Ирак: о пропускной способности экспортной нефтяной системы

30 октября, источник в администрации турецкого порта Джейхан сообщил журналистам ресурса «Ас Сабах аль-Джадид», что в нефтехранилища, принадлежащие государственному нефтяному трейдеру Ирака, компании SOMO, вновь начала поступать нефть, перекачиваемая по нефтепроводу из Иракского Курдистана. В субботу, накануне, впервые с июня месяца, из трубы в резервуары было закачано 90 тысяч баррелей нефти. До июня, из региона, каждые десять дней, поступало около 600 тысяч баррелей.

Весь предыдущий месяц, по словам источника, после проведения референдума курдами, поставки носили «неровный» характер и, иногда, не поступало ничего, а иногда, до 150-200 тысяч баррелей за сутки. Причем, причина крылась не в регуляторной политике, турецких таможенных властей, например, а находилась по ту сторону задвижки, в Иракском Курдистане.

Напомним, что основная трубопроводная система Ирака была практически закрыта для нефти из Иракского Курдистана с 2014 года, когда федеральные власти и власти автономии, обвинив друг друга в многочисленных нарушениях соглашения о квотах на продажу и финансирование региона из федерального бюджета, остановили – одни прокачку нефти на юг, вторые – перевод денег из казначейства.  С тех пор, курдская нефть перестает фигурировать в официальных экспортных сводках Министерства нефти Ирака.

После восстановления контроля над провинцией Киркук, власти Ирака заявили о намерении восстановить нитку трубопровода, ведущую в тот же Джейхан, но с территории Киркука, и о планах довести экспорт «собственной» нефти до 600 тысяч баррелей в сутки.  Собственно, устройство инфраструктуры северной части трубопроводной системы Ирака имеет давнюю историю, часть объектов сооружалась еще до Второй мировой войны, существовали ныне бездействующие линии трубопроводов Киркук – Хайфа (да-да, та самая) и Киркук- сирийский порт Банияс, перспектива восстановления которого с участием российских компаний устроила бы куда как гораздо больший переполох в регионе, чем планы, того же Катара, линии эти были привязаны к существовавшим железнодорожным веткам и к сети насосных подстанций, обозначавшихся буквами латинского алфавита. Рядом с подстанциями сооружались аэродромы, и, известные специалистам, и по новостным сводкам, нынешние военные авиабазы «Н-1» и «Н-2» в Ираке, «Т-2» и «Т-4» (Тияс) в Сирии – расположены как раз вдоль маршрутов тогда существовавших нефтепроводов. Если взять линейку и соединить их по прямой линии, становится понятно, куда может прийти «легкая» и высококачественная киркукская нефть.

Пока же, Министерство нефти, главный кормилец страны отчиталось об увеличении экспортных мощностей южных нефтяных терминалов до 4.6 миллионов баррелей, что стало возможным после введения в строй еще одного плавучего наливного дебаркадера. 29 октября об этом рассказал министр нефти, Д.аль-Луэйби.

«Пропускная способность наших южных портов достигла ранее невиданных показателей после строительства нового плавучего, пятого по счету, морского наливного дебаркадера, позволяющего нам загружать в танкера еще 900 тысяч баррелей», — заявил в интервью Д.аль-Луэйби.

«Теперь, располагая терминалами 1, 2 и 3 в море, подключив пятый (четвертый еще строится), и используя порты в Басре и в Аль-Амийи, мы можем более гибко и оперативно выстраивать график подачи и загрузки танкеров на экспорт», — подчеркнул министр.

Министерство, добавил аль-Луэйби, последовательно и планомерно ведет работу по наращиванию экспортного потенциала, накопительной способности резервуарного парка, развитию портов и плавучих терминалов в Заливе.

Что касается новостей их турецкого Джейхана, то в Министерстве нефти Ирака их прокомментировали так: после восстановления конституционного порядка в провинции Киркук, два главных месторождения, Бей-Хасан и Хафана были немедленно исключены из курдской экспортной схемы, снизив тем самым ее объем на примерно 350 тысяч баррелей в сутки. Кроме того, на части собственно курдских месторождений, в Эрбиле, появилась нехватка некоторых расходных материалов и запасных частей, в ряде мест, из-за политических склок, местные силовики и авторитеты войдя в сговор с представителями нефтяников, останавливали работы. Где-то это происходило в результате невыплаты жалования, а где-то, как в Киркуке, еще до появления иракских силовиков, ряд сотрудников отрасли из числа арабов и туркоман начал саботировать работы, помогавшие главе автономии М.Барзани экспортировать иракскую нефть из Курдистана.

В настоящее время на всей «арабской» части нефтяной инфраструктуры севера Ирака ведутся интенсивные ремонтно-восстановительные работы, а все ее объекты взяты под усиленную охрану сотрудниками Федеральной полиции МВД Ирака и отрядами ополченцев. За пошедшие 2 недели их усилиями было предотвращено около тридцати попыток подрывов трубопроводов и отражены четыре атаки и порядка десятка огневых налетов со стороны сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Возвращаясь к югу страны, Министерство нефти объявило о завершении строительства на месторождении Южная Румейла электростанции мощностью в 200 мегаватт. Этот объект находился в планах министерства с 2010 года и был сооружен при содействии китайской компании СИИК, выигравшей тендер, проведенный нефтяной компанией Басры, итоги которого были утверждены центральным правительством в августе 2014 года. При сооружении электростанции было забетонировано 26 тысяч квадратных метров площадей и использовано 880 километров кабеля. Ввод станции в строй, ожидаемый до конца года, значительно снизит потребность в электроэнергии на прилегающих к этому районах объектах, и позволит обеспечить  производство на месторождении. Юг Ирака, провинция Басра страдает от хронической нехватки электричества, особенно в летний период и нефтяники вынуждены делится с населением даже теми немногими мегаваттами ее, которые с трудом генерируют себе сами.

52.22MB | MySQL:103 | 0,510sec