Оценки китайских специалистов деятельности Вооруженных сил Исламской Республики Иран по поддержанию боеготовности

Как сообщают китайские источники, в период с 30 октября по 1 ноября 2017 г. ВВС Исламской Республики Иран провели крупнейшие за прошедшие несколько лет  двусторонние учения с боевой стрельбой под обозначением Fada‘ian-e Harim-e Velayat 7. В рамках данного мероприятия боевой подготовки, иранские пилоты отработали следующие курсовые задачи:

–  оперативное реагирование на поступивший боевой приказ;

–  перехват «нарушителя/нарушителей» воздушного пространства при содействии наземных РЛС системы ПВО;

– обстрел наземных целей с использованием неуправляемых авиационных ракет;

– бомбометание с применением свободнопадающих боеприпасов;

– взлет и посадка с автомобильных дорог с асфальтовым покрытием.

Китайским военным специалистам достоверно известно, что в рамках данных учений были задействованы авиационные подразделения, оснащенные следующими образцами военной техники:

– истребители F5E;

– истребители F-14А;

– истребители-бомбардировщики F-4E Phantom II;

– истребители-бомбардировщики Су-24МК;

– истребители МиГ-29УБ;

– истребители FT-7N (в одно и двухместной модификации);

– транспортные вертолеты СН-47.

По данным китайских специализированных изданий, ВВС Ирана являются единственными кто до сих пор эксплуатируют американские истребители F-14A.  Китайские обозреватели отмечают, что эти истребители были сняты с вооружения ВМС США еще в 2006 г.  По причине высокой изношенности рассматриваемых истребителей иранские техники затрачивают до 135 часов на подготовку одного самолета к плановому вылету продолжительностью не более одного часа.

Известно, что на протяжении последних трех десятилетий иранские военные не получают сменно-запасных частей из США по причине установленного западного эмбарго, а значит вынуждены опираться на возможности национального оборонно-промышленного комплекса или китайских металлургов, конструкторов, которые освоили производство соответствующих комплектующих.

В настоящее время, в распоряжении ВВС ИРИ находится всего 25 годных к эксплуатации истребителей F-14A. Необходимо указать, что иранские оружейники в сотрудничестве с китайскими специалистами смогли скопировать авиационные средства поражения американского производства и наладить их серийный выпуск в Иране.

В отношении истребителей F-5E и истребителей-бомбардировщиков F-4E Phantom II представляется необходимым отметит, что иранские военные продолжают эксплуатируют данные машины именно благодаря сменно-запасным частям, поступающим из КНР. Так на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Поднебесной освоено производство компонентов бортового радиоэлектронного оборудования для указанных самолетов, а кроме того, китайские специалисты передали иранским партнерам все необходимое оборудование для ремонта турбореактивных  двигателей.

Кроме указанных истребителей американского производства на вооружении ВВС ИРИ стоит около 30 истребителей китайского производства под обозначением FT-7N в одно и двухместной модификациях, которая предназначена для подготовки будущих пилотов боевой авиации.

Следует отметить, что данные машины являются лицензионными копиями советского МиГ-21 и до сих пор остаются на вооружении более десяти государств и самое большое количество таких боевых самолетов находится в распоряжении ВВС Пакистана. Следует отметить, что на недавних двусторонних китайско-пакистанских учениях «Героический орел 6» пакистанские летчики отрабатывали приемы «воздушного боя» с  тяжелыми истребителями «Цзянь-11Д» ВВС НОАК, которые имитировали действия Су-30МКИ ВВС Индии. Подобные приемы будут вполне актуальны для иранских летчиков, которые могут столкнуться с истребителями-бомбардировщиками F-15I ВВС Израиля или  F-15SA  ВВС Королевства Саудовская Аравия.

В ходе учений Fada‘ian-e Harim-e Velayat 7 ВВС Ирана также задействовали по одной эскадрилье МиГ-29УБ и Су-24МК. Китайские специалисты отмечают, что если военно-политическое руководство РФ «сменит гнев на милость» в отношении официального Тегерана, то вполне вероятно, что иранские военные смогут достичь договоренности о серьезной модернизации МиГ-29УБ за счет:

– установки внутреннего топливного бака повышенной вместимости за кабиной пилотов,

– замены двигателей на РД-93МКМ;

– применения новых РЛС с ФАР и другого бортового радиоэлектронного оборудования.

В результате такого комплекса работ ВВС Ирана могут фактически получить в свое распоряжение эскадрилью достаточно современных МиГ-29СМТ. Подобные боевые машины уже поставлены для ВВС Сирии. Китайские обозреватели внимательно наблюдают за попытками официального Тегерана достичь договоренности с официальной Москвой о поставках новых боевых самолетов, поскольку наличная техника морально устарела.

Выполнение указанных выше задач свидетельствует о том, что военно-политическое руководство Ирана в полной мере осознает, что высокая квалификация летного состава при надлежащей технической готовности техники и наземной инфраструктуры гарантирует неприкосновенность воздушного пространства ИРИ. Подобные мероприятия особенно актуальны в условиях высокой концентрации боевой авиации ВВС США в регионе и постепенного принятия на вооружение соседними государствами истребителей четвертого и пятого поколений американского и европейского производства.

Особую обеспокоенность иранских военных вызывают регулярные бомбардировки и обстрелы израильскими ВВС (более 100 эпизодов за последние шесть лет) военных объектов на  территории Сирийской Арабской Республики. Китайские специалисты отмечают, что израильские военные продолжат подобные акции, а значит, иранские специалисты ВВС и ПВО получат больше информации о тактике и технических возможностях ВВС Израиля в условиях присутствия российских военных в Сирии.

По данным китайских источников известно, что иранские военные и спецслужбы продолжают поставки боеприпасов для отрядов ХАМАС и ливанской «Хизбаллы». Склады боепитания данных организаций расположены преимущественно на территории подконтрольной официальному Дамаску. Кроме того, специалисты ВС ИРИ организуют на территории Сирии предприятия по изготовлению реактивных артиллерийских боеприпасов.

По данным китайских специалистов, военно-политическое руководство Ирана санкционировало разработку, изготовление и установку загоризонтных радиолокационных станций, которые позволят обнаруживать как самолеты вероятного противника (на дальности до 600 км), так и фиксировать пуски баллистических ракет (на дальности до 1100 км) с наземных или морских носителей. Следует отметить, что иранские военные отработали подобную технику на примере схожих станций, которые обеспечили обнаружение воздушных целей типа истребитель на дальности 200 км.

Китайские обозреватели сообщают, что иранские конструкторы придерживают российского подхода по строительству загоризонтных РЛС с высокой степенью заводской готовности. Примечательно, что на территории КНР создана сеть таких РЛС, позволяющих выполнять задачи раннего предупреждения о воздушном/ракетном нападении с любого направления.

Кроме того, подразделения ПВО Ирана выполняют программу развертывания береговых РЛС типа Afagh, которые позволяют обнаруживать и автоматически сопровождать до 100 целей на удалении до 200 км. При необходимости получения более подробной информации о возможностях истребителей F-35A ВВС Израиля, производители современных РЛС из КНР могут передать официальному Тегерану в инициативном порядке новые станции УКВ-диапазона с фазированными антенными решетками типа JY-26.

В дополнение к вышесказанному представляется возможным сообщить, что в ближайшее время на территории Сирии пройдут широкомасштабные учения с участием ВС РФ, САР, ИРИ и кораблей ВМС НОАК, для которых Арабская Республика Египет обеспечит беспрепятственный проход через Суэцкий канал. По данным китайских источников, в рамках планируемых учебных мероприятий будет задействовано более 10000 военнослужащих из четырех стран, что позволит отработать практически все актуальные для Сирии вопросы боевой подготовки.

52.32MB | MySQL:103 | 0,410sec