «не подлежащим сомнению». Проблема островов не имеет перспективы быстрого решения, и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на двусторонних отношениях. В то же время между ОАЭ и ИРИ успешно развиваются торгово-экономические отношения. В первую очередь, это касается эмирата Дубай. В Абу-Даби считают, что сохраняется угроза безопасности государства со стороны Ирана. Так, серьезное опасение ОАЭ вызывает наращивание военной мощи ИРИ, особенно ракетного оружия. Эмираты с озабоченностью воспринимают проблему иранской ядерной программы», негативно относятся к усилению иранского влияния в регионе.

В своей политике по отношению к Ирану Бахрейн во многом придерживается саудовской линии. Отношения между двумя странами носят сложный, периодически напряженный характер. Особое значение здесь имеют территориальный и этноконфессиональный аспекты. Тегеран неоднократно выдвигал притязания на Бахрейн, а местная шиитская община на протяжении веков находилась под духовным и политическим воздействием со стороны Ирана. В Манаме регулярно обвиняют Тегеран во вмешательстве во внутренние дела страны, в поддержке местной шиитской оппозиции, что иранцы отрицают. Бахрейн обеспокоен наращиванием иранского военного потенциала. Относительно соглашения по иранскому атому глава МИД страны Х. Аль Халифа заявил, что договоренности являются «своевременными и должны погасить фитиль напряженности». При этом в Манаме считают, что «все соглашения с Ираном должны поднимать и другие темы, например, продолжающуюся причастность Тегерана к государственно-спонсируемому терроризму». В целом фактор иранской угрозы продолжает оказывать большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Бахрейна.

Противоречивый характер носят отношения Кувейта с Ираном. Эмират с опасением относится к устремлениям ИРИ стать «региональной сверхдержавой» единолично господствующей в зоне Залива. Кувейт осуждает политику Тегерана по вмешательству во внутренние дела арабских государств, деятельность ИРИ по укреплению своего влияния среди шиитских общин, в том числе их радикальных элементов, в соседних странах, включая сам Эмират. У Кувейта есть опасения в отношении ядерной программы ИРИ, в том числе ее экологических последствий. Кувейт с настороженностью относится к наращиванию иранской военной мощи. В то же время на официальном уровне Эмират предпочитает не акцентировать внимание на потенциальной угрозе со стороны Ирана и стремится придерживаться линии на развитие двустороннего сотрудничества в различных областях на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Отношения Омана с Ираном в целом развиваются позитивно. Оман видит в ИРИ важного политического и экономического партнера. В Маскате выступают за сбалансированное распределение сил в зоне Залива, при котором КСА и ИРИ уравновешивали бы друг друга. При этом Оман стремится дистанцироваться от саудовско-иранского противостояния. Немаловажно и то, что, в отличие от других аравийских монархий, оманско-иранские отношения не осложняет шиитский фактор, так как в Султанате нет крупной шиитской общины. Оман «наиболее близок и наименее критичен» по отношению к ИРИ из всех аравийских монархий, что зачастую вызывает недовольство последних. И все же, развивая добрососедские отношения с Ираном, Оман поддерживает общую критическую линию в отношении иранской политики, которой придерживаются аравийские монархии.

Катар поддерживает нормальные политические и экономические связи с Ираном, которые заметно активизировались после конфликта, возникшего в июне 2017 г. между Эмиратом и Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом и Бахрейном. «Иран недвусмысленно встал на катарскую сторону, что сужает возможность саудовского маневра». Отметим, что одним из главных предлогов для кризиса стали обвинения «четверки» в адрес Дохи в дружеских отношениях с Ираном. Тегеран открыл иранские порты и воздушное пространство страны для снабжения Катара в связи с введенной КСА и ОАЭ блокадой. Принимая в октябре с. г. главу МИД ИРИ М. Д. Зарифа, эмир Катар Т. Аль Тани приветствовал позицию Тегерана по региональным вопросам. В то же время Иран и Катар расходятся в отношении сирийского конфликта: Тегеран выступает на стороне режима президента САР Б. Асада, в то время как Доха оказывает разностороннюю поддержку сирийской оппозиции, в том числе ее экстремистским группировкам.

52.36MB | MySQL:106 | 0,612sec