Израиль: идеологический конфликт в партии Авода

В крупнейшей оппозиционной фракции Кнессета «Сионистский лагерь» есть только один депутат-араб (из 24 депутатов). Это Зухейр Бахлуль. Кроме него во фракции есть еще один депутат-нееврей. Это друз Салах Саад, пришедший в Кнессет лишь в минувшем месяце на место профессора Мануэля Трахтенберга, ушедшего в отставку для того, чтобы вернуться к академической деятельности. Однако в случае прослужившего 12 лет в израильских силовых структурах депутата Салаха Саада его нееврейское происхождение не играет существенной роли. Другое дело Зухейр Бахлуль. С одной стороны он великолепно говорит на иврите и с детства поддерживает тесные отношения с евреями, поскольку родился в Хайфе, а вырос в Акко, где арабы являются меньшинством. Более того, он был журналистом израильского радио и телевидения, ставшим известным на всю страну в качестве популярнейшего спортивного комментатора. Долгое время Зухейр Бахлуль служил образцом благополучного сосуществования арабов с евреями. Однако с другой стороны он все же араб-мусульманин. В качестве такового он вынужден считаться с настроениями арабского общества. Следует помнить, что вне зависимости от своих личных убеждений Зухейр Бахлуль как политик зависит от арабских голосов, поскольку он и был включен в партийный список в качестве представителя арабов.

В этой связи Зухейр Бахлуль неоднократно позволял себе заявления, явно неподобающие депутату от фракции, именующей себя «Сионистским лагерем». Прежде всего, он неоднократно заявлял, что не является сионистом и что он считает себя депутатом от партии Авода, а не от блока «Сионистский лагерь». В этой связи следует напомнить о том, что блок «Сионистский лагерь» был создан лишь в 2015 году, перед последними по времени выборами в Кнессет. Помимо Аводы, он включает себя двух депутатов от возглавляемой депутатом Кнессета Ципи Ливни партии «Тнуа». До сих пор заявления такого рода депутату Зухейру Бахлулю прощали. Так продолжалось до тех пор, пока в минувший понедельник он не заявил, что намерен бойкотировать торжественную церемонию в Кнессете в честь столетия Бальфурской декларации (речь идет об официальном письме министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура от 2 ноября 1917 года, в котором декларировалась поддержка планов сионистов на создание «еврейского национального очага» в Палестине. Это был первый политический документ, признавший право еврейского народа на самоопределение в новейшее время – В.Ч.). После этого заявления пожелавшие остаться анонимными лица, приближенные к новому председателю партии Авода Ави Габаю заявили представителям СМИ, что «это экстремистское заявление. И это его (Зухейра Бахлуля – В. Ч.) последняя каденция в партии».

Следует пояснить, что интервью Второму каналу Израильского телевидения в понедельник депутат Зухейр Бахлуль в частности сказал: «Это не мой праздник, а праздник моих братьев-евреев. Вы получили в декларации Бальфура право на самоопределение, и я уверен, что каждый, кто хоть что-то понимает, видит, что народ Израиля реализовал свое право на самоопределение. Но что с сынами моего (палестинского арабского – В.Ч.) народа? Кроме того, что я израильтянин, я принадлежу и к своему палестинскому народу. Я не достоин того, чтобы участвовать в качестве свободного человека в торжественном заседании (в честь столетия Декларации Бальфура – В.Ч.)». Особое негодование вызвал намек депутата Зухейра Бахлуля на то, что он не видит себя в качестве «свободного человека» в еврейском государстве.

После скандала, вызванного процитированным выше заявлением, депутат Зухейр Бахлуль заявил в понедельник вечером, что он «взвешивает продолжение своего политического пути» на фоне конфликта между ним и председателем партии Авода Ави Габаем в связи со своим решением  бойкотировать торжественное заседание Кнессета в честь столетия декларации Бальфура. Вскоре после этого он опубликовал в «Фейсбуке» заявление, в котором разъяснил свое решение и подчеркнул, что он «не нуждается в предостережениях».

Уместно напомнить о том, что это было второе  публичное столкновение между председателем партии Авода Ави Габаем и депутатом Зухейром Бахлулем за последние недели. Ранее в октябре Зухейр Бахлуль резко выступил против заявления Ави Габая о том, что он не считает нужным ликвидировать еврейские поселения в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) даже ради достижения мира с палестинцами. Депутат Зухейр Бахлуль сказал тогда, что «завоевание власти не осуществляется пренебрежением к принципам и основным ценностям партии. Невозможно политическое урегулирование без ликвидации поселений. Я сожалею о высказываниях того, кто бы избран, чтобы руководить лагерем мира (то есть Ави Габая – В.Ч.), и удивляюсь им». Поэтому большинство активистов партии Авода приходят сейчас к выводу, согласно которому Зухейр Бахлуль действительно не будет участвовать в следующих выборах в Кнессет в списке Аводы.

Следует признать, что проблема в отношениях между Ави Габаем и Зухейром Бахлулем проистекает не только из идеологических разногласий, но и из того, что для Ави Габая характерен диктаторский подход к руководству партией. Как было опубликовано на этой неделе израильским новостным интернет-сайтом Walla, на закрытой встрече, которую Ави Габай провел на прошлой неделе, он затронул вопрос об изменениях, проведенных им в уставе партии Авода после вступления в должность ее председателя в июле этого года с целью расширить свои полномочия и усилить свой контроль над партией. «Когда у тебя есть такая сила, ты контролируешь партию. Точка. Я уже победил аппарат. Сегодня они знают, что если завтра утром я решу, что кого-то не будет, то его не будет», — заявил он. Эти слова нового лидера Аводы говорят сами за себя.

Председатель парламентской фракции радикально левой партии МЕРЕЦ депутат Кнессета Илан Гилон сказал по поводу реакции приближенных Ави Габая на высказывания Зухейра Бахлуля, что «именно в этом и состоит разница между МЕРЕЦ и партией Авода». По его словам, «МЕРЕЦ это сионистская партия, но, несмотря на это, в ней есть достойное место для членов, которые не являются сионистами и не видят причины праздновать годовщину декларации Бальфура». Председатель фракции МЕРЕЦ добавил, что «депутат Бахлуль — один из лучших депутатов Кнессета и он добавляет почета каждой сионистской и демократической партии, в которой он состоит. «Габаевский сионизм», видимо забывает, что Государство Израиль это, конечно, государство евреев, которые вернулись в него (из стран диаспоры – В.Ч.), но в то же время и государство всех нееврейских граждан, живущих в нем».

Подводя итог, необходимо отметить, что жесткая реакция Ави Габая на высказывания депутата Зухейра Бахлуля стала еще одним проявлением стремительного «поправения» партии Авода, а вместе с ней и блока «Сионистский лагерь» после прихода на пост ее нового председателя. В этой связи следует напомнить, что Ави Габай «варяг» в Аводе и что в недавнем прошлом он был членом правоцентристской партии «Кулану», возглавляемой нынешним министром финансов Моше Кахлоном.

52.22MB | MySQL:103 | 0,615sec