Председатель движения «Ам шалем», бывший депутат Кнессета от ультраортодоксальной сефардской партии ШАС раввин Хаим Амсалем решил выйти из состава возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» и не принимать участие в предстоящих в ней предварительных выборах («праймериз»), в которых будет формироваться список кандидатов от «Еврейского дома» в Кнессет следующего, 21-го созыва.
В опубликованном им в воскресенье заявлении раввин Хаим Амсалем рассказал, что около двух лет назад к нему обратились члены его движения, придерживающиеся идеологии религиозного сионизма и призвали его присоединиться к религиозно-сионистской партии. «Мы пришли с намерением «вернуть былое величие» (лозунг, активно использовавшийся в прошлом партией ШАС – В.Ч.) и возвратить сефардов на тот маршрут, с которого они свернули в последние годы, вернуться на путь сионизма, Торы и труда, службы в ЦАХАЛе как святой ценности, к еврейской идентичности, к (религиозной – В.Ч.) умеренности и к принятию иного, и к остальным ценностям, за которые мы боролись на протяжении всех этих лет, — добавил раввин Хаим Амсалем.
Эмблема движения «Ам шалем»
Он объяснил, почему, по его мнению, союз с «Еврейским домом» оказался неудачным: «Действительно с нашей стороны была предпринята попытка продвигать идеи нашего движения в рамках «Еврейского дома», однако за два года мы поняли, что возможность действовать ради наших целей есть только в рамках самостоятельной партии. (…) Я в свое время думал, что я и такие, как я, те, кто не вырос на грядках религиозного сионизма, смогут увидеть в нем свое место, но наши надежды оказались разочарованы, и мы не сможем продолжать в рамках «Еврейского дома». (…) К нам относились с заносчивостью, нас игнорировали, нас оттесняли в сторону. Нас не выбросили, но нам дали понять, что мы нежелательны. Сначала мы в это не верили, но в итоге поняли это, и теперь мы действительно расстаемся».
Раввин Хаим (Эмиль) Амсалем, уроженец Алжира, был депутатом Кнессета от партии ШАС в 2007-2012 годах. Следует отметить, что он был достаточно ярким депутатом. В этом контексте уместно упомянуть о том, что в декабре 2011 года влиятельное внепарламентское «Движение за качество власти», никак не связанное с религиозными партиями и в целом старающееся избегать каких-либо политических предпочтений, наградило депутата Хаима Амсалема «Знаком рыцаря качества власти». В итоговом документе комиссии, присвоившей ему это почетное звание, было в частности сказано, что «депутат Кнессета раввин Хаим Амсалем – это образцовый посланник общественности, который работает упорно, последовательно и бесстрашно во имя единства, толерантности и умеренности и ради распространения ценностей равенства и прогресса».
Следует отметить также того факт, что раввин Хаим Амсалем придерживается мнения, согласно которому следует существенно упростить процедуру гиюра (принятия иудаизма) для израильских граждан, которые не признаются евреями в соответствии с традиционным религиозным еврейским правом (Галаха), но являются потомками (сыновьями и внуками) евреев по мужской линии. При этом раввин считает, что в первую очередь следует упростить процедуру гиюра для тех, кто служил в ЦАХАЛе, поскольку, по его мнению, самим фактом своей службы в армии еврейского государства они продемонстрировали искреннее желание быть частью народа Израиля. По этому поводу он написал: «Сколь велики достоинства тех, кто сражается и готов освятить Имя Господне (пожертвовать своей жизнью – В.Ч.) и тех, кто намерен защищать еврейский народ в Эрец-Исраэль о тех, кто поднимается на нас, чтобы истребить нас (…) И, по меньшей мере, заслуга сия должна быть достаточной причиной для принятия их посредством гиюра». Свой взгляд на данную проблему, касающуюся в первую очередь порядка 300 тысяч проживающих в Израиле репатриантов смешанного происхождения из бывшего Советского Союза, не признанных официально в качестве евреев, раввин Хаим Амсалем изложил в своих книгах «Зера Исраэль» («Семя Израилево») и «Мекор Исраэль» («Корень Израиля»), изданных в 2010 году.
Публикация этих книг, а также публичные высказывания раввина Хаима Амсалема в пользу существенного упрощения гиюра для детей еврейских отцов от нееврейских матерей и в пользу службы в ЦАХАЛе как важной национально-религиозной ценности вызвали бурю нападок на него со стороны ультраортодоксального истеблишмента. К тем, кто выступил с критикой в его адрес, присоединился и духовный лидер партии ШАС раввин Овадья Йосеф (1920-2013). Одного этого было бы достаточно для того, чтобы пути раввина Хаима Амсалема и партии ШАС разошлись. А ведь он, помимо этого, неоднократно выступал с публичной критикой политической и религиозной линии партии, в которой он состоял, обвиняя ШАС в том, что ее лидеры превратились в «сефардо-литовцев» (то есть, полностью восприняли идеологию ашкеназских ультраортодоксов) и удалились от исконного сефардского мировозрения, подразумевающего, по его словам, сочетание религиозного образа жизни и изучения Торы с работой и службой в армии.
На этом фоне 2012 году депутат Хаим Амсалем вышел из состава фракции ШАС и создал в Кнессет фракцию одиночки. В 2013 году он принял участие в выборах в Кнессет во главе созданного им движения «Ам шалем» (буквально это означает на иврите «весь народ» и созвучно с фамилией лидера), однако не прошел электорального барьера. После этого он пытался найти свое место в Ликуде, а в июле 2016 года присоединился к религиозно-сионистской партии «Еврейский дом».
Автору этих строк, как человеку хорошо знакомому на протяжении многих лет с религиозным сионизмом, с партией «Еврейский дом» и с предшествовавшей ему религиозно-сионистской партией МАФДАЛ, легко понять, что именно имел в виду раввин Хаим Амсалем, говоря, что «к нам относились с заносчивостью, нас игнорировали, нас оттесняли в сторону. Нас не выбросили, но нам дали понять, что мы нежелательны». Выходцы из ультраортодоксальных сефардских кругов, каковыми являются члены движения «Ам шалем», были, безусловно, чужаками (пусть даже идеологически близкими, но чужаками) в партии «Еврейский дом». Аналогичным было в свое время отношение в религиозно-сионистской партии и к репатриантам из бывшего СССР. В итоге, несмотря на то, что идеи религиозного сионизма пользовались и пользуются до сих пор заметной популярностью среди репатриантов из бывшего СССР, они не нашли своего места в «Еврейском доме». Показательно, что, например, в Кнессете нынешнего созыва есть двое депутатов-уроженцев СССР, принадлежащих к числу религиозных сионистов. Это министр экологии Зеэв Элькин и председатель Кнессета Юлий Эдельштейн. Однако оба они — члены партии Ликуд. Во фракции «Еврейского дома» нет ни одного репатрианта из бывшего СССР; нет даже ни одного уроженца Израиля, родители которого репатриировались бы из СССР.
Можно предположить, что лидер движения «Ам шалем» раввин Хаим Амсалем не оставит своих попыток вернуться в Кнессет в рамках той или иной правой партии. И нельзя исключить того, что он попытается сделать это в рамках возглавляемой министром обороны Авигдором Либерманом партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), не без оснований именуемой «израильской партией с русским акцентом». В этой связи уместно упомянуть о том, что одним из пунктов программы движения «Ам шалем» является обязательная служба ультроартодоксальных евреев в армии или на альтернативной гражданской службе, а другим – упрощение гиюра для лиц смешанного происхождения. Оба этих требования весьма популярны среди традиционного электората НДИ. При этом, как уже было сказано, пункт о существенном упрощении гиюра отвечает в первую очередь интересам именно русскоязычных израильтян, порядка четверти из числа которых составляют лица, не считающиеся евреями с точки зрения Галахи.