Открытие Турцией в Катаре симуляционного центра подготовки пилотов вертолётов

6 ноября 2017 года, турецкая пресса опубликовала информацию о завершении Турцией реализации крупнейшего проекта в сфере оборонно-промышленного комплекса в Катаре (подписан 10 мая 2013 года, озвученная стоимость 39 млн долларов – В.К.) и об официальном открытии центра подготовки пилотов и диспетчеров вертолетов (симулятора полётов вертолета марки AgustaWestland AW139).

Как сообщается, в торжественной церемонии открытия приняли участие министр обороны Турции Нуреттин Джаникли и государственный министр Катара по обороне Халид бен Мухаммед аль-Аттыя. По информации из открытых источников, комплектация включает 1 полнофункциональный симулятор, 1 систему обучения процедурам полёта и навигации, симулятор подготовки команды пилотов, а также систему дебрифинга и центр тактического контроля.

В реализации проекта с турецкой стороны приняла государственная оборонная компания Havelsan, помимо всего прочего специализирующаяся на разработке военного программного обеспечения (как ожидала турецкая сторона, именно это компания, в рамках желаемого для неё трансфера технологий, должна была получить доступ к программному обеспечению отечественной С-400 с целью перепрограммирования «мозгов» — системы опознавания «свой-чужой»; впрочем, как можно судить из многодневного молчания сторон, пока российско-турецкий переговоры идут, мягко говоря, «вязко» — В.К.). По сообщению турецкой прессы, симулятор укомплектован спутниковыми картами всей территории Катара высокого разрешения, а также картами среднего разрешения региона Персидского залива. Стоимость симулятора оценивается в приблизительно половину стоимости самого вертолёта, при этом, в качестве «оправдания» своей высокой цены, он имеет целый ряд опций, которые имеют «существенное значение» в процессе подготовки пилотов.

Символично, что днем ранее турецкий министр НДжаникли был принят своим катарским коллегой на военно-воздушной базе Аль-Удейд на юго-западе от столицы страны Дохи. В ходе церемонии открытия вертолётного центра Н.Джаникли охарактеризовал Турецкую Республику и Государство Катар в качестве «двух братских стран», находящихся в отношениях стратегического партнёрства: «Наши связи в оборонной сфере будут укрепляться и новый центр подготовки соответствует нашим целям». Явно не без «реверенаса» в сторону США, НАТО и темы С-400, турецкий министр подчеркнул, что «страны, которые игнорируют свой ОПК в долгосрочной перспективе будут иметь трудности с выживанием».

И развивая эту мысль турецкия министр, в частности, указал: «Болезненный опыт, который мы получили несчётное число раз, учит, что мы не можем быть чистыми потребителями оборонных технологий. Если бы не наши усилия последних 10 лет, то у Турции были бы большие сложности с отражением атак в наши дни. Потому что мы не смогли приобрести нужные нам системы у наших союзников, особенно в момент самой острой нужды, в первую очередь, с целью борьбы с терроризмом. Одну из подобных ситуаций мы переживаем в настоящий момент. У нас есть срочная потребность в системе С-400. Сегодня мы одновременно ведем борьбу с тремя самыми кровавыми в мире террористическими организациями. В значительной мере мы воюем оружием, являющимся собственными разработками. Но мы достигли определённой точки. Все вместе мы должны развивать имеющиеся у нас возможности». Говоря об успехах турецкого оборонно-промышленного комплекса, турецкий министр не преминул упомянуть про прогресс, достигнутый Турцией в сфере производства беспилотных летательных аппаратов. Что особенно важно с учётом прозвучавшей от турок оценки, что самолёты F-35 «станут последними, пилотируемыми непосредственно человеком-пилотом».

Реализация упомянутого выше оборонного проекта стала отражением политического альянса, сложившегося в последние годы между Турецкой Республикой и Государством Катар. Следует в этой связи заметить несколько бросающихся в глаза обстоятельств.

Во-первых, Турция, на самом деле, в последние годы демонстрирует заметный и достаточно быстрый прогресс в сфере своего оборонно-промышленного комплекса. Это касается выпуска программного обеспечения, оптики, производства стрелкового оружия, бронемашин и танков. Программа «национальный самолёт» пока заметным образом буксует, однако, и тут слова турецкого министра абсолютно справедливы, Турция, на самом деле, заметно продвинулась в сфере производства беспилотных летательных аппаратов.

Во-вторых, одним наращиванием своего производственного потенциала дело не ограничивается: Турция успешно занимается продвижением выпускаемой ею продукции на внешние рынки. И продажи турецкой техники в государства-бывшие республики Советского Союза, в страны Персидского залива и, если смотреть чуть шире, в страны мусульманского мира говорят сами за себя. Зарубежные рынки – это не то место, где тебя ждут с распростёртыми объятиями, однако, единожды «зацепившись» за них можно рассчитывать на долговременную успешную работу.

В-третьих, понятно, что Турция не имеет шансов в обозримой перспективе стать государством, выпускающим полную линейку вооружений. Однако, будучи даже зависимой от зарубежных поставщиков по целому ряду позиций, она нащупывает исключительно свои ниши и, не впадая в излишний гигантизм в отношении минимальной стоимости интересных для себя проектов,  начинает в них конкурировать.

52.21MB | MySQL:103 | 0,552sec