Вашингтон пытается ограничить иранское влияние в Ираке

Окончание военной операции против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), скорее всего, приведет к конфронтации между США и Ираном на иракской площадке. Об этом свидетельствуют последние по времени попытки администрации США ограничить влияние Тегерана в этой стране с помощью своего давнего стратегического партнера – Саудовской Аравии. Учитывая общую тенденцию внешнеполитического курса администрации Д.Трампа на обострение конфронтации с Ираном, можно ожидать американского давления на Иран на иракском направлении. В то же время можно прогнозировать, что Тегеран не сдаст с легкостью позиции в этой важной арабской стране, которые неуклонно завоевывались им в течение пятнадцати лет.

21-22 октября госсекретарь США Рекс Тиллерсон посетил Эр-Рияд, где принял участие в первом заседании Иракско-саудовского координационного совета.  Официальной целью этого визита было «содействие установлению стабильности на Ближнем Востоке и противодействие влиянию Ирана». При этом Р.Тиллерсон пообещал премьер-министру Ирака Хайдеру аль-Абади финансовую помощь Саудовской Аравии в восстановлении разрушенных в ходе военного конфликта с террористами из «Исламского государства» северных провинций Ирака: Анбара и Найнавы.

Вашингтон стремится к тому, чтобы Саудовская Аравия стала эффективным противовесом иранскому влиянию в Ираке. В этой связи в американском внешнеполитическом ведомстве считают перспективу саудовской финансовой помощи «предложением, от которого невозможно отказаться». По словам Р.Тиллерсона, саудовская помощь «усилит Ирак как целостное и независимое государство и будет способствовать уменьшению контрпродуктивного влияния Ирана». Тиллерсон выступил за роспуск вооруженных формирований «Хашед аш-Шааби» и вывод военнослужащих КСИР из Ирака. Он, в частности, отметил: «Конечно, шиитские милиции, которые сражались с ИГ в Ираке, сейчас должны разойтись по домам. Все иностранные бойцы, воевавшие в Ираке, должны возвратиться домой и передать территории, освобожденные от террористов, под контроль иракского правительства. Они должны позволить иракскому народу возродить мирную жизнь. Новое иракско-саудовское соглашение будет содействовать этому в высшей степени».

Заявления Р.Тиллерсона вызвали резкую реакцию в Иране. В то время как высшие должностные лица страны не уделили большого внимания иракско-саудовским соглашениям, полагая, что иранское влияние в Ираке слишком сильно, чтобы его можно было поколебать, то многие иранские СМИ рассматривают активизацию американской и саудовской политики в Ираке в качестве непосредственной угрозы. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф отметил, что «без жертв со стороны граждан Ирана, особенно жертв со стороны защитников гробниц (имеются в виду сакральные шиитские города Неджеф и Кербела в Ираке -авт.) «Исламское государство» контролировало бы сейчас Багдад, Дамаск и Эрбиль». Агентство новостей «Тасним» констатировало, что главной целью США является создание эффективного и сильного партнерства между арабскими странами и «сионистским образованием» (Израилем). В статье указывается на то, что США и КСА побуждают Хайдера аль-Абади распустить отряды «Хашед аш-Шааби» и противостоять иранскому влиянию. «Саудовская Аравия, осуществляя эту стратегию, попытается отнять власть у шиитских партий и передать ее суннитским партиям и бывшим баасистам», — указывает агентство.

Статья, помещенная в газете «Эктесад ньюс», предупреждает, что несмотря на провалы в недавнем прошлом попыток США оживить связи между постаддамовским Ираком и Саудовской Аравией, последние события на Ближнем Востоке позволяют США и КСА подорвать влияние Ирана в арабском мире. Характерно название статьи: «Миссия Тиллерсона в Ираке. Возвращение Багдада в саудовские объятия». «Единство между Саудовской Аравией и Ираком может подорвать иранскую сферу влияния, протянувшуюся от Персидского залива до Средиземного моря», — указывается в статье. «В то время, когда иракское правительство нуждается в помощи для восстановления регионов, освобожденных от ИГ, и переживает напряженность в связи с курдским референдумом, этот вопрос становится особенно важным», — пишут журналисты газеты. Агентство «Джаван онлайн», тесно связанное с КСИР, отмечает, что США и Саудовская Аравия намерены внести раскол между Ираном и Ираком, но общая история, география и общие интересы двух стран не позволят американцам осуществить их коварные планы.

Крайне отрицательно отнеслись к предложениям госсекретаря США полевые командиры иракских шиитских милиций. Командир вооруженных отрядов «Асаиб ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали обратился к Р.Тиллерсону со следующим заявлением: «Министр иностранных дел США, Вы должны незамедлительно вывести из Ирака все американские войска, проникшие на нашу территорию под предлогом борьбы с ДАИШ ( арабское название ИГ — авт.)».

Между тем, умеренные иракские политики, включая премьер-министра Х.аль-Абади, категорически не хотят, чтобы их страна превращалась в арену американо-иранского противостояния. Иракское руководство после победы над ИГ и освобождения Киркука от курдов намерено развивать многовекторную политику. Тем более, неприемлемы для него попытки лишить Ирак второй и наиболее боеспособной силовой структуры – «Хашед аш-Шааби», статус которой закреплен законодательно. Аппарат правительства Х.аль-Абади отреагировал на слова Р.Тиллерсона в Эр-Рияде резким заявлением, в котором подчеркивалось, что ни одна страна не имеет права вмешиваться во внутренние дела Ирака. В этом же заявлении бойцы «Хашед аш-Шааби» характеризовались как «истинные патриоты Ирака». Сам премьер назвал «Хашед аш-Шааби» «частью иракских государственных институтов и гордостью нации и региона». Позже, в интервью американским газетам Х.аль-Абади заявил: «Мы готовы дружить с американцами, но, пожалуйста, не переносите свои проблемы на нашу территорию. Решайте их где-нибудь в другом месте». Х.аль-Абади также намекнул на необходимость вывода американских войск из Ирака. Он отметил, что с завершением боевых действий против ИГ присутствие американских ВВС в Ираке излишне, и дальнейшее военное сотрудничество между Багдадом и Вашингтоном будет осуществляться только в плане обмена информацией.

Необходимо отметить, что США взяли  курс на борьбу с иранским влиянием в регионе при помощи «умеренных» арабских суннитских государств и, прежде всего, Саудовской Аравии. При этом главным раздражителем для Вашингтона является ливанское движение «Хизбалла» и сформированные по ее модели шиитские военно-политические группировки. Это доказывает ряд фактов. Во-первых, усиленное внимание, уделенное  Белым домом и лично президентом Д.Трампом  34-й годовщине подрыва боевиками, связанными с «Хизбаллой» штаб-квартиры американского военного контингента в Бейруте, в результате чего погибли более 60 морских пехотинцев США. Конечно, любое американское правительство рассматривало «Хизбаллу» в качестве террористической организации, но даже когда боль от массовой гибели военнослужащих еще была свежа, никто не вспоминал о подобных годовщинах. В этом году пиар-кампания, посвященная данному событию, была на грани истерики. Угрозы в адрес «Хизбаллы» позволили некоторым арабским экспертам говорить о возможной войне против Ливана, которую спровоцируют США.  Во-вторых, заседание, проведенное в Вашингтоне с участием председателя Объединенного комитета начальников штабов США и начальников генштабов армий Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании и Египта. На нем, по информации газеты «Рай аль-Йаум» присутствовал и начальник генштаба армии Израиля генерал-лейтенант Гади Айзенкот. Данное мероприятие говорит о реанимации Вашингтоном планов создания «арабского НАТО». В-третьих, недавнее заявление наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана о том, что война в Йемене продлится еще несколько лет, так как Эр-Рияд не потерпит «появления второй «Хизбаллы» на своих границах».

Данные тенденции позволяют судить о том, что нынешняя американская администрация пытается использовать в своих целях суннитско-шиитский конфликт, что, несомненно, не способствует стабильности на Ближнем Востоке.

52.2MB | MySQL:103 | 0,489sec