Ситуация в Турции: октябрь 2017 г.

Российский вектор внешнеполитических устремлений Анкары в октябре вновь был в центре внимания высшего турецкого политического руководства.  Министерства и ведомства двух стран приступили к активной реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне в рамках сентябрьского рабочего визита президента РФ В.Путина в Турцию.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что отношения России и Турции почти полностью достигли докризисного уровня. «Я могу с уверенностью сказать, что перезагрузка двусторонних отношений идёт полным ходом, и мы можем привести конкретные примеры того, что это действительно так», — сказала она. «С начала текущего года состоялось пять встреч президентов обеих стран, последняя из которых прошла совсем недавно, на прошлой неделе 28 сентября, в Анкаре», — пояснила Захарова. Дипломат отметила «высокую динамику политического диалога двух стран».

России и Турции удалось не только почти полностью восстановить товарооборот и потоки взаимных инвестиций, но и наладить диалог по важным вопросам международной повестки. «Главное — страны сумели наладить доверительную работу по целому ряду вопросов, основной из которых — Сирия, где государства нацелены на содействие прекращению гражданского конфликта», — подчеркнула представитель МИД РФ.

Реальное развитие событий в октябре в сфере российско-турецких отношений подтвердило эти выводы. 21 октября состоялся телефонный разговор между президентами России и Турции. С обеих сторон выражено удовлетворение нынешним развитием российско-турецкого сотрудничества по различным направлениям. Отмечено, что договорённости, достигнутые на встрече в верхах в Анкаре 28 сентября 2017 года, успешно реализуются, в том числе в торгово-экономической сфере. Главы государств выразили удовлетворение увеличением объема двусторонней торговли за первые 8 месяцев этого года на 21,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В ходе обстоятельного обмена мнениями по сирийской проблематике дана положительная оценка совместной работе в рамках астанинского процесса, что проявилось в создании зон деэскалации в САР. Обсуждены перспективы проведения очередной, седьмой встречи по Сирии в казахстанской столице. Затронуты практические вопросы дальнейшей координации усилий по урегулированию ситуации в Сирии. Договорились продолжить личные контакты. В целом беседа носила деловой и конструктивный характер, была нацелена на укрепление взаимодействия как по двусторонней, так и по региональной повестке дня.

28 октября состоялся еще один телефонный разговор лидеров двух стран. Владимир Путин поздравил Реджепа Эрдогана с отмечаемым 29 октября национальным праздником Турции – Днём Республики. Был проведен обстоятельный обмен мнениями по различным аспектам успешно развивающегося двустороннего сотрудничества, включая реализацию крупных совместных энергетических проектов. В преддверии проводимой в Астане седьмой международной встречи по Сирии подчёркнута важность наращивания усилий по обеспечению функционирования зон деэскалации, борьбе с терроризмом и продвижению процесса политического урегулирования в Сирии. Президенты вновь условились продолжать личные контакты.

Высокая динамика политического диалога способствовала дальнейшему укреплению торгово-экономического партнерства двух стран. В Казани 21 октября министр энергетики РФ Александр Новак и министр экономики Турции Нихат Зейбекчи провели 15-ое заседание Смешанной российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Стороны обсудили состояние двусторонних российско-турецких отношений в области экономики, торговли, энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, туризма, финансово-банковской сфере и других областях.

Глава Минэнерго России отметил, что сотрудничество между Турцией и Россией уверенно развивается. «Ведем двустороннюю работу по наращиванию торгово-экономического взаимодействия. В короткие сроки созданы условия для продвижения по всем направлениям сотрудничества. За 8 месяцев текущего года товарооборот между РФ и Турцией вырос на 31,4%. К 2020 году объем двусторонней торговли должен составить 100 млрд долларов», — отметил А.Новак.

Российский министр также сообщил, что стороны приступили к реализации договоренностей по взаимному снятию ограничений в торговле. «Российской стороной уже снят запрет на оказание некоторых видов услуг турецкими компаниями, наем рабочей силы, поставки отдельных видов сельхозпродукции. Так, согласованы возможности поставок с 1 ноября в Российскую Федерацию 50 тысяч тонн томатов», — сказал он.

Особое внимание, по словам министра энергетики РФ, уделяется взаимодействию в инвестиционной сфере. Активно задействованы созданный в марте текущего года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Турецкий суверенный фонд. Они подписали соглашение о создании Российско-турецкого инвестиционного фонда с уставным капиталом 1 млрд долларов. Александр Новак отметил, что растет доля расчетов в национальных валютах, реализуется ряд проектов в промышленной сфере, продолжается работа над нормативно-правовой базой, расширяется взаимодействие в энергетической сфере. «Флагманскими проектами в этой области являются газопровод «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», — пояснил глава Минэнерго России.

В свою очередь министр экономики Турции Нихат Зейбекчи сообщил, что ограничения в отношении Турции, введенные российской стороной после ноября 2015 года, полностью сняты, однако на практике имеют место определенные моменты, против которых выступает турецкая сторона. Министр, комментируя турецкому информационному агентству «Анадолу» итоги 15-го заседания Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, отметил, что наименования турецкой продукции, в отношении которых действовали бы ограничения российской стороны, уже нет. Однако на практике есть ряд моментов, о наличии которых Анкара проинформировала российскую сторону.

В качестве примера Н.Зейбекчи указал на экспорт томатов. «Российская сторона поставила условие, согласно которому томаты будут экспортировать лишь определенные компании и в определенном объеме. С точки зрения Анкары подобное требование не может действовать продолжительное время, — подчеркнул министр, заметив, что турецкие экспортеры оказывают давление на власти Турции, требуя вмешательства в ситуацию на государственном уровне.

Глава ведомства напомнил, что после инцидента с российским самолетом в ноябре 2015 года в турецко-российских отношениях начался кризисный период. «Однако мы и в тот период не устанавливали каких-либо запретов. Анкара набралась терпения, и временами предпринимала предельно взвешенные ответные шаги, подталкивая Россию к изменению позиции», — констатировал Н.Зейбекчи. По его словам, если российская сторона учтет позицию Анкары, то станет возможным и удовлетворение ожиданий России по экспорту мясной продукции в Турцию.

«Турция ставит определенные требования по экспорту мясной продукции. Компании, чья продукция отвечает этим стандартам, могут без каких-либо проблем экспортировать мясо в Турцию. Мы готовы к этому, так как Турция – это страна, импортирующая мясо крупного рогатого скота», — пояснил турецкий министр. «Если российские компании будут соответствовать стандартам Минсельхоза Турции, то мы готовы закупать мясо скота из России. В конечном итоге, Россия наш экономический партнер и мы ставим целью довести объем двустороннего товарооборота до 100 миллиардов долларов», — добавил министр, заметив, что на сегодняшний день Турция импортирует мясо из Австралии, Уругвая, Бразилии, Боснии и Герцеговины.

По итогам 15-го заседания Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству были подписаны Протокол ее заседания и Меморандум о сотрудничестве между турецким аэропортом «Даламан», международным аэропортом «Бегишево» и «Анекс Туром».

Наряду с этим, Москва и Анкара развивают новое направление сотрудничества. Глава Министерства труда Максим Топилин заявил, что в рамках Договора о социальном обеспечении между Россией и Турцией ведомство проработает правила начисления страховых взносов в республике за российских работников. «Работа над проектом договора о социальном обеспечении между нашими странами идет плотно. Мы договорились, что до следующего раунда переговоров в феврале проработаем правила начисления страховых взносов в Турции за иностранных, в том числе российских, работников», — заявил российский министр на встрече с министром труда и социальной защиты Турции Жюлиде Сарыэроглу в Стамбуле.

Договор о социальном обеспечении между Россией и Турцией будет основан на пропорциональном принципе и распространяться на граждан обеих стран. По словам министра, предметом договора будут являться страховые пенсии, детские пособия, выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и так далее. Это жизненно важный документ с учетом значительного роста смешанных браков граждан двух стран.

В октябре продолжалось активное, во многом противоречивое, обсуждение вопроса о закупке Турцией российского ЗРК С-400. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия и Турция продолжают переговоры по поставкам С-400. «Я могу сказать, что контакты и переговоры на экспертном уровне в контексте этой сделки продолжаются», — сообщила пресс-служба Кремля. Ранее министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция может отказаться от покупки у России зенитных ракетных систем С-400, если не будет достигнуто соглашение об их совместном производстве.

«Мы не получали никакого официального отказа по этой теме. Президент России нам сказал, что мы можем предпринимать шаги для совместного производства. Поэтому вопрос о получении нами технологий будет актуальным. Но если Россия к этому относится отрицательно, то мы можем заключить соглашение с другой страной», — сказал турецкий министр в интервью газете Akşam.

Кроме того, М.Чавушоглу подчеркнул, что Анкара нуждается в срочной закупке С-400. «Нам надо защищать наше воздушное пространство. Однако если настроенные против России страны не хотят, чтобы Турция покупала у нее С-400, то они должны предоставить нам свой вариант», — подчеркнул он. Наряду с этим, другой источник в турецком правительстве заявил, что Турция, несмотря на соглашение с Россией о поставках ЗРК С-400, продолжает проявлять интерес к покупке у США ЗРК Patriot. «Главным условием для их покупки является передача технологий и совместное производство», — сообщила газета Daily Sabah со ссылкой на этот источник.

Турецкие власти в 2013 году рассматривали заявки, поданные в рамках тендера на поставку систем ПРО, и приняли решение продолжать предметные переговоры с китайским производителем ЗРС дальнего действия. При этом был образован так называемый шорт-лист, в котором первое место заняла КНР, второе — США с комплексом Patriot и на третьем месте оказалась система ПВО SAMP/T производства итальянско-французского концерна Eurosam. Переговоры с Китаем завершились в ноябре 2015 года из-за разногласий сторон по различным вопросам, в том числе по передаче технологий и совместному производству. По этой официально озвученной причине Анкара приняла тогда решение отменить тендер.

Напомним, что президент Турции Р.Эрдоган сообщил, что Анкара подписала с Москвой соглашение о приобретении систем С-400 и задаток уже внесён. В конце сентября это подтвердил помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин. При этом он подчеркнул, что вопрос о передаче Турции технологии производства зенитных систем С-400 не обсуждается.

Вашингтон обеспокоен проявлением у ряда союзников США интереса к приобретению российского ЗРК С-400. Большое опасение у американской стороны вызывает тот факт, что они не будут совместимы с системами НАТО, а эта совместимость необходима для отражения общих угроз. «Наилучшим вариантом защиты Турции от различных угроз в её регионе остается совместимая с НАТО система ПРО», — заявил официальный представитель Пентагона Джонни Майкл.

В конце концов определенную ясность в этот вопрос внес президент Р.Эрдоган. В беседе с журналистами он, во-первых, заявил, что Турция, как и было договорено, закупает первую партию ЗРК С-400 без каких-либо предусловий, за нее уже внесена предоплата. Что касается последующих закупок, в т.ч. и более современных подобных комплексов, то их осуществление будет увязано с ходом переговоров о получении турецкой стороной технологий и возможностью совместного производства. Во-вторых, турецкий президент вполне определенно высказался в отношении американского ЗРК Patriot: «этот комплекс устарел, зачем же Турции его покупать».

На специальном заседании VIII Турецкого энергетического форума в провинции Анталья министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак заявил, что Агентство по атомной энергии Турции (TAEK) проводит детальные исследования для выдачи разрешения на строительство АЭС «Аккую». «Агентство по атомной энергии Турции продолжает делать все возможное для того, чтобы церемония закладки фундамента АЭС «Аккую» прошла уже к концу нынешнего или в начале будущего года при участии глав двух государств. Было бы прекрасно, если бы АЭС была введена в эксплуатацию до 29 октября 2023 года, когда будет отмечаться 100-летие со дня создания Турецкой Республики», — сказал Б. Албайрак.

Турция является новичком в сфере ядерных технологий и проходит через важный процесс, который позволит внедрить эти технологии на постоянной основе, отметил министр. По словам главы ведомства, дата церемонии закладки фундамента АЭС «Аккую» напрямую зависит от разрешения, которое должно выдать TAEK. «С вводом в строй АЭС «Аккую» в 2023 году Турция добьется преобразований в сфере промышленности и в плане технологического оборудования», — сказал Б.Албайрак. Напомним, что Межправительственное соглашение между Россией и Турцией по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в турецкой провинции Мерсин было подписано в 2010 году. Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 4800 мегаватт. АЭС планируется построить и сдать в эксплуатацию до 2023 года. Стоимость строительства оценивается в 22 млрд долларов.

Расширяется сотрудничество России и Турции в банковской сфере. Сбербанк активно продолжит поддерживать инфраструктурные проекты в Турции. Об этом заявил крупнейшему турецкому информационному агентству «Анадолу» президент и председатель правления российского Сбербанка Герман Греф, комментируя прогресс в отношениях Турции и России. По его словам, DenizBank, который является наиболее важным зарубежным активом Сбербанка, находится в одной из наиболее значимых для России стран и показал прекрасные результаты в первом полугодии. Несмотря на трудные времена, за последние пять лет DenizBank вырос в четыре раза. Мы видим хорошие перспективы развития турецкой экономики. Турецкий рынок также предоставляет хорошие возможности для расширения нашей деятельности. Сбербанк намерен еще больше диверсифицировать свои продукты. Мы чувствуем себя в Турции очень комфортно и считаем ее второй родиной», — сказал Г. Греф.

Глава правления также прокомментировал итоги работы банковского сектора Турции в первом полугодии и развития экономики в целом. По его словам, экономика Турции хорошо развивается. «Наблюдается значительный рост во всех отраслях экономики. За последние 17 лет разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными сильно сократилась. Подобное наблюдается в немногих странах. С другой стороны, мы уверены в стабильности национальной валюты Турции», — сказал Г. Греф. Говоря о предстоящем запуске торгов в валютной паре рубль/турецкая лира, глава правления российского банка сообщил, что в настоящий момент готовится дорожная карта, которая позже будет представлена регуляторам Турции и России. По мнению главы Сбербанка, уже в будущем году Россия и Турция смогут на регулярной основе проводить валютные операции в паре рубль/турецкая лира.

Турецкая сторона подвела в октябре предварительные итоги работы на туристическом направлении, которое является важной составляющей экономики страны.  «Ожидается, что в 2017 году Анталью посетят четыре миллиона российских туристов», — сказал глава Ассоциации отельеров Средиземноморского региона (AKTOB) Эркан Ягджи. По его словам, в нынешнем году туристический сезон в Турции прошел более продуктивно, чем в прошлом. С начала 2017 года турпоток в Анталью вырос на 60 процентов по сравнению с прошлым годом, и основную роль в этом, по его мнению, сыграл российский рынок.

Глава AKTOB напомнил, что в прошлом году из-за кризиса со сбитым Су-24 Россия ввела запрет на авиарейсы в Турцию, а в этом году ситуация полностью изменилась. «К концу года число российских туристов, посетивших Анталью, составит около четырех миллионов. В целом по Турции этот показатель составит около пяти миллионов человек. Могу сказать, что этот сезон оказался одним из самых лучших в плане турпотока из России», — сказал он. По его словам, в 2017 году показатели в сфере туризма Турции превысят показатели 2014 года.

РФ и Турция намерены расширять партнерские связи на этом направлении. По словам руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, Москва и Анкара проводят работу по подготовке нового межправительственного соглашения. В Анталье состоялось 11-е заседание рабочей группы по развитию туризма между двумя странами. «Мы подвели первые итоги туристского сезона 2017 года, рассматривали вопросы безопасности, санитарно-эпидемиологическую обстановку в Турции, развитие круизного туризма между нашими странами в Черноморском регионе, вопросы развития межрегионального сотрудничеств», — сообщил он и уточнил, что по итогам заседания был подписан соответствующий протокол. «Идет работа по подготовке нового межправительственного соглашения по развитию туризма между Россией и Турцией. Предыдущее соглашение было подписано в 1995 году, с тех пор прошло 22 года и условия развития туризма сейчас уже несколько иные», — отметил руководитель российского Федерального агентства по туризму.

Важнейшим внешнеполитическим вектором, на котором в рамках астанинских договоренностей сосредоточено взаимодействие России и Турции, остается Сирия. Турция сотрудничает с Россией для обеспечения безопасности в сирийской провинции Идлиб. Об этом заявил премьер-министр Бинали Йылдырым. «Мы обеспечим безопасность в Идлибе и сотрудничаем для этого с Россией», — отметил он. Эта тема поднималась и во время встречи президентов России и Турции В.Путина и Р.Эрдогана в сентябре. Лидеры подтвердили готовность следовать достигнутым в Астане окончательным договоренностям по созданию четырех зон деэскалации, в том числе крупнейшей из них в провинции Идлиб. Ранее такие зоны были созданы на юго-западе Сирии, в Восточной Гуте (пригород Дамаска) и в районе города Хомс. Гарантами астанинского процесса выступают Россия, Турция и Иран.

Москва и Анкара продолжат прилагать усилия для достижения политического урегулирования в Сирии, заявил 27 октября посол Турции в РФ Хюссейн Дириоз. «Отношения между Турцией и Россией достигли впечатляющего уровня. И я должен отметить большую удовлетворенность тем, что был достигнут серьезный прогресс в реализации проектов, которые отвечают интересам двух стран», — сказал посол, выступая на приеме по случаю Дня Турецкой Республики. «Взаимодействие между Турцией и Россией играет жизненно важную роль в вопросе достижения мира и стабильности в регионе. В этом контексте наши страны продолжат прилагать усилия по достижению политического урегулирования в Сирии», — подчеркнул турецкий посол.

Из других аспектов внешнеполитической проблематики повестки дня турецкого руководства интерес представляют отношения Анкары с ЕС и США. Следует констатировать, что и в октябре Турции не удалось преодолеть или хотя бы смягчить противоречия с основными союзниками на Западе. Стороны продолжили обмен жесткими заявлениями и упреками в адрес друг друга, которые не способствовали в этот период налаживанию взаимоприемлемого диалога сторон.

Так, по настоянию Германии вопрос об отношениях с Турцией был внесен 19-20 октября в повестку дня саммита Евросоюза. Напомним, что в начале сентября, во время предвыборной кампании два главных претендента на пост немецкого канцлера поставили под вопрос продолжение переговоров с Турцией о вступлении в Евросоюз. В ответ на предложение Мартина Шульца прекратить переговоры Ангела Меркель ответила, что вопрос может быть решен только коллегиально, в рамках Европейского союза.

Коллегиальное решение, принятое на завершившемся саммите, оказалось, как и ожидалось, двусмысленным. С одной стороны, Европейский союз выразил недовольство Анкарой, заявив о намерении придержать выплаты, обещанные Турции на ее подготовку к вступлению в Евросоюз. «Мы были едины во мнении, что помощь в рамках переговорного процесса будет ответственным образом сокращена», — заявила А. Меркель на пресс-конференции в Брюсселе. Лидеры ЕС поручили Еврокомиссии реализовать это решение. Канцлер особо подчеркнула, что «ситуация с правами человека в Турции совершенно неприемлема, а события, происходящие в этой стране, серьезно беспокоят Европу».

С другой стороны, Евросоюз продемонстрировал нежелание дальнейшей эскалации в отношениях с Турцией. Та же Ангела Меркель критику в связи с нарушениями прав человека совместила с признанием заслуг Турции по приёму мигрантов. А это значит, что финансирование мигрантов в Турции со стороны ЕС будет продолжено.

Для Анкары это важный вопрос, так как число сирийских беженцев в Турции достигло 3 млн 208 тыс. 131 человека. Больше всего их проживает в Стамбуле (511 тыс. 380), на втором месте город Шанлыурфа (445 тыс. 584). Согласно данным статистики Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Турция третий год подряд принимает самое большое число сирийцев, на долю которых приходится около 45% всех беженцев из Сирии в регионе.

Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен заявил, что Турции нет места среди членов Евросоюза, однако, полагает он, необходимо продолжить переговоры по этому вопросу. «Турция в том виде, который она на наших глазах принимает под режимом Эрдогана — это Турция, которая не должна входить в ЕС», — отметил он. Датский премьер назвал нереалистичной перспективу членства Турции в ЕС даже в долгосрочной перспективе. А президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что Евросоюз не стремится к окончательному разрыву отношений с Турцией, однако на данном этапе видит необходимость вести диалог с Анкарой в более жёстком ключе. Турецкий президент не остался в долгу и ответил всем вместе: «Жизнь представителей ЕС состоит из сплошной лжи».

Что же касается финансирования Турции с целью поддержки процесса  вступления страны в ЕС,  то по утверждённому на 2014-2020 гг. бюджету Евросоюза на эту цель выделено 4,45 млрд евро, в том числе 1, 58 млрд – на проведение реформ по подготовке Турции к вступлению (борьба с коррупцией, участие населения в демократических механизмах, поддержка независимой юстиции), 1,53 млрд – на социально-экономическое и региональное развитие, 0,91 млрд – на поддержку сельского хозяйства, 0,44 – на проекты в сфере образования, социальной политики, гендерного равенства и т. п. До настоящего времени выплачено немногим более 5% (по состоянию на конец августа – 258,4 млн евро), т. е. решение октябрьского саммита сократить финансирование Турции фактически реально ничего не меняет, так как ЕС фактически и так не выполнял данные ранее обещания. Теперь же очевидно, часть финансовых средств, предназначенных непосредственно Анкаре, будут заморожена на 2-3 года.

Наряду с этим, Германия пытается разыгрывать против Турции очень болезненную для Анкары курдскую карту. По последним сообщениям, министр обороны Урсула фон дер Ляйен приняла решение возобновить обучение курдских отрядов самообороны пешмерга, приостановленное по решению генерального инспектора бундесвера Фолькера Викера 15 октября. С запросом о возобновлении миссии немецких военных к У.Ляйен обратился глава курдской автономии в Ираке Масуд Барзани. Анализ этих высказываний и решений позволяет сделать вывод о том, что ЕС, как и прежде, пытается держать Турцию на коротком поводке. И эту картину мы наблюдаем с 1963 года.

Не снизился в октябре и градус напряженности в отношениях Турции с США. Турецкая лира рухнула на 4% на фоне очередного витка политического обострения между двумя странами. Это самое сильное падение с момента неудавшегося госпереворота летом 2016 года. Напомним, что по решению генпрокуратуры Стамбула 25 сентября был арестован сотрудник генконсульства США в Стамбуле Метин Топуз, в отношении которого выдвинуты обвинения в связях с террористическим течением Фетуллаха Гюлена. Решение правоохранительных органов Турции вызвало недовольство Госдепа США. Посол США в Анкаре в знак протеста заявил о приостановке выдачи виз гражданам Турции.

Официальный представитель МИД Турции Хюссейн Мюфтюоглу заявил, что сотрудник генконсульства США в Стамбуле, который был арестован накануне, не находился в официальном списке сотрудников дипмиссии. «Мы видели заявление посольства США в Анкаре относительно задержанного нами гражданина. В нём сказано, что он является «местным сотрудником» генконсульства США в Стамбуле. Задержанный 25 сентября и позднее арестованный человек, которого обвиняют в причастности к террористической деятельности, не числится в официальном списке сотрудников, а также не обладает дипломатическим иммунитетом», — сказал представитель МИД Турции. Посольство США в Анкаре заявило, что выдвинутые обвинения против арестованного сотрудника генконсульства, необоснованны и подрывают давние партнерские отношения с Турцией.

Глава Турецкой Республики Р.Эрдоган прокомментировал решение о приостановке выдачи американских виз гражданам Турции и последующее решение Анкары по прекращению выдачи виз гражданам США. Глава государства выразил сожаление в связи с решение американской стороны. «Решение американского посла в Анкаре, безусловно, вызывает сожаление. Представители МИД Турции при получении данной информации предприняли соответствующие шаги. Текст заявлений, озвучиваемых американской стороной, получил «зеркальный» ответ Анкары. Посольство Турции в Вашингтоне объявило о прекращении выдачи виз гражданам США», — напомнил глава государства. По его словам, Турция – правовое государство, а не племенное образование, и этот факт должен быть четко уяснен Вашингтоном.

Президент Турции Р.Эрдоган, выступая в Стамбуле, заявил, что не может считать США цивилизованным государством, после того как американские власти выдали ордеры на арест его охранников по делу о беспорядках во время его визита в Вашингтон в мае с.г. Тогда произошла стычка между его охранниками и участниками акции протеста с участием курдских активистов возле резиденции посла Турции. Госдепартамент выразил Турции протест. Анкара отвергла обвинения в свой адрес и заявила, что инцидент произошел из-за отказа властей США принять необходимые меры безопасности турецкой делегации во главе с президентом страны.

Наряду с этим, Р.Эрдоган заявил, что представители турецкого руководства не станут принимать посла США Джона Басса и не считают его представителем Вашингтона. «Сейчас этот посол наносит прощальные визиты в связи с окончанием своей миссии в Турции. Наши министры и я лично не принимаем его. Мы не видим его в качестве представителя США в Турции», — сказал президент. Во время пресс-конференции в Белграде Р.Эрдоган указал, что его страна «не государство дикарей и не позволит, чтобы в стенах генконсульства США работали шпионы».

Посол США Дж.Басс охарактеризовал инцидент с арестом сотрудника генконсульства как «месть руководства» страны и допустил, что судебные органы республики могут быть необъективны. «Этот арест вызывает много вопросов, складывается впечатление, что целью некоторых турецких официальных лиц является подрыв давнего сотрудничества между Турцией и США», — сказал он. Высказывания посла вызвали критику в Анкаре, и первым ведомством, отказавшим в аудиенции Бассу, стало М.инистерство юстиции Турции. Турки характеризуют время его работы в Турции худшим периодом в истории турецко-американских отношений.

По мнению турецких экспертов, причина кризиса в отношениях США и Турции связана с проводимой Анкарой независимой политикой в регионе, в частности по вопросу урегулирования в Сирии, а также взаимодействием на этом направлении с Россией. Попытка военного переворота в Турции, вооружение США сирийского крыла РПК (YPG/PYD), обвинения против телохранителей президента Турции, а также заключенный между Анкарой и Москвой контракт на покупку ЗРК С-400, совместные военные операции между Турцией, Ираном и Россией в сирийском Идлибе, и, наконец, недавний арест сотрудников посольства США в Анкаре являются наглядным свидетельством охлаждения отношений между США и Турцией. В этой связи, некоторые турецкие эксперты не исключают, что очередной кризис в отношениях Турции и США может приобрести более масштабный и затяжной характер.

Примечательно, что позицию официальной Анкары в отношении Вашингтона поддержал лидер влиятельной оппозиционной партии. В ходе выступления в парламенте лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели затронул вопрос о решении Вашингтона приостановить визовые услуги для граждан Турции. Он потребовал от США исправить свою «ошибку» и не усугублять ситуацию. Д.Бахчели возложил вину за возникший дипломатический кризис на Вашингтон. «Какую цель преследуют США, введя запрет на визовые услуги? Разве мы не друзья? Разве не были эти «две страны в последнее время ближе, чем когда-либо»? Неужели эти слова Трампа ничего не значат? Что изменилось между нами? Виза дружбы, альянса и нашего стратегического партнерства с США вот-вот истечёт», — сказал он.

Лидер ПНД раскритиковал также администрацию Трампа, не подвергшую сомнению «незаконный референдум» Масуда Барзани по вопросу независимости курдского региона от Ирака, а лишь отметившую, что он является «несвоевременным». «Белый дом действовал двулично и лицемерно. Они обеспокоены тем, что Турция взяла инициативу в регионе в свои руки. Вашингтон, чьи войска перебрасываются за много километров для ведения боевых операций, незыблемо верит в свою правоту, в то время как действия Турции и её вмешательство в события, разворачивающиеся прямо у её границ, считаются неправильными. Как это возможно? Разве мы можем показать нашу слабость? Знайте своё место, либо отправитесь домой, янки», — добавил с угрозой Д. Бахчели.

Углубление разногласий между двумя союзниками беспокоит НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что кризис в отношениях между США и Турцией должен быть урегулирован как можно скорее ради слаженной работы всего Североатлантического альянса. «Мы сожалеем по поводу их разногласий. Я призываю США и Турцию сесть за стол переговоров и как можно скорее вместе найти решение проблем. Это важно для всех стран, чтобы мы могли работать в тесном сотрудничестве, особенно в этом регионе, поскольку Турция важна для нашей борьбы с терроризмом, для борьбы международной коалиции с террористической организацией «Исламское государство». У НАТО есть базы и критическая инфраструктура в Турции», — отметил генсек альянса.

Турецко-иранские отношения демонстрировали в октябре значительную активность. Президент Р.Эрдоган посетил Тегеран с рабочим визитом, провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Роухани и верховным лидером ИРИ Али Хаменеи. Иран и Турция обсудили развитие военных, экономических и политических отношений, отношения двух стран все больше укрепляются, сказал турецкий лидер в Тегеране во время совместной с президентом Ирана пресс-конференции. «Иран и Турция также договорились об использовании национальной валюты в торговле. Турция заинтересована в открытии турецких банков в Иране», — сказал Р.Эрдоган.

В продолжение этих контактов первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири посетил Анкару и провел переговоры с премьером Турции Бинали Йылдырымом. Уже в практической плоскости обсуждались вопросы использования национальной валюты в двусторонней торговле, что будет способствовать увеличению товарооборота между двумя странами. Согласно данным Института статистики Турции (TUİK), товарооборот между Ираном и Турцией в первом квартале 2017 года достиг объема в 3,5 млрд долларов. По итогам 2016 года товарооборот между странами составил 9,66 млрд долларов.

В Стамбуле состоялся 9-й саммит D-8 («Исламская восьмёрка»), в которую входят Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция. Организация была учреждена в июне 1997 года по инициативе тогдашнего премьер-министра Турции Н.Эрбакана. «Расширение возможностей через сотрудничество» — тема саммита в Стамбуле. Президент Турции Р.Эрдоган заявил, что страны-члены организации D-8 должны вести торговлю между собой в национальных валютах для увеличения уровня товарооборота. «Нашей целью должно стать увеличение объема торгового оборота со 100 млрд долларов до 500 млрд. Для этого мы должны перейти на расчёты в национальных валютах. Нет никакой необходимости подвергать наши экономики давлению со стороны доллара и евро», — констатировал президент Турции на церемонии открытия саммита D-8 в Стамбуле.

Из вопросов внутренней политики следует обратить внимание на появление в октябре на политическом поле страны новой партии. Окончательные и однозначные выводы о ее жизнеспособности делать рано. Уже сегодня можно сказать, что у новой партии возникнут организационные проблемы, в т.ч. с источниками финансирования. Об этом говорит и список учредителей партии, насчитывающий 210 человек. Ясно одно, что правящей ПСР во главе с президентом Р.Эрдоганом действенной и реальной политической оппозиции в стране на нынешнем этапе не существует. Оппозиция доказала это во время избирательных кампаний в парламент, местные органы власти, президентских выборов, проведения референдума и т.д.  Да и сам президент Турции Р.Эрдоган неоднократно заявлял, что страна нуждается в новой и сильной оппозиционной партии, которая сможет конкурировать с правящей ПСР.

Основателем новой партии, получившей название «Хорошая партия», стала бывший депутат Партии националистического движения (ПНД) Мерал Акшенер. Она заявила, что Турция оказалась в тупике и её новая партия изменит политический климат в стране. «Не осталось иного выхода, кроме как изменить политический климат в стране. Выход — это мы», — заявила она на встрече с единомышленниками по новой партии. М.Акшенер также добавила, что общественный порядок в стране может соблюдаться народом, государством и правовой системой. «Без права не может существовать общественного порядка. Право должно быть главным в государстве, иначе страна развалится», — отметила она. Девиз партии — «Турция станет лучше».

Символично, что объявление о создании новой партии состоялось в культурном центре Назыма Хикмета. Символично потому, что Н.Хикмет был коммунистом. Его долгое время называли предателем, лишили гражданства. И даже сейчас часть турецких граждан недолюбливает его. Хотя государство в целом изменило к нему отношение. М.Акшенер придерживается правых взглядов, но объявить о создании своей партии в этом культурном центре не стало дня нее проблемой. Это, полагают некоторые турецкие политологи, говорит о ее толерантности к разным взглядам, в том числе и левым. Для Турции на нынешнем этапе – это, по их мнению, важная тема. Второй момент символичности заключается в том, что М.Акшенер многие отказывали в аренде помещений для проведения партийных собраний. Главным образом из-за опасения репрессий властей. А вот левые, получается, в самый ответственный момент не побоялись и дали ей такую возможность.

М.Акшенер родилась в 1956 году в провинции Измит. Закончила историческое отделение филологического факультета Стамбульского университета. В коалиционном правительстве Партии благоденствия и Партии верного пути занимала пост главы МВД Турции с 1996 по 1997 годы. С 2007 года по 2016 год она была депутатом ПНД, откуда её исключили в сентябре 2016 года из-за того, что М.Акшенер подвергла критике решение главы этой партии Д.Бахчели поддержать Р.Эрдогана в стремлении сменить форму правления в республике.

В октябре обнародованы данные о состоянии и развитии турецкой экономики. По итогам третьего квартала этого года рост ВВП Турции составит предположительно 6 процентов или даже немного выше, сообщил министр экономики страны Нихат Зейбекчи. «По итогам июля, августа и сентября, то есть третьего квартала, Турция превратится в лидера стран «Большой двадцатки» (G20) по росту ВВП. По темпам экономического роста Турция опередит Китай и Индию. «Тем самым мы добьемся поставленных целей», — отметил министр.

За последние 15 лет в экономику Турции осуществлены инвестиции на сумму 200 млрд долларов, сказал информационному агентству «Анадолу» глава Агентства Турции по поддержке и привлечению инвестиций (TYDTA) и Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA) Арда Эрмут. «Это очень серьезный показатель. Но мы никогда не считали его достаточным. Цель заключается в том, чтобы привлечь в Турцию еще больше инвестиций, особенно с высокой добавленной стоимостью», — сказал А.Эрмут.

По его словам, Турция начинает активно привлекать инвестиции из альтернативных регионов, таких как Восточная Азия и Ближний Восток. Эти инвестиции в основном вкладываются в сферы нефтехимии, энергетики и недвижимости. Тем не менее, А.Эрмут признал, что значительная часть инвестиций все же по-прежнему поступает из Европы и они реализуются в сфере финансов, машиностроения, науки и технологий.

На фоне позитивных тенденций в турецкой экономике правящая ПСР, правительство и президент активно продолжают кадровое обновление, зачастую очень болезненное, своей команды с целью в 2019 году подойти к выборам в полной готовности. Так, подал в отставку главный советник генерального председателя ПСР Шабан Дишли. О данном решении Ш.Дишли объявил после того, как на днях был арестован его брат — глава Управления стратегических проектов Генштаба ВС Турции Мехмет Дишли по обвинению в причастности к попытке госпереворота в Турции в июле прошлого года. Свою отставку Ш.Дишли объяснил тем, что не хочет наносить несправедливый вред своей партии и ее председателю Р.Эрдогану. Напомним, что депутат парламента от провинции Сакарья Ш.Дишли является одним из основателей ПСР.

Мэр Анкары Мелих Гекчек после упорного сопротивления также принял по настоятельной рекомендации президента Р. Эрдогана решение подать в отставку. М.Гекчек являлся мэром Анкары с 1994 года, что является своеобразным рекордом пребывания на этой должности. Также подал в отставку мэр турецкой провинции Бурса Реджеп Алтепе. Напомним, что 22 сентября подал в отставку мэр Стамбула Кадир Топбаш, на место которого был избран Мевлют Уйсал.  Одним из последних в череде отставок по рекомендации лидера правящей ПСР и президента страны стал уход мэра провинции Балыкесир Ахмета Угура. Он объявил о своей отставке 30 октября, пояснив, что его не обвиняют в провальной деятельности как мэра, не обвиняют в коррупции, или в связях с движением Ф.Гюлена. Со слезами на глазах он заявил, что был вынужден принять решение уйти в отставку после того, как ему и его семье угрожали. «Это невыносимо», — сказал бывший мэр, заявив также, что теперь он прекращает свое членство и в ПСР.

33.95MB | MySQL:69 | 0,785sec