Заявления мусульманских и христианских священнослужителей о запрете продажи недвижимости евреям в Иерусалиме

После того, как 25 октября израильский министр внутренней безопасности Гилад Эрдан (Ликуд) запретил проводить в Иерусалиме инициированную властями Палестинской национальной администрации (ПНА) конференцию по борьбе с продажей христианами и мусульманами недвижимости в евреям в израильской столице (в иерусалимскую гостиницу «Сент-Джордж», где планировалось провести эту конференцию, были направлены полицейские, которые вручили владельцу предписание о ее временном закрытии и проследили за тем, чтобы мероприятие действительно не состоялось) ряд мусульманских и христианских деятелей Израиля выступили с публичными заявлениями, выражающими самое резкое осуждение продажи земельных участков и зданий евреям в Иерусалиме. Таким образом, организаторы несостоявшейся конференции попытались хотя бы частично отыграться за постигшую их (но ожидавшуюся вследствие последовательной политики Израиля, направленной на пресечение любой властной деятельности ПНА в Иерусалиме) неудачу. Следует отметить, что проведение упомянутой конференции за пределами Иерусалима, на территории неподконтрольной Израилю, не представляло для властей ПНА смысла, поскольку лишило бы ее основной части пропагандистского эффекта.

Пытаясь сохранить тему продажи недвижимости в Иерусалиме евреям на общественной повестке дня, шейх Азам аль-Хатыб, генеральный директор исламского вакфа в Иерусалиме, дал на эту тему специальное интервью органу ХАМАСа, газете «Аль-Рисале». В нем шейх Азам аль-Хатыб однозначно охарактеризовал передачу недвижимой собственности исламского вакфа и христианских учреждений евреям в качестве «предательства». Глава иерусалимского исламского вакфа заявил также, что некие источники в христианской общине сообщили ему об осуществлении сделок в сфере недвижимости, которая включала среди прочего и недвижимость, принадлежавшую исламскому вакфу.  По его словам, «эта информация проверяется сейчас совместно с Палестинской национальной администрацией и с иорданским руководством, ответственным за имущество исламского вакфа в Иерусалиме, для того, чтобы решить проблему».

Можно предположить, что речь идет о некой сложной сделке, при которой христиане, как это уже не раз бывало в прошлом, выступают в качестве посредников при продаже принадлежащей мусульманам недвижимости евреям. Учитывая, что в ПНА продажа недвижимости евреям рассматривается в качестве сурово караемого уголовного преступления, а продажа недвижимости мусульманами христианам – нет, сложные сделки такого рода имеют своей целью защитить мусульманского продавца от преследований. Проведение конференции в иерусалимской гостинице «Сент-Джордж» должно было среди прочего, по замыслу ее организаторов, способствовать созданию общественного давления на христиан и мусульман, продающим недвижимость евреям в Иерусалиме, где власти ПНА не располагают возможностью подвергнуть их уголовному преследованию.

Необходимо отметить в этой связи, что пресечением попытки проведения упомянутой конференции в Иерусалиме израильские власти боролись, по сути, лишь со следствиями проблемы, а не с самой проблемой. Основой проблемы, если рассматривать в качестве таковой властную деятельность ПНА в столице Израиля, является тот факт, что действующий в городе исламский вакф (в первую очередь во всем, что касается мечетей, расположенных на Храмовой горе) фактически не подконтролен Израилю. Заработную плату его сотрудникам (в том числе и шейху Азаму аль-Хатыбу) с согласия Израиля платит Иордания, несмотря на то, что она уже 50 лет, со времен своего поражения  в Шестидневной войне не контролирует Восточного Иерусалима. При этом Хашимитское королевство по большей части удовлетворяется престижем, который придает ему статус «хранителя святых для ислама мест в Иерусалиме», а вот указания политического характера иерусалимский вакф получает из Рамаллы, от властей ПНА. Именно поэтому мечети, расположенные на Храмовой горе являются местом, в котором открыто ведется самая разнузданная антиизраильская и антиеврейская пропаганда. Для этого используются в частности традиционные пятничные проповеди. Израильское правительство, несмотря на осуществляемые им время от времени, после тех или иных кризисов (по большей части вызванных террористическими актами) определенные, весьма умеренные шаги, направленные на то, чтобы продемонстрировать свою власть на Храмовой горе, в целом предпочитает на протяжении десятков лет сохранять там «статус-кво», подразумевающий фактическую неподконтрольность израильтянам вакфа и его прямую связь с Амманом и в еще большей степени с Рамаллой.

В отличие от шейха Азама аль-Хатыба, имеющего иорданское гражданство и проживающего в Иерусалиме в статусе «постоянного жителя Израиля», православный архиепископ Севастийский Феодосий, более известный под своим арабским именем Аталла Низар Хана — израильский гражданин. Он родился в галилейском селе Рама, в котором христиане составляют по данным 2015 года 50,2% населения (остальные – друзы и мусульмане) и имеет израильское гражданство с рождения. Тем не менее, архиепископ Феодосий известен своими пропалестинскими взглядами. Более того, в конфликте между евреями и мусульманами он, в отличие от многих, если не большинства своих единоверцев, предпочитает поддерживать мусульман (наиболее ярким примером противоположной точки зрения в православной общине Израиля является священник Гавриэль Надаф, уроженец галилейского городка Яфия, который возглавляет общественную организацию «Форум за мобилизацию христианской общины»). В прошлом архиепископ Феодосий уже неоднократно выступал против продажи принадлежащей христианам недвижимости евреям. Соответственно и на этот раз он тоже  заявил, что любая попытка передать недвижимую собственность христианских учреждений (евреям – В.Ч.), представляет собой «деяние, наносящим ущерб родине и палестинскому народу».

А как раз перед этим арабская общественная организация, именующая себя «Мусульманско-христианский совет по защите святых мест», обнародовала заявление, согласно которому «церкви на Западном берегу и в Иерусалиме служат планам израильской оккупации».. При этом в упомянутом заявлении было подчеркнуто, что всякая продажа любых церковных земель «израильской оккупации» представляет собой «тяжелейшую измену по отношению к палестинскому народу в целом и по отношению к палестинским христианам в частности». Таким образом, речь идет об оказании неприкрытого давления на христианское меньшинство под видом «мусульманско-христианского сотрудничества». Причем не только на малочисленное христианское меньшинство, все еще проживающее на территориях, контролируемых ПНА, но и – косвенным образом – на связанную с ним многочисленную христианскую общину Иордании (ее численность оценивается сейчас в 400 тысяч человек). В таких условиях высказывания тех или иных христианских иерархов против продажи недвижимости евреям практически неизбежны вне зависимости от взглядов самих христиан на этот вопрос.

Сам по себе факт столь агрессивной кампании, несомненно, поддерживаемой и стимулируемой властями ПНА, свидетельствует о достаточно широком распространении явления продажи недвижимости христианами и мусульманами евреям в Иерусалиме. Развитие этого явления способствует усилению еврейского присутствия в тех кварталах израильской столицы, где ранее евреев не было совсем или было очень мало, что в свою очередь способствует, по словам организаторов кампании «утрате мусульманского и арабского характера Иерусалима»

52.33MB | MySQL:103 | 0,459sec