О тяжкой преступности среди израильских арабов

Когда формировалось нынешнее правительство Израиля, депутат Гилад Эрдан (Ликуд) претендовал на пост министра внутренних дел, однако премьер-министр Биньямин Нетаньяху отказался пойти навстречу этому требованию амбициозного молодого (1970 года рождения) политика. Пост министра внутренних дел был уже обещан лидеру ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС депутату Арье Дери. Поэтому Гиладу Эрдану пришлось согласиться на предложенный ему премьер-министром пост министра внутренней безопасности, ответственного за полицию, пожарную охрану, спасательные службы и т.п.  Правда, в качестве условия своего вступления в эту должность Гилад Эрдан потребовал выделить Министерству внутренней безопасности 2 миллиарда шекелей (около 570 миллионов долларов США) на борьбу с преступностью в арабском секторе населения. Эти средства были выделены, и он направил их на создание Управления по укреплению полицейских услуг в арабском секторе населения, на основание полицейских участков в арабских населенных пунктаъ и на мобилизацию арабов-мусульман в полицию.

Необходимо пояснить, что уровень преступности среди израильских арабов-мусульман несравнимо выше, чем в целом по Израилю. При этом присутствие полиции в арабских населенных пунктах значительно слабее, чем ее присутствие в еврейских и смешанных населенных пунктах. Главной причиной этого является отсутствие готовности широких масс арабов-мусульман к сотрудничеству с Полицией Израиля. Исламистские и арабские националистические политики открыто способствуют распространению среди арабского мусульманского населения Израиля враждебного отношения у полиции как к части аппарата насилия еврейского государства. Служба арабов-мусульман в израильской полиции представляется политиками такого рода в качестве предательства арабских национальных интересов и «коллаборационизм». Подобная общественная атмосфера привела к тому, что, несмотря на то, что численность арабов-мусульман в Израиле многократно превосходит численность арабоязычных друзов и христиан, последних служит в полиции намного больше, чем мусульман. Все это серьезно усложняет борьбу с уголовной преступности в арабских населенных пунктах, от которой страдают в первую очередь сами арабы.

Гиладу Эрдану было известно об этом, когда он вступал в должность министра внутренней безопасности, именно поэтому он счел необходимым уделить столько внимания и выделить столько средств на поиски путей решения данной проблемы. Одним из первых его шагов в качестве министра  стало создание  специального «Управления по укреплению полицейских услуг в арабском секторе». Во главе его в апреле 2016 года был поставлен генерал-майор Джамаль Хахруш, первый в истории Израиля араб-мусульманин, ставший генералом полиции.

С тех пор прошло полтора года. Управление, возглавляемое генерал-майором Джамалем Хахрушем ,начало действовать, однако значительная часть программ по борьбе с преступностью в арабском секторе населения, которые были подготовлены министром внутренней безопасности Гиладом Эрданом совместно с генеральным инспектором Полиции Израиля генерал-полковником Рони Алшейхом, все еще не реализованы до конца из-за того, что лидеры арабского сектора населения по-прежнему уклоняются от сотрудничества с полицией. В минувшее воскресенье на пленарном заседании Кнессета министр Гилад Эрдан публично обвинил в арабских депутатов в том, что они не способствуют борьбе против преступности в арабском секторе. «Давайте скажем правду. Тот, кто должен каяться за убийства и за отсутствие законности в арабском обществе, это, прежде всего, вы, — провозгласил он с трибуны Кнессета в ответ на раздавшиеся со стороны депутатов от Объединенного арабского списка в том, что Полиция Израиля пренебрегает арабскими гражданами и не защищает их от преступников .

В тот же день генеральный инспектор Полиции Израиля генерал-полковник Рони Алшейх выступил перед членами кабинета министров Израиля со специальным докладом о преступности в арабском секторе населения и о мерах, предпринимаемых полицией, для борьбы с этим явлением. Представленные им данные свидетельствуют о непропорционально высокой доле арабов в тяжкой преступности в Израиле. При том, что арабы-мусульмане составляют 17,47% населения Израиля  по данным текущего года, они были замешаны в 57% всех раскрытых уголовных дел по убийствам, в 55% дел о покушениях на убийство, в 59% дел о поджогах, в 45% дел о грабежах (в целом в делах об имущественных преступлениях их доля составила 36%), в торговле наркотиками – 26%. Генеральный инспектор полиции при этом особо отметил, что можно говорить о заметном сокращении доли арабов в тяжкой преступности по сравнению с 2016 годом, когда их доля в уголовных делах по поводу убийств и покушений на убийства составляла 63%, в делах о поджогах – 57%, а в делах о грабежах – 48%,

Одной из острейших проблем является незаконно хранящееся в арабском секторе населения огнестрельное оружие. Генерал-полковник Рони Алшейх признал, что пока эту проблему решить не удалось. Три месяца назад полиция проводила специальную акцию по возвращению незаконного оружия, имеющегося в арабском секторе населения. Однако эта акция провалилась. Возвращены были лишь отдельные единицы оружия, несмотря на то, что возвращающим незаконное оружие было обещано полное освобождение от уголовной ответственности. Следует отметить, что в условиях, когда арабские граждане чувствуют, что полиция не защитит их от преступников, незаконное хранение дома огнестрельного оружия (а поскольку подавляющее большинство арабов-мусульман не служит в ЦАХАЛе, получение ими разрешения на легальное ношение огнестрельного оружия почти нереально) может восприниматься ими как самозащита. Следует учитывать и такой отсутствующий в еврейском секторе населения фактор, как кровавые межклановые конфликты, которые тоже побуждают арабов стремиться к тому, чтобы у них в доме было огнестрельное оружие.

Из обзора, представленного генеральным инспектором полиции, следует, что  подготовлен пятилетний план, в рамках реализации которого должны быть открыты 17 полицейских участков и отделений полиции в арабских, в том числе бедуинских населенных пунктах. Сейчас уже строятся два полицейских участка – в Кафр-Манде (в Галилее) и в Джиср а-Зарке (на побережье Средиземного моря, неподалеку от Кейсарии). Подписаны договоры о строительстве еще двух полицейских участков – в Тамре и в Маджд аль-Круме (оба в Галилее). В других же местах полиция наталкивается на отказ местных жителей и депутатов местных советом согласиться на открытие полицейских участков в существующих зданиях.

Вместе с тем из отчета генерал-полковника Рони Алшейха следует, что «Управлению по укреплению полицейских услуг в арабском секторе» все же удалось сделать немало. В 2016 году в полицию было мобилизовано 70 арабов-мусульман, а с начала 2017 года было мобилизовано уже 130 арабов-мусульман. Сейчас проверку перед мобилизацией в полицию проходят 708 арабов-мусульман. По словам генерального инспектора полиции, наблюдается тенденция к некоторому снижению общего уровня преступности в арабском секторе населения. Так, в 2016 году число открытых на израильских арабов уголовных дел составило около 33 тысяч. А в 2007 годы этот показатель составил более 44 тысяч.

Правда, пожелавшие по вполне понятным причинам остаться анонимными недоброжелатели генерал-полковника Рони Алшейха из числа высших полицейских офицеров заявили корреспонденту израильской газеты «Исраэль га-Йом», что это снижение числа открытых уголовных дел объясняется тем, что арабское население утратило доверие к полиции и не всегда подает жалобы на совершаемые преступления, потому что не может быть такого, чтобы население увеличивалось, а число совершаемых преступлений сокращалось. Однако следует учитывать, что Рони Альшейх по определению не может не вызывать раздражения у высших полицейских офицеров, поскольку он и был назначен на пост генерального инспектора полиции для того, чтобы навести в Полиции Израиля порядок. Показательно, что назначавший нового генерального инспектора премьер-министр Биньямин Нетаньяху проигнорировал претендовавших на это место кандидатов из рядов самой Полиции Израиля и предпочел привести извне Рони Алшейха, который служил до этого, начиная с 1988 года, в ШАБАКе и занимал пост заместителя начальника этой спецслужбы.

52.2MB | MySQL:103 | 0,531sec