Развитие дорожной сети в Иудее и Самарии как политическая проблема Израиля

Развитие дорожной сети и, главное, качество дорог в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) весьма серьезным образом отстает от современных израильских стандартов. Причем речь идет не только о зонах А и В – уместно напомнить, что, согласно Норвежским соглашениям, заключенным в 90-х годах прошлого века, зоны А находятся под полным контролем Палестинской национальной администрации (ПНА), а зоны В находятся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля – там за почти четверть века, прошедшую с момента создания ПНА, в связи с чрезвычайно высоким уровнем коррупции были запущены и те дороги, что были построены в свое время и поддерживались израильтянами. Однако даже в зонах С, находящихся, согласно Норвежским соглашениям, под полным контролем Израиля, существующая сеть дорог уже не соответствует потребностям сильно выросшего населения как еврейского (все еврейские поселенцы, число которых приближается к полумиллиону, проживают в зонах С), так и арабского (дорогами, проходящими через зоны С, постоянно пользуются не только сравнительно малочисленные, арабы, живущие в зонах С, но и основная масса арабского населения Иудеи и Самарии, проживающая в зонах А и В).

Эта ситуация приводит к постоянным пробкам на основных магистралях Иудеи и Самарии, а также к повышенной опасности дорожных аварий. Будучи постоянным жителем Иудеи и Самарии на протяжении многих лет, автор, как и другие жители поселений, хорошо знаком с данной ситуацией на основании повседневного личного опыта.

Все это привело к обращенному недавно к правительству Израиля жесткому требованию руководства поселенческого движения, жителей поселений Иудеи и Самарии и пропоселенческого лобби в Кнессете незамедлительно приступить к реализации широкомасштабной программы реконструкции сети шоссейных дорог, обслуживающих поселения. На этом фоне в понедельник состоялось заседание специальной подкомиссии Кнессета по военным и гражданским делам Иудеи и Самарии. Единственной темой данного заседания было продвижение программ строительства и ремонта шоссе и освещения дорог в Иудее и Самарии. Главой подкомиссии является депутат Кнессета Мордехай (Моти) Йогев («Еврейский дом»), житель расположенного к западу от Рамаллы поселения Долев. Кроме него, членами подкомиссии по военным и гражданским делам Иудеи и Самарии являются депутаты Кнессета Ави Дихтер (Ликуд, председатель парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности, бывший начальник ШАБАКа), Ципи Ливни («Сионистский лагерь») и Менахем Элиэзер Мозес («Еврейство Торы»).

Подкомиссия попросила у Министерства обороны и Министерства финансов представить ей полную информацию о текущем состоянии планирования и финансирования строительства и реконструкции шоссейных дорог в Иудее и Самарии, а также график выполнения работ по окончанию планирования. Заседание подкомиссии по военным и гражданским делам Иудеи и Самарии прошло на фоне демонстрации глав местных и региональных советов Иудеи и Самарии и семей, пострадавших от террора, с требованием профинансировать дороги и элементы обеспечения безопасности в Иудее и Самарии в соответствии с обещаниями правительства на сумму 800 млн шекелей (около 228 млн долларов США).

Открывая заседание подкомиссии, депутат Кнессета Мордехай Йогев сказал: «800 миллионов, которые были обещаны, сейчас важны, но эта щепотка, которая не насытит льва. Поселенчество в Иудее и Самарии выросло, слава Богу. Мы приближаемся к полумиллиону еврейских жителей, а к ним надо прибавить и арабских жителей. Устаревшие инфраструктуры не могу служить в существующей ситуации. 800 миллионов — это цена одной дорожной развязки в Рош га-Айне (израильский город, расположенный в пределах «зеленой черты» — В.Ч.). Мы благодарим за то, что есть, но требуется намного больше».

Участвовавшая в заседании в качестве гостя пресс-секретарь расположенного непосредственно к северу от Рамаллы еврейского поселения Бейт-Эль Яэль Бен-Яшар описала в своем выступлении тяжелые транспортные проблемы, с которыми вынуждены изо дня в день сталкиваться жители ее поселения из-за того, что дорога, проложенная в Бейт-Эль (6115 жителей по данным 2016 года) от центрального шоссе Иерусалим – Шхем (Наблус), используется также арабами из Рамаллы и ее пригородов (согласно последним оценкам, население Рамаллы и ее пригородов составляет 280 тысяч человек). «Дорога от Гиват-Асафа (поселенческий форпост, в котором проживают около 200 человек, расположенный на повороте с дороги, ведущей из Бейт-Эля на шоссе Иерусалим – Шхем – В.Ч.) до Бейт-Эля занимает полчаса вместо 7 минут, — сказала она, — Это не логично. Такая транспортная нагрузка возникла из-за того, что дорога была открыта для палестинцев».

В ходе заседания представители Министерства транспорта и Министерства обороны представили перед членами подкомиссии ход процессов планирования по отношению ко всем центральным шоссе в Иудее и Самарии, а также рассказали обо всех последующих этапах, которые этим планам предстоит еще пройти до начала их практической реализации. Выслушав их доклады, депутат Кнессета Мордехай Йогев сказал: «Пришло время посмотреть на Иудею и Самарию в крупном масштабе, построить в полном объеме программы перспективного развития, как по всей стране, включая планы строительства железной дороги и остальных элементов транспорта. Если бестолково вкладывать миллионы без общего видения, то ничего не поможет».

Помощник министра обороны по делам Иудеи и Самарии Коби Элираз заявил в ответ на это замечание: «Есть указания министра обороны (Авигдора Либермана – В.Ч.) подготовить общую программу для Иудеи и Самарии. Все профессиональные структуры объединяются для этого, и она должна быть представлена министру через месяц. Реконструкция шоссейных дорог должна осуществляться с видением на десятилетие. Иудея и Самария были заброшены по сравнению со всей остальной страной. Шоссе N 60, ведущее из Алон-Швута (еврейское поселение, расположенное к югу от Иерусалима и Вифлеема у крайне перегруженного шоссе Иерусалим – Хеврон – В.Ч.) в Иерусалим, из Хизме (арабское село, расположенное непосредственно к северо-востоку от Иерусалима, на шоссе Иерусалим – Шхем – В.Ч.) до Тапуаха (еврейское поселение, расположенное в Центральной Самарии, в 10 км к востоку от Ариэля, у шоссе Иерусалим — Шхем – В.Ч.), эти шоссе должны быть большими, широкими, с развязками. Надо запланировать железную дорогу в Ариэль. Всем этим вещам должно быть дано преимущество в порядке предпочтений».

Представитель Министерства финансов пообещал на заседании комиссии, что уже до конца текущего месяца первые 200 млн шекелей из 800 млн, обещанных поселенцам премьер-министром Биньямином Нетаньяху, будут переданы на утверждение финансовой комиссии Кнессета.

В заключение следует особо отметить, что часть из упомянутых 800 млн шекелей должна пойти на прокладку новых объездных шоссе, которые позволят жителям еврейских поселений избежать сопряженных среди прочего с террористической угрозой ежедневных поездок по улицам арабских населенных пунктов. Важнейшим из таких объездных шоссе, должна стать новая дорога от перекрестка Тапуах, которая пойдет на север, в объезд крупного арабского села Хавара (5800 жителей по оценке 2006 года) Ее прокладка существенно улучшит транспортное сообщение со стороны Иерусалима и Ариэля с расположенными к востоку и к юго-востоку еврейскими поселениями Элон-Морэ (1861 житель по данным 2016 года), Итамар (1151 житель под данным 2016 года), Гар-Браха (2339 жителей по данным 2016 года) и Ицхар (1468 жителей по данным 2016 года), а также с самаритянским поселком Кирьят-Луза (306 жителей по данным 2017 года, помимо этого в поселке находятся загородные дома самаритян, постоянно проживающих в израильском городе Холон), жители которого (как и все самаритяне) имеют израильское гражданство. А это в свою очередь, безусловно, будет способствовать дальнейшем росту еврейского населения в данном удаленном (по израильским масштабам) от основных городских центров Израиля районе Самарии.

52.19MB | MySQL:103 | 0,492sec