Арабские депутаты Кнессета прибыли в Брюссель для проведения антиизраильской кампании

Объединенный арабский список (ОАС) – это парламентский блок арабских партий, включающий в себя коммунистов (Коммунистическая Партия Израиля, созданная в 1919 году евреями и всегда позиционировавшая себя в качестве интернационалистической, постепенно превратилась в арабскую партию с незначительным еврейским меньшинством), светских арабских националистов и исламистов, который был создан накануне последних по времени выборов в Кнессет с целью преодоления электорального барьера и получил 13 мандатов (из 120). Казалось бы, речь идет о сугубо техническом объединении партий, у которых больше различий, чем сходств. Тем не менее, все эти партии едины в отчетливо выражающейся в их деятельности тенденции решительного неприятия еврейского характера Государства Израиль и открытой солидаризации с его врагами. Официально ОАС декларирует следующие идеологические принципы:

  1. Превращение Израиля в «государство всех его граждан».
  2. Создание независимого национального палестинского арабского государства.
  3. Антисионизм (то есть, в частности отрицание права евреев диаспоры на репатриацию в Израиль).

Несомненным проявлением этой тенденции стала делегация ОАС, которая прибыла утром в минувший понедельник с визитом в Брюссель. Цель данного визита – проведение целой серии встреч в штаб-квартире Европейского союзы. Речь идет о беспрецедентной по своим масштабам внешнеполитической акции ОАС, претендующей на роль представителя арабского населения Государства Израиля.

В состав делегации входят четыре депутата Кнессета. Это председатель комитета ОАС по международным отношениям доктор юридических наук Юсуф Джабарин (член Коммунистической партии Израиля, мусульманин, житель города Умм эль-Фахм), председатель входящей в ОАС исламистской партии РААМ Масуд Ганаим (житель города Сахнин), председатель арабской националистической партии БАЛАД  Джамаль Захалка (мусульманин из села Кафр-Кара, который отсидел в прошлом два года в израильской тюрьме за террористическую деятельность в рамках ООП) и председательница парламентской комиссии Кнессета по поддержке статуса женщины Аида Тума-Салейман (христианка, член Коммунистической партии Израиля, жительница города Акко). На протяжении этой недели они намерены встретиться с высокопоставленными представителями правительства Европейского союза и с представителями различных фракций, представленных в Европейском парламенте. Помимо этого депутатам Кнессета от ОАС назначены встречи в министерствах иностранных дел Бельгии и Франции.

Члены делегации ОАС открыто объявили, что их цель – потребовать от Европейского союза вмешаться в происходящее в Израиле для того, чтобы остановить принятие Кнессета Закона о национальности. Представители парламентской фракции ОАС ответили на запрос корреспондента поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал» по данному поводу, что «размеры и состав делегации, а также высокий уровень встреч не имеют прецедентов в попытках избранного представительства арабского меньшинства в Израиля обратиться к международным структурам для того, чтобы остановить принятие расистского и антидемократического закона в Кнессете и изменить политику (израильского – В.Ч.) правительства, направленную против арабского населения». Таким образом, речь идет об открытой демонстрации недоверия к израильской демократии и попытке повлиять на ее решения путем давления извне.

Необходимо пояснить, что Закон о национальности (иврит – «Хок га-леом») имеет преимущественно декларативный характер. Подразумевается, что он должен на уровне основного закона (в Израиле нет конституции и ее отчасти заменяет комплекс так называемых «основных законов») законодательно зафиксировать тот факт, что Израиль является национальным государством еврейского народа. Параллельно с этим Закон о национальности должен юридически закрепить государственные символы Израиля (флаг, герб и гимн), праздники и даты еврейского календаря как государственные праздники и даты, и зафиксировать статус языка иврит как единственного государственного языка Израиля (арабский язык, имеющий сейчас статус второго государственного языка, определяется в законопроекте в качестве «языка, имеющего особый статус»). Помимо этого, законопроект содержит пункт, согласно которому зафиксированное Талмудом традиционное еврейское право («мишпат иври») должно признаваться в Государстве Израиль в качестве возможного источника для юридического толкования современных законов.

Впервые проект Закона о национальности был выдвинут еще в 2011 году депутатами Кнессета Ави Дихтером (Кадима) и Зеэвом Элькиным (Ликуд). Их законопроект был поддержан тогда 37 депутатами из различных партий. В 2014 году депутат Зеэв Элькин выдвинул несколько измененный вариант того же законопроекта. Чуть позже в том же году депутаты Кнессета Ярив Левин (Ликуд), Аелет Шакед («Еврейский дом») и Роберт Илатов («Наш дом – Израиль») подали свой вариант того же законопроекта.

После длительной полемики в Кнессете – как и следовало было ожидать, основные возражения против принятия Закона о национальности раздавались из левого лагеря, однако его критиковали и некоторые представителя правого лагеря (критика сводилась к тому, что этот закон «лишний», поскольку и так ясно, что Израиль это еврейское национальное государство) – правительство приняло решение поддержать данный законопроект в его несколько более смягченной формулировке, предложенной с учетом высказанной критики Яривом Левиным, Аелет Шакед и Робертом Илатовым. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил в своем выступлении на заседании правительства, на котором обсуждался Закон о национальности: «В Государстве Израиль есть личное равенство прав для каждого гражданина, но национальные права есть только у еврейского народа. Флаг, гимн и право каждого еврея репатриироваться в Израиль – это принадлежит только нашему народу в нашем единственном государстве. Есть те, кто хочет, чтобы демократическое преобладало над еврейским, а есть такие, кто хочет, чтобы еврейское преобладало над демократическим (имеется в виду декларируемая израильским законом формула о том, что Израиль — это «демократическое еврейское государство – В.Ч.). В принципах закона, который я представляю, две эти ценности равны и их обе надо учитывать в равной степени. Те же самые принципы присутствуют в Декларации Независимости (Израиля – В.Ч.). Я не понимаю тех, кто призывает к двум государствам для двух народов, и в то же время отказывается закрепить это в законе (имеются в виду левые и арабские партии – В.Ч.). Они торопятся признать палестинское (арабское – В.Ч.) национальное государство, но яростно возражают против еврейского национального государства».

В 2017 году правительство снова начало активно заниматься продвижением упомянутого законопроекта. Биньямин Нетаньяху твердо намерен добиться его принятия в этой каденции. Для того, чтобы достичь согласия между всеми партиями правящей коалиции, из законопроекта были удалены некоторые вызывавшие разногласия пункты (в частности пункт о том, что иврит является единственным государственным языком Израиля), на чем настаивала возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном партия «Кулану».

В этой связи следует напомнить о том, что Израиль последовательно настаивает на том, чтобы Палестинская национальная администрация (ПНА) признала Израиль в качестве национального государства еврейского народа. ПНА столь же последовательно отказывается это сделать, придерживаясь в данном вопросе точно тех же идеологических принципов, которые декларирует ОАС: создание национального палестинского арабского государства в Иудее, Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и в секторе Газа рядом с Государством Израиль, которое должно быть несионистским «государством всех его граждан». В Израиле по этому поводу говорят, что палестинцы хотят получить полтора государства. Собственно, этим и объясняется стремление нынешнего правительства Израиля принять Закон о национальности в качестве основного закона.

Совершенно очевидно, что встречи, которые проводит сейчас в Брюсселе делегация ОАС, не будут иметь практических последствий. Европейский союз не располагает реальными средствами давления на Израиль. Более того, далеко не все в руководстве ЕС сочтут нужным даже на словах осудить Израиль в связи с Законом о национальности. Таким образом, миссия депутатов Кнессета от ОАС сугубо декларативна. Они лишний раз позиционируют себя в качестве представителей ПНА в израильском Кнессете. Необходимо отметить, что претензии ОАС на то, чтобы быть представителем всего арабского меньшинства в Израиле (включая друзов и христиан) не обоснованы. Достаточно упомянуть о том, что арабы (включая упомянутые конфессиональные группы) составляют 20% израильских избирателей, а депутаты от ОАС составляют менее 11% от всех депутатов Кнессета (причем один из них – еврей-коммунист Дов Ханин). При этом в Кнессете есть еще 6 депутатов-арабов (включая друзов), прошедших в израильский парламент в списках сионистских партий, как левых, так и правых: двое в «Сионистском лагере» и по одному во фракциях  Ликуда, «Наш дом – Израиль», «Кулану» и МЕРЕЦ. Арабские граждане Израиля, отдающие свои голоса за сионистские партии нередко заявляют, что они поступают так потому, что израильские арабские партии гораздо больше занимаются проблемами палестинцев, чем реальными проблемами израильских арабов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,550sec