Американо-турецкие разногласия в военной сфере

В середине ноября 2017 г. глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что «Турция ищет альтернативные варианты для покупки вооружения из-за задержек с поставками оружия из США»[i].  Отметим, что в своем заявлении М.Чавушоглу не сообщил, о каком именно оружии идет речь. Сложно сказать, что он имел в виду, поскольку ранее США отложили или отменили поставку Турции некоторых типов вооружений.

Напомним, что в середине сентября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал решение США отказаться от продажи американского оружия на 1,2 млн долларов сотрудникам охраны турецкого лидера. «В то время как мы не можем купить оружие у США, почему вы бесплатно даёте его террористам в Сирии. Это вопрос, который мы задаем нашим друзьям в США? И когда мы на него не получаем ответ, испытываем сожаление как стратегический партнёр США», — отметил Р.Т.Эрдоган, обращаясь к властям США на полях 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

16 мая во время визита Р.Т.Эрдогана в Вашингтон представители армянской и курдской общин в США устроили у здания турецкого посольства акцию протеста против политики Анкары в отношении нацменьшинств внутри Турции. Охрана турецкого президента набросилась на митингующих, пытаясь разогнать их. Сотрудники американской полиции были вынуждены разнимать демонстрантов и охранников Р.Т.Эрдогана. Власти США предъявили обвинения 19 лицам, включая 15 телохранителям главы Турецкой Теспублики. Обвиняемым грозит до 15 лет лишения свободы, некоторым из них предъявлены дополнительные обвинения в применении летального оружия против демонстрантов. В итоге, США отозвали предложение о поставке службе охраны президента Турции американского оружия[ii].

Р.Т.Эрдоган выступил со словами критики на реакцию США касательно заключенного контракта Анкары с Москвой о поставках российских зенитно-ракетных систем С-400. «Они начали вопить, когда мы договорились о покупке С-400. А что, мы должны ждать вас? Мы самостоятельно принимаем меры и будем их принимать дальше. Мы сами хозяева в своем доме», — заявил турецкий лидер. По словам Эрдогана, после отказа США и Израиля поставлять в Турцию боевые беспилотники Анкара разработала и начала выпускать их сама[iii].

Эрдоган, таким образом, напомнил о боевых беспилотников, которых США отказались поставить в Турцию. Но это еще не все. В январе 2015 г. Сенат США после двухлетних обсуждений не одобрил выделение Турции 2 фрегатов класса Oliver Hazard Perry (USS Halyburton и USS Thach) и одновременно одобрил выделение одного фрегата Мексике, и 4 фрегатов Тайваню. Сенат США, таким образом, положил конец, представленного в 2012 г. Конгрессу законопроекту, который был в конце декабря том же году принят Палатой представителей. Тогда республиканский сенатор Марк Кирк наложил вето на законопроект, из-за ухудшения турецко-израильских отношений, из-за агрессивного поведения Турции по отношению к соседям (Израиль, Кипр)[iv].

А в феврале 2016 г. Министерство обороны Турции сообщило, что Турция закупит у США «умные бомбы» на более чем 680 млн долларов. Речь шла о противобункерных бомб BLU-109. Турецкая сторона ожидает завершения поставок не позднее 2020 г. Подобные управляемые (или «умные») бомбы используются для уничтожения бетонных бункеров. Бомбы не оснащены тормозным парашютом, а их хвостовые предохранители задерживают детонацию, пока бомба не проникла в бункер, обеспечивая полное уничтожение цели. Современные модификации также оснащаются системой лазерного наведения. Бомбы BLU-109 находятся на вооружении армии США с 1985 г., они были использованы, в частности, в Ираке и Афганистане[v].

Что касается покупки российских С-400, то этот вопрос стал ещё одной причиной «военной напряженности» между США (НАТО) и Турцией. В сентябре 2017 г. пресс-служба российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сообщила, что Москва и Анкара достигли договоренности о поставке российских систем С-400 в Турцию и подписали контракт. Эрдоган же заявил, что турецкая сторона внесла первый взнос по сделке (в начале ноября генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что стоимость контракта с Турцией на поставку зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» составила более 2 млрд долларов). Все это очень беспокоит США, учитывая, что Турция член НАТО и союзник США. Старейший американский сенатор Бен Кардин призвал президента Дональда Трампа ввести санкции против Анкары из-за сделки по С-400 (в конце октября США опубликовали список российских компаний, из-за сотрудничества с которыми против их партнеров могут ввести санкции. В перечень попала и компания-производитель С-400 — НПО «Алмаз-Антей»). В НАТО тоже раскритиковали решение Турции, заявив, что оно помешает ей стать частью единой системы ПВО альянса.

В ноябре премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в ходе визита в США отметил, что у Анкары «не было выбора» и заключение соглашения с Россией о приобретении С-400 было вынужденным шагом. «Системы С-400 — это не наше предпочтение, это необходимость. Мы хотели получить системы ПВО от стран — членов НАТО, но не получили необходимую поддержку от США. Мы не намерены отказываться от НАТО. Сотрудничество с РФ нам нужно из-за отсутствия современной системы ПВО», — отметил он. По словам Йылдырыма, Турция «не сумела уничтожить 71 ракету, которые были выпущены с территории Сирии, в результате чего в республике погибли 29 человек»[vi].

Напомним, что в январе 2013 г. в рамках операции Active Fence НАТО развернул системы ракетных комплексов Patriot вдоль турецко-сирийской границы для защиты от возможных ударов баллистических ракет со стороны Дамаска. Учитывая это, непонятно, почему Турция не сумела уничтожить 71 ракету, которые были выпущены с территории Сирии. После того, как США, Германия и Нидерланды вывели из Турции свои ЗРК Patriot, Испания разместила ЗРК Patriot в Турции. США вместе с этим решительно отклонили запрос Турции о передаче технологий производства ЗРК Patriot. Что касается того, что Турция хотела получить системы ПВО от стран — членов НАТО, но не получили необходимую поддержку от США, отметим, что в тендере T-Loramids (Turkish Long Range Air And Missile Defence System) помимо китайской компаний CPMIEC и «Рособоронэкспорта», принимали участие также американский консорциум Raytheon/Lockheed Martin и европейский Eurosam (они предлагали Турции комплексы Patriot PAC-3 и SAMP/T Aster 30 соответственно). Однако Турция тогда выбрала CPMIEC (China Precision Machinery Import and Export Corp.), несмотря на то, что в феврале того же года США объявили о санкциях против CPMIEC за нарушения Акта о нераспространении оружия в Иране, Северной Корее и Сирии.

14 ноября 2017 г. министр обороны США Джеймс Мэттис назвал приобретение Турцией С-400 суверенным решением Анкары. «Это суверенное решение Турции. Правда, ясно, что это не будет совместимо с (вооружением = авт.) НАТО. Так что им (Турции – авт.) придется принять это во внимание, если они намерены продвигаться в этом направлении», — добавил Мэттис[vii]. Днями позже жесткое заявление сделала заместитель командующего ВВС США по международным отношениям Хайди Грант, отметив, что покупка Турцией российских  С-400 лишит Анкару доступа к американским и натовским оборонным технологиям. По её словам, речь идет, в частности, о возможности получения и использования Турцией новейших многофункциональных истребителей F-35. Грант считает, что если информация об окончательной договоренности между Россией и Турцией о поставках С-400 подтвердится, то это окажет серьезное влияние на сотрудничество Турции и НАТО. Представитель ВВС признала, что США до сих пор не подвергали серьезному анализу возможную российско-турецкую сделку с позиций члена НАТО. «Мы намерены изучить ситуацию и понять, как мы можем выстраивать сотрудничество с Турцией в дальнейшем. Одно можем сказать точно, наша стратегия не позволят нам взаимодействовать с другими системами (С-400)», — подчеркнула она. По словам Гранта, решение Турции относительно российских С-400 вызывает серьезную озабоченность не только у Соединенных Штатов, так как они должны обеспечивать сохранность технологий F-35, но и у партнеров НАТО, уже получивших эти истребители[viii].

Напомним, что в июле 2017 г. ряд американских законодателей выдвинули инициативу о возможной блокировке контракта на поставки истребителей пятого поколения F-35 в Турцию. Данное решение было обусловлено в частности инцидентом с участием охранников президента Турции Р.Т.Эрдогана в ходе визита турецкого лидера в Вашингтон. Кроме того, одной из причин отмены поставок мог стать конфликт Турции с курдскими формированиями, которые пользуются поддержкой США в Сирии. Ранее между Вашингтоном и Анкарой были достигнуты предварительные договорённости по поводу того, что Турция со временем приобретёт 116 новейших истребителей. Примечательно, что ранее США отказались передавать Турции исходные коды программного обеспечения истребителей F-35, а также коды внешнего управления самолетами. Ожидалось, что ВВС Турции получат первую партию этих самолетов в 2018 г. Еще в ноябре 2016 г., во время обсуждений проекта военного бюджета Турции министр обороны Турции Ф.Ышик заявил, что уже заказано 6 F-35, что в следующие три года Турция получит по 8 F-35 в год, и таким образом на начальном этапе общее число истребителей F-35 ВВС Турции достигнет 30[ix].

Итак, скоро может возникнуть такая ситуация, что Турция будет вынуждена сделать выбор между С-400 и F-35. Уже известно, что за закупку С-400 Турцию могут отключить от систем безопасности НАТО и не поставить истребители F-35. Несмотря на это, турецкая провластная газета Yeni Şafak уже сообщила, что если США не поставит самолеты F-35 по графику, то Турция может удалить американский радар AN-TPY-2 в Кюреджике (провинция Малатия). По сообщению газеты, это станет серьезным проблемам безопасности Израиля, который будет лишен важной системы предупреждения о баллистических ракетах из Ирана, поскольку эта радиолокационная станция была развернута главным образом для защиты Израиля от ракетных запусков Ирана[x]. По нашему мнению, если Турция откажется от РЛС в Малатии (хотя это маловероятно), это снизит значение Турции для США и НАТО. Не надо забывать, что по сообщению американский газеты The New York Times размещение радара AN-TPY-2 в Кюреджике является самым важным проектом между США и Турцией за последние 20 лет и самым знаменательным шагом, начиная с иракской войны 2003 г.

Мы считаем, что Турция в будущем не будет отказываться от закупки истребителей пятого поколения F-35, которые нужны и для будущего авианосца Турции. Да, закупка С-400 является очень важной для Турции, потому что это уязвимое место безопасности страны. Многое будет зависеть и от того, будет ли Россия передавать Турции технологии в рамках контракта С-400? Этот чувствительный вопрос для Турции, благодаря чему она смогла бы самостоятельно производить такие комплексы в будущем. Примечательно, что в конце сентября 2017 г. помощник президента РФ по ВТС Владимир Кожин заявил, что Россия не будет передавать Турции технологии в рамках контракта по С-400[xi].

Ранее сообщалось, что Турция купит у России четыре дивизиона С-400. Однако вопрос в том, что Турция будет делать с этими комплексами после покупки, поскольку этой партии С-400 не хватит, чтобы прикрыть воздушное пространство Турции. Интересно, что 9 ноября министр обороны Турции Нуреттин Джаникли заявил, что Анкара, сотрудничая с Францией и Италией в сфере совместного производства систем ПВО, нацелена на создание таких систем собственного производства. Накануне в рамках встречи министров обороны стран НАТО в Брюсселе был подписан меморандум о намерениях между Турцией, Францией и Италией в сфере ПВО, соглашение предусматривает совместное производство и поставку Турции системы ПВО нового поколения SAMP-T консорциума Eurosam, которая будет отвечать нуждам Турции в краткосрочной перспективе. «Наряду с (российскими комплексами – авт.) С-400, мы планируем совместную (с Францией и Италией – авт.) разработку ракетных комплексов SAMP-T. Таким образом, мы сможем более полно устранить недостатки в этой сфере. Этот проект внесет большой вклад в создание отечественной системы ПВО», — заявил Джаникли на пресс-конференции в Брюсселе, где принимал участие во встрече министров обороны стран НАТО[xii].

Это означает, что в вопросе ЗРК Турция в действительности выбрала ни США, ни Россию, она выбрала Европу (консорциум Eurosam). С другой стороны, трудно это назвать выбором, поскольку до сих пор США и Россия не согласились передавать Турции технологии производства комплексов Patriot и С-400 (только Eurosam согласился совместно с Турцией разработать ЗРК). Важно и то обстоятельство, что со стороны США и НАТО возражение нет по поводу сделки между Турцией и консорциумом Eurosam. Мы ожидаем, что турецко-американские разногласия в военной сфере, сохранятся в ближайшем будущем и не исключаем, что даже увеличатся, учитывая турецкие обвинения в адрес США об оказании помощи ИГ[xiii]. Это будет зависеть и от того, как будут развиваться события в Сирии. США поддерживают сирийских курдов, поставляют им оружие, что очень беспокоит Анкару. Н.Джаникли на пресс-конференции в Брюсселе заявил, что США поставили сирийским курдам более 3000 фур с оружием, отметив, что пора остановить эти поставки. По его словам, оружие, которое США поставляют сирийским курдам, попадет в руки членов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК)[xiv]. Эрдоган же в свою очередь заявил, что Турция не только завершит операцию в сирийском Идлибе, но и «освободит от террористов» контролируемые курдами районы Африн и Манбидж, а также нанесет удары по источникам угрозы национальной безопасности в районе Кандиль на севере Ирака, где расположены базы РПК[xv]. Все это может резко ухудшить и без того напряженные американо-турецкие отношения, а Турция потеряет много, если США в итоге прекратят свое военное сотрудничество с ней.

 

[i] Турция ищет альтернативного США поставщика вооружения, ТАСС, 16.11.2017.

[ii] ABD, Erdoğan’ın korumalarına silah satışını geri çekti, Sputnik Türkiye, 19.09.2017.

[iii] Erdoğan: S-400 anlaşması yaptık diye çılgına döndüler, Sputnik Türkiye, 13.09.2017.

[iv] Габриелян Айк, Усиление НАТО в Черном море и позиция Турции, Институт Ближнего Востока, 14.02.2017.

[v] Turkey To Receive U.S BLU-109 Bunker Bursting Bombs, Defence World, 27.02.2016.

[vi] Yıldırım: S-400’ler tercih değil mecburiyet, Sputnik Türkiye, 12.11.2017.

[vii] Пентагон прокомментировал покупку Турцией комплексов С-400, РИА Новости, 14.11.2017.

[viii] ABD’den Türkiye’ye S-400 resti!, Hürriyet, 17.11.2017.

[ix]  Габриелян Айк, О возможной отмене США поставок Турции истребителей F-35, Институт Ближнего Востока, 13.07.2017.

[x] F-35 gelmezse Kürecik balon olur, Yeni Şafak, 19.11.2017.

[xi] Россия не передаст Турции технологии в рамках поставки С-400, Интерфакс, 29.09.2017.

[xii] Milli Savunma Bakanı Nurettin Canikli: SAMP-T füze sistemlerinin daha iyisi geliştirilecek, Star, 09.11.2017.

[xiii] Cumhurbaşkanı Erdoğan: “Ayıp Ya Biz Sizlerle Müttefik Değil Miyiz ? Bu Nasıl İttifak ?”, Milliyet, 18.11.2017.

[xiv] “ABD, PYD’ye 3 bin TIR silah gönderdi”, Sabah, 18.11.2017.

[xv] Erdogan threatens to ‘cleanse’ Afrin of YPG, Rudaw, 17.11.2017

52.32MB | MySQL:103 | 0,630sec