О кульминации противостояния России и США в Сирии

Вслед за Раккой США начали операцию в Дейр эз-Зоре. Федеральное агентство новостей со ссылкой на официального представителя возглавляемой США коалиции Райана Диллона сообщает, что западные силы готовят наступательную операцию на Бу-Кемаль – последний крупный оплот террористов в Сирии. По словам военных представителей США, коалиция таким образом планирует развить успех операции по взятию крупного нефтяного месторождения Аль-Омар и захватить штаб террористов (американская разведка утверждает, что в районе города Бу-Кемаль дислоцируется основная часть оставшихся высокопоставленных главарей организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). При этом ряд  экспертов считает, что данная операция является частью сделки, заключенной между представителями ИГ и Вашингтоном: радикалы в обмен на места в будущей администрации и процент от разворачиваемого в САР нефтяного бизнеса должны покинуть эти территории. В этой связи отметим два момента.

  1. Начинается  заключительный этап своеобразной «гонки» между условно проамериканской и пророссийской коалициями в Сирии, от итогов которого будет напрямую зависит развитие оперативной обстановки в этой стране на среднесрочную перспективу. Взятие под контроль Бу-Кемаля означает по факту контроль над львиной частью «арабской части» севера Сирии и, как следствие, минимизации или наоборот, стимулирования процесса «афганизации» сирийской кризиса в целом. Бу-Кемаль имеет стратегическое значение  в очень простой перспективе для США лишиться наиболее приемлемый логистики материально-технической поддержки лояльных себе «Сил демократической Сирии» (СДС). Это основной маршрут такой поддержки из Эрбиля на север Сирии. Курдский вопрос жестко лимитирует  Вашингтону выбор подобного рода  опций. В этой связи, кстати, когда мы говорим об ассиметричных ответах на санкционные действия Вашингтона, то наиболее болезненными и эффективными являются как раз такие шаги России по автоматическому нивелированию влияния американцев в зонах локальных конфликтов, а не какие-то чисто экономические действия. Бить надо по тем точкам, где ответные действия будут наиболее болезненной именно для самолюбия Вашингтона в рамках его претензий на монопольное право принятие решений на внешнем треке, а не в экономке, что малоэффективно и контрпродуктивно. И таких участков болезненного давления у России несколько. Это и Сирия, и Афганистан. И в отличие от экономики такие действия приносят России только дивиденды. И кто бы что ни говорил про то, что для Вашингтона самое главное — это успехи в чисто внутренних экономических делах, демонстрация своего превосходства в международных делах для любой администрации США является одной из приоритетных задач, поскольку во главу угла американской внешней политики всегда ставится доктрина «мессианства». И бить по этой доктрине является наиболее оптимальным алгоритмом ответных действий в нынешней ситуации.
  2. Естественно, что никакой договоренности между отрядами ИГ и американцами нет. По факту американцы просто не имеют ни желания (в силу огромных репутационных рисков), ни, что самое главное, возможности вести диалог со сторонниками ИГ. В противном случае им бы не пришлось сносить практически всю Ракку. При этом рискнем предположить, что Турция через свои возможности в среде ИГ делает сейчас все возможное для того, чтобы сорвать любые моглашения о перемирии и какой-то, пусть и опосредованной, кооперации СДС с ИГ. И вопрос в данном случае не в какой-то особой любви к Б.Асаду или Москве, а, прежде всего, в глобальном противостоянии Анкары по всем фронтам курдской экспансии на севере Сирии, которая осуществляется под эгидой США. Договариваться американцы пытаются не со сторонниками ИГ, а с местными суннитскими племенами, для чего собственно и переместили часть шейхов с семьями под свою опеку в более спокойные северные районы страны около месяца назад. И нефть безусловно в данном случае, помимо прочего, является темой для торга в качестве «пряника». Взятие Бу-Кемаля таким образом  является кульминацией российско-американского противостояния (а говорить об этом в свете последних событий восточнее Евфрата надо именно в таком ключе), по итогам которого можно будет говорить уже в достаточно уверенной форме о ближайших перспективах в рамках всего сирийского конфликта Кстати, именно от успеха или неуспеха на этом направлении во много будут зависеть и перспективы в рамках созыва в начале ноября с.г. в Хмеймиме «Конгресса народов Сирии», о чем сообщили на днях российские СМИ. Участники такого рода форматов и сейчас, и в будущем будут очень четко улавливать тенденцию по перевесу сил в ту или иную сторону в том же Дейр эз-Зоре. И сомневаться в этом не стоит, достаточно вспомнить негативные последствия для консолидации  «друзей» Дамаска в связи с потерей Восточного Алеппо. Таким образом, установление контроля над Бу-Кемалем и значительной частью Дейр эз-Зора является определяющим моментом для стимулирования и обеспечения прогресса в рамках предпринимаемых Москвой усилий по организации переговорных форматов по консолидации сирийского сообщества. И соответственно для снижения  уровня влияния американцев на этом направлении в силу минимизации их возможности оказания материально-технической подпитки лояльных себе сил. В этом контексте установление контроля над тем или иным нефтяным полем в  Дейр эз-Зоре  является сейчас делом второстепенным с точки зрения влияния на дальнейшее развитие ситуации.

Что касается самой операции по взятию Бу-Кемаля, то очень позитивно, что усилия сирийских правительственных сил сейчас поддерживается одновременным движением иракской армии и, что главное, местных шиитских ополченцев из «Аль-Хашд аш-Шааби»  к основным КПП на ирако-сирийской границе. Важно при этом и учитывать печальный опыт американцев и контролируемых ими сил оппозиции в рамках их попыток взять Бу-Кемаль год назад. Тогда американцы даже высаживали вертолетный десант в тылу ИГ, но все равно потерпели поражение. Ряд экспертов в этой связи указывают на две основные причины такого фиаско. Это отвлечение сил ВВС международной коалиции на другие объекты в самый критический момент наступления, что само по себе свидетельствует об очевидных промахах американцев в рамках штабной работы. Без воздушного прикрытия наступление сразу же захлебнулось. Сейчас в этом районе бушует песчаная буря «хамсин», что безусловно самым негативным образом влияет на динамику наступления, в том числе и с точки применения авиации. Но этот процесс является одинаково негативным для обеих сторон. И второе. В рамках разгрома американского десанта в свое время сторонники ИГ активно использовали разветвленную систему тоннелей в районе Бу-Кемаля, благодаря которой они неожиданно  выходили в тыл атакующим. Это надо обязательно иметь ввиду, а сам факт наличия такой системы безусловно свидетельствует о важном стратегическом значении этого пограничного пункта для ИГ.

52.28MB | MySQL:103 | 0,680sec