Экономика АНДР в условиях кризиса: ставка на интенсификацию и диверсификацию производства

АНДР, как и большинство других стран, чья экономика в преобладающей степени зависит от нефтегазовой промышленности, с 2014 г. испытывает последствия снижения мировых цен на энергоносители, усугубляемые особенностями местной экономической модели, многолетним политическим застоем и гипертрофированной программой закупок вооружений, ложащейся тяжким бременем на бюджет страны. Разумеется, алжирскому Генеральному штабу там, на месте, виднее, но мы позволим себе высказать частное мнение, что ни внутренними, ни реальными внешними вызовами для Алжира эта программа не оправдывается даже наполовину.  Традиционные для местных военных опасения насчет угрозы со стороны Марокко не выдерживают никакой критики, и могут быть оправданы, разве что, с точки зрения традиционных высоких морально-волевых качеств марроканских военных, имеющих заслуженную репутацию хороших воинов.

Но, и в этом случае, горы самого современного оружия могут не спасти, как это наглядно продемонстрировали ливийские события. Если политический режим изживает себя, если некому воевать, нет мотивации, то никакое оружие не поможет. Поэтому, так или иначе, не имея возможности сократить военные расходы (по сути, реальная власть в стране сегодня принадлежит армии и силовикам), алжирское руководство вынуждено прибегать ко всем доступным средствам, начиная от конфликтов с крупным бизнесом и введения новых налогов и сборов на иностранные компании, до снижения импорта и попыток интенсифицировать местное производство и, хоть как- то снизить зависимость экономики страны от нефти и газа.

Одним из примеров таких усилий являются программы по развитию металлургического производства.  В АНДР в настоящее время имеется 10 проектов по производству железа и стали, которые будут завершены в обозримой перспективе и позволят ежегодно получать до 8.5 млн тонн продукции в год. Четыре, наиболее крупных из них это:

— Совместный проект с Qatar Steel, создание СП в котором 49 % принадлежит катарцам, 46% — группе «Имиталь» и 5% — национальному инвестиционному фонду. Проект предусматривает возведение сталеплавильного завода в Биляре (Джеджеле), который будет выпускать до 2 млн тонн стали в год, затем, второй этап развития проекта рассчитывается на удвоение производства. Стоимость инвестиций в проект определена в 2 млрд долларов США, частичный возврат средств ожидается до конца текущего года.

—  Проект по увеличению производственной мощности металлургического завода Тосиали с нынешних 2.9 млн тонн до 5.6 млн. Работы планируется завершить в первом полугодии 2018 г.

— Аналогичный проект в Аль-Хиджаре, предусматривающий увеличение производства железа и стали на 1.2 млн. тонн.

— Проект организации трубопрокатного производства на комплексе в Хаддаде производительностью в 450 тысяч тонн в год. Как видно, все эти проекты являются модернизационными для уже существующих производств.

Что касается еще четырех крупных проектов, утвержденных Национальным советом по инвестициям, с совокупным планируемым объемом продукции в 5,37 млн тонн стали и проката, но еще не начатых, то это:

— Металлургическое производство в Тосиали, проект его дальнейшей модернизации предусматривает 4 этапа с организаций выпуска стального проката и металлоконструкций, общей годовой производительностью в 2.1 млн тонн.

—  Металлургическое объединение «Карасат» — 150 000 тонн сплавов.

— «Бидои Стел» — кипрско-алжирский проект по выпуску сплавов и строительных конструкций, электродов, производительностью в 1.2 млн тонн в год.

— Строительно-производственный комбинат «Хаддад» — производство строительных конструкций, швеллеров, тянутых труб, сплавов, метизов и фурнитуры, общим годовым объемом в 2 млн тонн.

Как видно, упор делается на модернизацию уже существующих производств, в основном, с иностранным участием и ориентированных на сферу жилищного и транспортного строительства, а также на обеспеченье сырьем, автомобильного производства, например, выпуска электротехнической продукции.

Развитие пищевой промышленности:

Здесь успеха добились алжирские рыбаки. Причем, достижения, связанного с экспортом рыбы. Речь идет о поставках сазана, выращенного в местных рыбоводческих хозяйствах. Партии этой рыбы были поставлены в страны- члены Евросоюза, тщательно контролирующие качество подобной продукции. Об этом в прошлую пятницу, 10 ноября заявил Г.Бухран, генеральный директор компании по рыболовству и рыбоводству.

Выступая на открытии седьмого Международного салона по рыболовству и рыбоводству (SIBA 2017) проходившем в конгресс-центре «Ле Гран» с 9 по 12 ноября он сообщил о поставках «сазана высокого качества на европейский рынок, где удалось привлечь к нему интерес, хотя требования к качеству пресноводной рыбы там весьма высоки». И алжирскому потребителю, в конец концов, пришлось познакомиться с пресноводной рыбой, товарные партии которой были выставлены на продажу в торговых центрах ряда алжирских городов.  Культура ее потребления пока не особенно развита, и салон призван преодолеть эту тенденцию, пропагандируя виды пресноводных рыб, выращиваемых в искусственных условиях. По оценке госпожи Фадили Середи, заместителя директора департамента рыборазведения Генерального департамента морского хозяйства и рыболовства, такие рыбы как сазан и толстолобик занимают важную роль в продуктовой корзине, поскольку «характеризуются соответствием высокого качества и не высокой цены, так, цена за килограмм рыбы колеблется от 500 до 800 алжирских динар. По мнению руководства департамента, опыт разведения пресноводных пород рыб может быть интересен для инвесторов, особенно с учетом ее экспортных перспектив.

На сегодня, пресноводная рыба в Алжире разводится в основном на базе водохранилищ и ее совокупное производство в первом полугодии 2017 года не превышало 2000 тонн. Реализуя программу по разведению рыбы, Алжир повторяет опыт Ливии и Туниса, где на протяжении многих лет достаточно успешно разводят: в Ливии — пресноводных карповых, амура и толстолобика, в искусственных водоемах, а в Тунисе —  морских: барабульку, макрель и устриц.

Промышленный сектор — приборостроение

Здесь, хоть и в связи с нефтегазовой отраслью, но речь пойдет о высокотехнологичном проекте, инициированном алжирской компанией «Сонатрак» совместно с американской Baker Hughes –General Electric.  Создаваемое между ними СП займется выпуском оборудования и инструментов, контрольно-проверочной аппаратуры для нужд местной нефтяной промышленности. На подписании соответствующего меморандума присутствовали Мустафа Китуни, министр энергетики, президент «Сонатрак, Абдель Муаммен Валид Кудур и президент Baker Hughes –General Electric,

Лоренцо Симонелли, Рами Касеми, региональный директор «Baker Hughes –General Electric» по Северной Африке, Ближнему Востоку и Турции, посол Италии в Алжире, г-н Паскуале Фирара и представители посольства США в стране. Проект готовится к запуску в 2019 году и на первом этапе планируется вложить в него 45 млн долларов США.  Общий объем инвестиций может составить до 200 млн долларов США. Уставный капитал нового СП определен в 4 млрд алжирских динар и 51 % в нем будет принадлежать «Сонатрак».

В случае реализации подобное предприятие станет первым в Северной Африке. Ранее, до событий 2011 года аналогичный проект реализовывался в Ливии с участием ННК Ливии и американской компании Global Oil Tools, однако он был остановлен после начала агрессии стран НАТО против Джамахирии.

Финансово-кредитная сфера

По оценке министра финансов страны Абдель Рахмана Равии, данной им в четверг, 16  ноября, проект бюджета на 2018 год рассчитан исходя из курса национальной валюты к доллару США в размере 115 динар за 1 доллар. Это максимальное значение курса обмена, рассчитываемое на протяжении трех следующих лет. Министр убежден: алжирский динар чувствует себя уверенно и сможет остаться в указанном обменном соотношении до 2020 года. Заявление министра прозвучало в ходе работы третьей сессии Ассоциации Форум исламских финансово-кредитных организаций и инвестиций, проходившей в эти дни в алжирской столице.

Приведенные факты свидетельствуют: алжирская экономика, одна из крупнейших в Северной Африке, в целом, справляется с негативными последствиями падения мировых цен на нефть. Спад основных экономических показателей, имевший место быть на протяжении последних трех лет замедлился, хотя и не остановился полностью. Уровень жизни населения хоть и не достиг кризисных величин, но существенно просел.  Отрицательное значение на ее состояние оказывают военные расходы и назревающий политический кризис, связанный с грядущей сменой правящего режима, обстоятельства чего пока еще мало предсказуемы и варьируются от относительно безболезненной передачи власти внутри одного клана до военного переворота и (или) очередной вспышки противостояния с исламскими экстремистами.

52.26MB | MySQL:103 | 0,509sec