О некоторых проблемах ближневосточной политики Турции и турецко-американских отношений

Первая половина ноября ознаменовалась двумя важными событиями:  визитом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию и официальным визитом премьер-министра Турецкой Республики Бинали Йилдырыма в США. Такая дипломатическая активность свидетельствует о желании турецкого руководства выстроить доверительные отношения с Москвой в региональном ближневосточном контексте и одновременно восстановить доверительное партнерство в отношениях с США. Это не должно удивлять, так как одним из основных принципов турецкой внешней политики при Р.Т.Эрдогане стала многовекторность, использование особого геополитического положения Турции для налаживания связей с различными партнерами, обладающим порой противоположными интересами. Несмотря на обилие затронутых в ходе турецко-российских и турецко-американских переговоров тем, главной оставалась ситуация на севере Сирии и курдский фактор в этой стране, рассматриваемый Анкарой в качестве угрозы турецкой национальной безопасности.

Во время визита Р.Т.Эрдогана в Россию и его переговоров в Сочи с президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Сочи  обсуждался широкий круг вопросов торгово-экономического сотрудничества: снятие эмбарго на поставку турецких овощей, строительство АЭС «Аккую», стремление довести товарооборот между нашими странами до уровня 100 млрд долларов в год. Отметим, что последнее пожелание малореально, так как на пике развития экономических отношений, в 2014 году товарооборот достиг 31 млрд долларов, в прошлом же году он составил всего 16 млрд. Однако главной темой, несомненно, было сирийское урегулирование, обсуждавшееся за закрытыми дверями в течение 2,5 часов.

Интересно заявление турецкого президента, сделанное им незадолго до приезда в Россию. В нем Р.Т.Эрдоган подверг критике как Россию, так и США за масштабное военное присутствие в Сирии. Заявление Р.Т.Эрдогана было сделано вскоре после совместного коммюнике В.В.Путина и Д.Трампа во Вьетнаме о том, что сирийский конфликт, продолжающийся в течение шести лет невозможно решить военным путем. «У меня есть трудности в понимании этих комментариев, — подчеркнул Р.Т.Эрдоган, — если военное решение сразу же отвергается, почему эти две державы до сих пор не вывели свои войска из Сирии?». Возвратившись из зарубежного турне, частью которого была Россия (официально Р.Т.Эрдоган побывал в Сочи проездом, по дороге в Катар и в Кувейт) турецкий президент заявил, что «оба лидера согласились сфокусироваться на политическом решении конфликта».

Попробуем понять логику Р.Т.Эрдогана. Оно свидетельствует о том, что в Сирии интенсивно происходит раздел сфер влияния, место Турции в котором оказалось очень скромным. Если бы турецкие войска находились в САР в сопоставимом количестве и на сопоставимой территории с российскими и американскими, то больших претензий не возникло бы. Однако Турция в Сирии в настоящее время превращается де-факто в младшего партнера России. Если же говорить об американской политике на севере Сирии, то она и вовсе вызывает в Анкаре большое беспокойство. С особой тревогой в турецких политических кругах восприняли недавнее заявление министра обороны США Джеймса Мэтиса о том, что американские военнослужащие останутся в Сирии и после победы над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), вплоть до всеобъемлющего политического урегулирования, которое должно быть выработано на  переговорах в Женеве.

Данное заявление главы Пентагона вызвало горячее одобрение со стороны курдской Партии демократического союза (ПДС), а также в основном курдских «Сил демократической Сирии» (СДС), главного союзника США на севере Сирии. Руководство ПДС позитивно оценило американское намерение оставить военное присутствие в связи с угрозами, которые эти регионы, по мнению курдов, подвергаются со стороны Турции, Ирана и «Аль-Каиды» (запрещена в России). Председатель коллективного руководства ПДС Шахваз Хасан отметил, что «в условиях политической неурегулированности сирийского конфликта, сохраняющегося вооруженного присутствия Турции и Ирана, а также угрозы со стороны «Аль-Каиды» было бы лучше сохранить войска международной коалиции (имеется в виду антитеррористическая коалиция во главе с США — авт.) освобожденных районах». Член исполкома ПДС Фауза Юсуф подчеркнула, что «США и силы коалиции сыграли важную роль в уничтожении «Исламского государства». В процессе политического урегулирования в Сирии мы нуждаемся в международных гарантиях. Американское руководство может выступить в качестве такого гаранта и сыграть в процессе урегулирования огромную роль». Главной целью США при сохранении военного присутствия на севере Сирии является сдерживание влияния Ирана в регионе. Но, поддерживая СДС, тесно связанные с Рабочей партией Курдистана, американцы своей политикой бумерангом бьют по интересам Турции.

О неуспехе турецких попыток договориться с США по курдскому вопросу и вообще восстановить прежний уровень стратегического партнерства свидетельствует недавний визит Б.Йилдырыма в Вашингтон и его переговоры с вице-президентом США Майклом Пенсом. Представляется, что в турецко-американских отношениях в настоящее время имеются три серьезные проблемы: поддержка США курдов на севере Сирии, вопрос о выдаче Фетхуллаха Гюлена, дело влиятельного банкира Резы Зерраба, арестованного в США. Турецкое информационное агентство Анадолу в преддверии встречи Б.Йылдырыма и М.Пенса охарктеризовало будущие переговоры как «новую главу в истории турецко-американских отношений», но реальность оказалась гораздо сложнее.

Вопрос о пребывании Ф.Гюлена в США поднимался на переговорах М.Пенса и турецкого премьер-министра. Незадолго до этого в американских СМИ появились сообщения о том, что бывший советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн пытался вступить в сговор с турецкими официальными лицами с целью похищения Ф.Гюлена и его вывоза в Турцию (сам М.Флинн этот факт отрицает). Вице-президент США на переговорах с главой турецкого правительства вновь заблокировал тему выдачи исламского проповедника и ограничений на действия гюленистов в Америке. Вместо этого сам он поднял тему турецких граждан, сотрудников посольства и генконсульства США в Турции, арестованных турецкими властями по обвинению в шпионаже. Все, что может предложить сейчас  Вашингтон Анкаре – это помощь в борьбе со сторонниками РПК, но учитывая поддержку американцами СДС, тесно связанных с этой организацией это не очень много. По мнению британского эксперта-тюрколога Дэвида Барчарда США платят слишком большую цену за выгораживание Ф.Гюлена и гюленистов.

Еще одним важным для турецкой политической элиты является дело Резы Зерраба, слушание которого начинается в Нью-Йорке 27 ноября. Реза Зерраб, влиятельный банкир и бизнесмен, обладающий иранским и турецким гражданством, принимал участие в финансовых схемах по поставкам иранской нефти в обход санкций в 2010-2013 годах. Р.Зерраб обладает большой информацией о тайных финансовых делах турецкой элиты и многие в Анкаре и Стамбуле не заинтересованы в том, чтобы он начал давать показания. По мнению Д.Барчарда, стороны смогут договориться о выдаче бизнесмена Турции.

Таким образом, Турция пытается найти выход из сложной ситуации, в которой она оказалась на сирийском направлении. В начале сирийского конфликта целью Анкары было установление в Сирии протурецкого режима «Братьев-мусульман» и интеграция этой страны в орбиту турецкого влияния. В настоящее время так широко вопрос не стоит. Программой-максимум является нейтрализация курдов на севере Сирии и, возможно, создания протурецкого анклава в Идлибе для обеспечения безопасности турецкой границы. Насколько успешно турецкому руководству удастся решить эти проблемы, покажет время.

55.56MB | MySQL:108 | 0,715sec