Израиль: о выходе движения «Ам шалем» из состава партии «Еврейский дом»

Председатель движения «Ам шалем», бывший депутат Кнессета от ультраортодоксальной сефардской партии ШАС раввин Хаим Амсалем решил выйти из состава возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» и не принимать участие в предстоящих в ней предварительных выборах («праймериз»), в которых будет формироваться список кандидатов от «Еврейского дома» в Кнессет следующего, 21-го созыва.

В опубликованном им в воскресенье заявлении раввин Хаим Амсалем рассказал, что около двух лет назад к нему обратились члены его движения, придерживающиеся идеологии религиозного сионизма и призвали его присоединиться к религиозно-сионистской партии. «Мы пришли с намерением «вернуть былое величие» (лозунг, активно использовавшийся в прошлом партией ШАС – В.Ч.) и возвратить сефардов на тот маршрут, с которого они свернули в последние годы, вернуться на путь сионизма, Торы и труда, службы в ЦАХАЛе как святой ценности, к еврейской идентичности, к (религиозной – В.Ч.) умеренности и к принятию иного, и к остальным ценностям, за которые мы боролись на протяжении всех этих лет, — добавил раввин Хаим Амсалем.

Эмблема движения «Ам шалем»

Он объяснил, почему, по его мнению, союз с «Еврейским домом» оказался неудачным: «Действительно с нашей стороны была предпринята попытка продвигать идеи нашего движения в рамках «Еврейского дома», однако за два года мы поняли, что возможность действовать ради наших целей есть только в рамках самостоятельной партии. (…) Я в свое время думал, что я и такие, как я, те, кто не вырос на грядках религиозного сионизма, смогут увидеть в нем свое место, но наши надежды оказались разочарованы, и мы не сможем продолжать в рамках «Еврейского дома». (…) К нам относились с заносчивостью, нас игнорировали, нас оттесняли в сторону. Нас не выбросили, но нам дали понять, что мы нежелательны. Сначала мы в это не верили, но в итоге поняли это, и теперь мы действительно расстаемся».

Раввин Хаим (Эмиль) Амсалем, уроженец Алжира, был депутатом Кнессета от партии ШАС в 2007-2012 годах. Следует отметить, что он был достаточно ярким депутатом. В этом контексте уместно упомянуть о том, что в декабре 2011 года влиятельное внепарламентское «Движение за качество власти», никак не связанное с религиозными партиями и в целом старающееся избегать каких-либо политических предпочтений, наградило депутата Хаима Амсалема «Знаком рыцаря качества власти». В итоговом документе комиссии, присвоившей ему это почетное звание, было в частности сказано, что «депутат Кнессета раввин Хаим Амсалем – это образцовый посланник общественности, который работает упорно, последовательно и бесстрашно во имя единства, толерантности и умеренности и ради распространения ценностей равенства и прогресса».

Следует отметить также того факт, что раввин Хаим Амсалем придерживается мнения, согласно которому следует существенно упростить процедуру гиюра (принятия иудаизма) для израильских граждан, которые не признаются евреями в соответствии с традиционным религиозным еврейским правом (Галаха), но являются потомками (сыновьями и внуками) евреев по мужской линии. При этом раввин считает, что в первую очередь следует упростить процедуру гиюра для тех, кто служил в ЦАХАЛе, поскольку, по его мнению, самим фактом своей службы в армии еврейского государства они продемонстрировали искреннее желание быть частью народа Израиля. По этому поводу он написал: «Сколь велики достоинства тех, кто сражается и готов освятить Имя Господне (пожертвовать своей жизнью – В.Ч.) и тех, кто намерен защищать еврейский народ в Эрец-Исраэль о тех, кто поднимается на нас, чтобы истребить нас (…) И, по меньшей мере, заслуга сия должна быть достаточной причиной для принятия их посредством гиюра». Свой взгляд на данную проблему, касающуюся в первую очередь порядка 300 тысяч проживающих в Израиле репатриантов смешанного происхождения из бывшего Советского Союза, не признанных официально в качестве евреев, раввин Хаим Амсалем изложил в своих книгах «Зера Исраэль» («Семя Израилево») и «Мекор Исраэль» («Корень Израиля»), изданных в 2010 году.

Публикация этих книг, а также публичные высказывания раввина Хаима Амсалема в пользу существенного упрощения гиюра для детей еврейских отцов от нееврейских матерей и в пользу службы в ЦАХАЛе как важной национально-религиозной ценности вызвали бурю нападок на него со стороны ультраортодоксального истеблишмента. К тем, кто выступил с критикой в его адрес, присоединился и духовный лидер партии ШАС раввин Овадья Йосеф (1920-2013). Одного этого было бы достаточно для того, чтобы пути раввина Хаима Амсалема и партии ШАС разошлись. А ведь он, помимо этого, неоднократно выступал с публичной критикой политической и религиозной линии партии, в которой он состоял, обвиняя ШАС в том, что ее лидеры превратились в «сефардо-литовцев» (то есть, полностью восприняли идеологию ашкеназских ультраортодоксов) и удалились от исконного сефардского мировозрения, подразумевающего, по его словам, сочетание религиозного образа жизни и изучения Торы с работой и службой в армии.

На этом фоне 2012 году депутат Хаим Амсалем вышел из состава фракции ШАС и создал в Кнессет фракцию одиночки. В 2013 году он принял участие в выборах в Кнессет во главе созданного им движения «Ам шалем» (буквально это означает на иврите «весь народ» и созвучно с фамилией лидера), однако не прошел электорального барьера. После этого он пытался найти свое место в Ликуде, а в июле 2016 года присоединился к религиозно-сионистской партии «Еврейский дом».

Автору этих строк, как человеку хорошо знакомому на протяжении многих лет с религиозным сионизмом, с партией «Еврейский дом» и с предшествовавшей ему религиозно-сионистской партией МАФДАЛ, легко понять, что именно имел в виду раввин Хаим Амсалем, говоря, что «к нам относились с заносчивостью, нас игнорировали, нас оттесняли в сторону. Нас не выбросили, но нам дали понять, что мы нежелательны». Выходцы из ультраортодоксальных сефардских кругов, каковыми являются члены движения «Ам шалем», были, безусловно, чужаками (пусть даже идеологически близкими, но чужаками) в партии «Еврейский дом». Аналогичным было в свое время отношение в религиозно-сионистской партии и к репатриантам из бывшего СССР. В итоге, несмотря на то, что идеи религиозного сионизма пользовались и пользуются до сих пор заметной популярностью среди репатриантов из бывшего СССР, они не нашли своего места в «Еврейском доме». Показательно, что, например, в Кнессете нынешнего созыва есть двое депутатов-уроженцев СССР, принадлежащих к числу религиозных сионистов. Это министр экологии Зеэв Элькин и председатель Кнессета Юлий Эдельштейн. Однако оба они — члены партии Ликуд. Во фракции «Еврейского дома» нет ни одного репатрианта из бывшего СССР; нет даже ни одного уроженца Израиля, родители которого репатриировались бы из СССР.

Можно предположить, что лидер движения «Ам шалем» раввин Хаим Амсалем не оставит своих попыток вернуться в Кнессет в рамках той или иной правой партии. И нельзя исключить того, что он попытается сделать это в рамках возглавляемой министром обороны Авигдором Либерманом партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), не без оснований именуемой «израильской партией с русским акцентом». В этой связи уместно упомянуть о том, что одним из пунктов программы движения «Ам шалем» является обязательная служба ультроартодоксальных евреев в армии или на альтернативной гражданской службе, а другим – упрощение гиюра для лиц смешанного происхождения. Оба этих требования весьма популярны среди традиционного электората НДИ. При этом, как уже было сказано, пункт о существенном упрощении гиюра отвечает в первую очередь интересам именно русскоязычных израильтян, порядка четверти из числа которых составляют лица, не считающиеся евреями с точки зрения Галахи.

52.33MB | MySQL:108 | 0,529sec