Особенности послевоенного восстановления Сирии на примере Алеппо

На фоне продолжающихся в Сирии боевых действий наблюдается небыстрый, но уникальный по своим масштабам процесс послевоенного восстановления города Алеппо. 

Окончательное освобождение  Алеппо от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в  конце 2016 года позволило выйти на путь реконструкции и восстановления мирной жизни. Сегодня, спустя год после освобождения, удалось добиться некоторых важных успехов на этом направлении. Особенно дело сдвинулось после освобождения всех прилегающих к Алеппо сельских районов провинции и установления прямого сухопутного сообщения с соседней, контролируемой курдами провинцией Хасеке, через которую стала поступать гуманитарная помощь и другие виды содействия. Еще более обнадёживающим стало известие в ноябре текущего года об открытии вновь, для сугубо гуманитарных поставок, стратегически важной трассы Дамаск-Алеппо. Это решение стало результатом договорённостей между официальным Дамаском и оппозицией в провинции Идлиб.

По различным экспертным оценкам, население Алеппо по итогам 4-летней войны сократилось с 2 миллионов в 2012 году до 300 тысяч человек на момент освобождения в конце 2016 года. В то же время, практически сразу после ухода террористов начался обратный процесс. В итоге, в течение года около 500 тысяч человек вернулись в Алеппо, из которых 300 тысяч —  в ранее контролируемые террористами районы Восточного Алеппо и исторического центра.

За короткий срок в более благополучных западных районах Алеппо и в малой части восточных кварталов были налажены центральные системы водоснабжения: вода вновь исправно поступает в жилые дома, на ключевые производства и заводы, коммерческие предприятия. В городе имеется топливо, в достаточных объемах и по доступной цене. Благодаря установке/ремонту частных генераторов удалось быстро наладить регулярную подачу электричества в большинстве районов Алеппо. По сравнению с первыми месяцами после снятия блокады, когда электричество было доступно лишь по несколько часов в день, ситуация намного более благоприятная. Более того, правительство сооружает новые линии электропередач в пустынной местности на направлении Дамаск-Алеппо, чтобы обеспечить более регулярную и устойчивую подачу электроэнергии в северную столицу Сирии.

В тоже время, исторический центр Алеппо пока находится в руинах. В ходе войны 30% исторического центра было разрушено полностью, а 60% — серьезно пострадало. Соответственно, потребуются гораздо большие сроки для его восстановления. Сюда, в наиболее разрушенные и удерживаемые до последнего террористами районы, по данным ООН, вернулось около 150 тысяч человек. Условия их проживания критические: инфраструктура обеспечения водой и электроэнергией практически не функционирует, продовольствие и другие жизненно важные услуги и предметы раздаются гуманитарными организациями. Эта категория населения — бывшие временно переселенные лица, вернувшиеся обратно домой, а также беднейшие слои населения, стекающиеся сюда из других перенаселенных районов Восточного Алеппо,  всецело зависят от внешней помощи.

Транспортная проблема в Алеппо по-прежнему сохраняет актуальность. В отсутствие функционирующего аэропорта, перевозка людей и грузов осуществляется по железной дороге либо автомобильным  транспортом через провинцию Ракка. В то же время, эти транспортные артерии, особенно железнодорожная ветка, пока восстановлены не в полном объеме, да и интенсивность перевозок оставляет желать лучшего. Так, например, ежедневный пассажирооборот в железнодорожном транспорте в Алеппо составляет сегодня в среднем 3 тысячи человек, тогда как до войны он достигал 30 тысяч человек.

Большую роль в восстановлении Алеппо может сыграть аграрный сектор. Воссоздание сельскохозяйственного производства, особенно на территориях к востоку и юго-востоку от Алеппо на базе требующих восстановления ирригационных систем, связанных с Евфратом, позволит создать рабочие места и обеспечить фермеров постоянным источником дохода. Такой подход будет содействовать реинтеграции самого Алеппо, воссозданию торговых связей и рынков, налаживанию устойчивых продовольственных систем на основе местного производства. Последнее, в свою очередь, позволит минимизировать зависимость от внешних продовольственных поставок и, в частности, пока ещё субсидируемого через гуманитарные организации хлеба. Также у местных властей появится возможность регулировать цены на продовольствие и контролировать инфляцию.

Одной из нерешенных пока в Алеппо проблем является детское образование. Восстановление школьных помещений и набор профессиональных учителей — в числе главных проблем. Кроме того, многие школы все еще используются в целях временного гуманитарного размещения беженцев. Запланированный на сентябрь 2017 года полномасштабный запуск школьного учебного года не состоялся. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), на ноябрь текущего года в исправном состоянии находятся лишь 1000 из 4000 средних и высших учебных заведений города. Под эгидой Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) в историческом центре Алеппо открылись и работают 15 образовательных центров на базе местных коммун. Их задача — организация ускоренных подготовительных классов для детей школьного возраста по основным предметам (математика, физика, биология), подготовка и приём экзаменов. Проект адаптирован к тем сирийским школьникам, которые не имели возможности регулярно учиться в последние 2-3 года. Он финансируется по линии УВКБ ООН.

И тем не менее, несмотря на эти проблески, надежды на быстрое восстановление Алеппо питать не приходится. В отсутствие достаточных финансовых ресурсов у истощённого войной сирийского правительства и при  ограниченном участии доноров — по понятным причинам — процесс восстановления Алеппо грозит затянуться на длительное время. В бюджете сирийского правительства на 2017 год, который в совокупности составляет 5 млрд долларов США, задача восстановления Алеппо обозначена как одна из приоритетных. В то же время, по самым предварительным подсчетам, как минимум 1 млрд долларов требуется на восстановление 70 километров разрушенных дорог, чтобы вновь наладить доступ к восточным кварталам Алеппо, все ещё отрезанным от коммуникаций. Еще 1 млрд долларов необходим для восстановления единственной крупной ТЭС, которая до войны снабжала электроэнергией 60% потребителей во всей провинции Алеппо. А это уже составляет почти 40% всего национального годового бюджета. Очевидно, что без чёткого поэтапного Плана восстановления и участия всех специализированных международных организаций и гуманитарных структур, быстрых успехов в процессе восстановления достичь не получится. Пока же гуманитарные усилия в Сирии, включая программу восстановления Алеппо, финансируются из «общего котла», соответственно там хватает других, более срочных в гуманитарном плане, приоритетов. В Алеппо же гуманитарные усилия могут быть пока сфокусированы на поддержке вновь вернувшихся обратно в свои дома беженцев и временно перемещённых лиц, которые разместились в окрестностях города в ожидании налаживания мирной жизни и базовых услуг. Говорить о запуске полномасштабных проектов развития с участием крупных внешних инвесторов и частного капитала в ближайшее время не приходится. Слишком высоки политические риски даже для стран, лояльно относящихся к действующему сирийскому руководству. Таким образом, несмотря на первую эйфорию восстановительного процесса и реальную высокую мотивированность местных жителей скорее вернуться к мирной жизни, некогда второй по значимости экономический и культурный центр Сирии сможет полностью восстановиться еще не скоро. Лишь когда будут окончательно обрисованы контуры сирийского мирного политического урегулирования и полностью сведена на нет террористическая угроза, следует ожидать интенсификации процесса. В то же время, то что Алеппо удаётся  медленно, но верно возвращать к мирной жизни, а фактически — избежать его превращения в город-призрак наподобие Ракки либо Мосула — очень важное моральное достижение. Сам факт возвращения обратно почти полумиллиона человек в течение первого послевоенного года говорит о многом.

52.2MB | MySQL:103 | 0,578sec