Ирак: количественная и качественная диверсификация как приоритет в стратегии развития нефтяной отрасли страны

14 ноября, источники в Министерстве нефти Ирака сообщили об окончательном решении вопроса о выходе компании Royal Dutch Shell из проекта на нефтяном месторождении «Маджнун» в Южном Ираке и согласовании процедуры передачи дел и части оборудования, использовавшегося англо-голландским консорциумом в работах с 2014 г.

Полностью имущества и дела будут переданы Нефтяной компании Басры, управляемой государством в конце июля 2018 года. Напомним, что 23 августа, министр нефти Ирака Д.аль-Луэйби подписал с представителями компании меморандум о прекращении деятельности Royal Dutch Shell у Басры, на прошлой неделе 6 ноября, соответствующее соглашение было ратифицировано обеими сторонами.

Royal Dutch Shell, как и сообщалось ранее, намерена всецело сосредоточиться на добыче газа в рамках сотрудничества с газовой компанией Басры и начать реализацию нескольких газовых и нефтехимических проектов.

Газовая компания Басры представляет собой совместное предприятие между Royal Dutch Shell, Южной газовой компанией Ирака и «Мицубиси». В ее ведении находится нефтехимический проект «Небрас».

В это же самое время, Министерство нефти Ирака объявило о достижении соглашения с Ираном о поставках киркукской нефти на экспорт через территорию Исламской Республики, в объеме от 30 до 60 тысяч баррелей в сутки, который может быть наращен по мере готовности перевалочных хранилищ, и однозначно будет увеличен, как минимум, втрое, по мере готовности трубопровода между двумя странами. Иранский маршрут призван подстраховать направление на турецкий Джейхан, с одной стороны, с другой, снизить экспортные ниши для нефти Иракского Курдистана и частично обеспечить потребности Ирана в нефти в удаленных северо-западных районах страны.

Протокол, подписанный между иракской компанией SOVO и Ираном в Багдаде в конце прошлой недели, предусматривает, по словам министра нефти Ирака, поставки нефтеналивным автомобильным транспортом на пограничный переход в иранской провинции Керманшах, далее, соответствующее количество равнозначного сырья будет отгружаться из южных портов Ирана.  По мнению ряда экспертов, на столь экзотический шаг Ирак, стесненный договоренностями ОПЕК по ограничению добычи нефти, пошел вынужденно, что во многом объясняется неготовностью трубопроводной инфраструктуры, пострадавшей в ходе боевых действий в северных и северо-западных районах страны. Если сами нефтепроводы из Киркука, ведущие на юг, могут быть отремонтированы относительно быстро, то основной северный нефтенакопительный и нефтераспределительный «хаб» —  НПЗ и резервуарный комплекс в городе Байджи был серьезно поврежден в ходе боев в 2014-2015 гг. На нем до сих пор продолжаются ремонтно-восстановительные работы, кроме того, требуется возвести дополнительные хранилища для прибавляющихся количеств нефти.

Обстановка усугубляется перегрузкой и плохим техническим состоянием мосульской трассы, что ограничивает организацию автомобильных перевозок северной нефти по собственно иракским магистралям.

Заключение соответствующего соглашения между Ираком и Ираном может быть отложено из-за недавнего землетрясения в Иране, разразившегося по злополучному стечению обстоятельств, как раз в тех районах, через которые должен был пройти новый нефтяной маршрут. Кроме того, как сообщил журналистам Д.аль-Луэйби, «существует ряд нерешенных вопросов технического и организационного характера».

Комментируя развитие экспортных возможностей Ирака с точки зрения диверсификации географических направлений, Д.аль-Луэйби обратил внимание журналистов на «стратегическое значение, придаваемое Министерством нефти и правительством страны укреплению сотрудничества с Турцией,  Ираном,  Иорданией,  Кувейтом и Сирией. В действительности, помимо товарной диверсификации, то есть, увеличения удельного экспортного веса сжиженного газа, газового конденсата, продуктов глубокой переработки нефти, высокооктановых марок топлива, Ирак реализует достаточно амбициозную программу развития экспортной транспортной инфраструктуры, предусматривающей строительство нефте- и газопроводов на иорданскую Акабу, турецкий Джейхан, и, кто знает, в перспективе, возможную реанимацию веток трубопроводов из Киркука на сирийский Банияс и  израильскую Хайфу. Драматические изменения на Ближнем Востоке носят столь стремительный и радикальный характер, так что мы вполне можем стать свидетелями таких событий. Не случайно, ранее, мы обращали внимание на проект создание трансаравийской железной дороги, соединяющей Левант с Персидским заливом, а конкретнее, завязывающий в единую сеть Ливан, Иорданию, Израиль, Саудовскую Аравию и Кувейт. Инвесторы за этим проектом стоят весьма серьезные, а характер сегодняшних отношений той же Саудовской Аравии и Катара с Израилем вполне допускает такое развитие событий. Восстановление мира и стабильности на территории Ирака и Сирии, разумеется, дело ближайших не месяцев, но лет, однако, единственное что может привнести дополнительные системнообразующие факторы в эти процессы – это экономические проекты, дающие возможность трудоустройства населения, обеспечения его заработком, какой-то перспективой, что естественным путем сокращает базис для экстремизма и терроризма.

Возвращаясь к иракской нефти, следует упомянуть о трехкратном падении поставок из Иракского Курдистана в ноябре, сократившихся с 600 до 220 тысяч баррелей в сутки. Снижение дало, главным образом, восстановление контроля федерального центра над месторождениями Киркука, ранее беззастенчиво эксплуатировавшихся курдскими группировками.  Впрочем, сообщается о том, что власти региона урегулировали свои обязательства перед иностранными компаниями-операторами, выплатив им причитающиеся доли от добытой нефти в сумме около 100 млн долларов США. Отметим, что это лишь месячные платежи. Среди получателей ренты: норвежская DNV, российская «Газпром нефть», турецко-британская «Кинел-Энерджи», эмиратская «Ат-Така».

Еще одним приоритетом Министерства нефти является сокращение импорта моторных топлив и увеличение его выработки на местных предприятиях. При этом ставится задача перейти на выпуск неэтилированного бензина, отвечающего требованием современных мировых экологических стандартов. Для этого Министерством нефти разрабатывается проект новой крекинговой линии производительной мощностью в 11 тысяч баррелей бензина в сутки, которая будет запущена на НПЗ в г.Басра. По словам директора проекта, Джассема Мухаммеда, стоимость работ составит 85 млрд  динар. Ежедневный доход по расчетам составит до 650 тысяч долларов в день, при средней цене нефти-сырца в 45 долларов США за баррель.

Как видно, усилия Министерства нефти Ирака, являющегося настоящим локомотивом национальной экономики, представляют собой гармоничное сочетание интенсивных и экстенсивных мер, позволяющих надеяться на стабильное обеспечение страны и валютной выручкой, и достаточным источником энергии, что при сохраняющейся линии ОПЕК по искусственному ограничению добычи и продажи нефти в 2018 году, будут иметь для страны очень большое значение.  Ведь к расходам на завершение борьбы с террористическими группировками (достаточно далекое, по нашему мнению) добавились расходы, и расходы не меньшие, на восстановление освобожденных районов, а значит поле деятельности для энергичного министра нефти Ирака сокращаться не будет.

62.84MB | MySQL:102 | 0,563sec