Реакция израильских политиков на решение президента Реувена Ривлина отвергнуть прошение о помиловании Эльора Азарии

Отношение к делу военнослужащего ЦАХАЛа Эльора Азарии, добившего 24 марта 2016 года в Хевроне раненного арабского террориста, который перед этим совершил нападение на израильских солдат и ранил одного из них, продолжает раскалывать израильское общество. Военный суд приговорил Эльора Азарию к тюремному заключению сроком на 18 месяц плюс 12 месяцев условно, однако большая часть израильтян, прежде всего сторонники правых и религиозных партий, настаивали и настаивают на том, что он не должен сидеть в тюрьме. Одновременно с этим сторонники левых партий настаивают на том, что солдат должен быть показательно наказан, поскольку ЦАХАЛ должен забиться о соблюдении принципа «чистоты оружия».

Причиной для нового витка напряженности в израильском обществе по этому поводу стало решение президента Реувена Ривлина отвергнуть прошение Эльора Азарии о досрочном освобождении. Следует пояснить, что право помилования заключенным предоставляется израильским законом именно президенту, полномочия которого в целом ограничиваются сугубо представительской сферой.

Такое решение Реувена Ривлина ожидалось. Президент объяснял свое решение тем, что начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот и без того сократил срок тюремного заключения Эльора Азарии на треть, а, соответственно, в скором времени солдат и без президентского помилования выйдет на свободу. Однако дело Эльора Азарии стало в израильском обществе в определенном смысле делом принципа. Реакция на это решение президента Реувена Ривлина не заставила себя ждать и последовала в воскресенье, сразу же после того, как об этом решении было объявлено. Мнения политиков, высказывавшихся по этому поводу, четко разделились по партийному признаку: правые критиковали это решение, а левые его поддерживали. Приведем несколько наиболее характерных и показательных высказываний израильских политиков из правого лагеря по поводу решения президента Реувена Ривлина отказать Эльору Азарии в помиловании:

Министр обороны, лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман обнародовал заявление следующего содержания: «Я уважаю и ценю президента, но я выражаю сожаление по поводу его решения отвергнуть прошение о помиловании солдата Эльора Азарии. У президента Ривлина была возможность положить конец этому делу, которое потрясло израильское общество. Помимо личной цены, которую заплатили солдат и его семья, я считал и все еще считаю, что в этом уникальном случае было бы уместно принять в расчет и общественный интерес, необходимость соединить заново разъединенные части общества, а также влияние этого события и этого судебного процесса на солдат ЦАХАЛа, на молодежь, готовящуюся к призыву в армию. Даже в такой момент мы не должны забывать, что речь идет об отличнике службы с одной стороны и о террористе, пришедшем, чтобы убивать, с другой».

Министр просвещения,  председатель религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет заявил в беседе с матерью Эльора Азарии: «Я сожалею о решении отвергнуть прошение Эльора о помиловании. Передайте Эльору и Чарли (отец Эльора Азарии – В.Ч.) мою глубокую симпатию. У нас нет другого государства и нам нельзя отчаиваться. Сейчас надо смотреть вперед. Мы обязаны поднять голову и быть сильными».

Министр культуры и спорта Мири Регев (Ликуд): «У президента была возможность реализовать самым подобающим образом институт помилования. Очень прискорбно, что президент Ривлин капитулировал перед недостойным давлением (имеется в виду: давлением со стороны левых партий и их сторонников в СМИ и в судебных органах – В.Ч.) и тоже предпочел бросить Эльора на произвол судьбы. (…) Институт помилования предназначен именно для таких случаев – чтобы преодолеть разрыв между официальным законом и чувством справедливости и настроениями широкой общественности. У президента была возможность дать понять солдатам, что даже если они ошибаются, они предстанут перед дисциплинарным судом, но не будут брошены на произвол судьбы. Эльор не должен сидеть в тюрьме ни единого дополнительного дня. Я сказала в самом начале и скажу снова: Вся эта сага должна была проводиться в рамках дисциплинарного процесса в армии, а не на уровне уголовного дела. Очень жаль, что президент не закончил этой саги сегодня».

Заместительница министра иностранных дел Ципи Хотовели (Ликуд): «Мне очень жаль, что президент отверг просьбу о помиловании Эльора Азарии. Подобало бы дать помилование Эльору, который действовал в непростых условиях в ходе инцидента, когда террорист совершил нападение».

Министр связи Аюб Кара (Ликуд) опубликовал на своей странице в фейсбуке заявление следующего содержания: «Я очень уважаю президента государства и сам институт президентства, однако в данном случае я совершенно не согласен с президентом. Эльор – не совершал убийства на националистической почве; он солдат национальной армии, который действовал в условиях кровавого террористического акта. Я очень сожалею о решении президента отвергнуть прошение о помиловании бойца Эльора Азарии. Семья Азария достаточно настрадалась и достаточно заплатила за это своим здоровьем. Пришло время для милосердия, пришло время раз и навсегда закончить это дело и вернуть Эльора к его любящей семье, и чем раньше, тем лучше…»

Заместительница председателя Кнессета депутат Нава Бокер (Ликуд): «Президент проигнорировал чудовищный показательный процесс, устроенный солдату. Он проигнорировал продолжительный срок предварительного заключения, который возмутительным образом не был засчитан в срок заключения, и самое главное – он проигнорировал тот факт, что Эльор действовал в рамках своей должности в Армии обороны Израиля. Даже если он ошибся, мы не должны бросать наших солдат на произвол судьбы на поле боя. Это именно то, что сделал сегодня президент Государства Израиль. Жаль, что он не осознал, что Эльор и его семья уже заплатили тяжелую цену».

Председатель правящей коалиции депутат Давид Битан: «Это решение президента было заранее ожидаемым. Это была возможность для президента присоединиться к воле народа, поднять мораль солдат и молодежи, которой предстоит мобилизоваться в армию. Тот факт, что начальник Генерального штаба сократил срок заключения на четыре месяца, это не довод, поскольку Эльор Азария не должен был сидеть в тюрьме ни единого дня. Интересно, что президент по делу своего друга Ольмерта (имеется в виду бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, который был приговорен в феврале 2016 года к 18 месяцам тюремного заключения за взяточничество. Президент Реувен Ривлин удовлетворил его прошение о помиловании, и 2 юля 2017 года он вышел на свободу – В.Ч.) он проявил милосердие в то время, как в отношении Эльора Азарии он так не поступил, несмотря на то, что Эльор Азария заслуживал этого».

Пожалуй, самым резким из всех правых политиков, подвергших критике упомянутое решение президента Реувена Ривалина, был депутат Кнессета Орен Хазан (Ликуд), который напрямую призвал президента уйти в отставку: «Ривлин, ты потерял легитимацию и не можешь оставаться президентом государства! Твой долг – хранить единство, а твое единственное полномочие – предоставлять помилование, однако в случае Азарии ты допустил непростительную ошибку. Ты упустил классическую возможность объединить народ, а вместо этого предпочел заниматься поеданием пончиков и фотографиями из своего частного архива. Руби (уменьшительная форма имени Реувен – В.Ч.), ты ошибся! Положи ключи на стол и уходи домой!»

Как уже было сказано выше, в отличие от правых, левые израильские политики единодушно поддержали решение президента Реувена Ривлина отвергнуть прошение о помиловании Эльора Азарии. Приведем несколько примеров:

Депутат Кнессета Эяль Бен-Реувен («Сионистский лагерь»): «Президент поддержал решение суда и соображения начальника Генерального штаба. Это решение важно для ценностей ЦАХАЛа и ценностей израильского общества в целом».

Депутат Кнессета Омер Бар-Лев («Сионистский лагерь»): «еще не потеряна наша надежда, пока (цитата из национального гимна Израиля – В.Ч.) у Государства Израиль есть такой президент. Путь к преодолению раскола в израильском обществе состоит в том, чтобы поддержать начальника Генерального штаба, символизирующего широкий общенациональный консенсус, а не противоположные настроения, подрывающие ценности ЦАХАЛа и консенсус вокруг него». Справедливости ради, надо отметить, что нынешний начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот – один из наиболее непопулярных в израильском обществе военачальников, когда-либо занимавших этот пост. В частности острой критике подвергается его пренебрежительное отношение к религиозным предписаниям иудаизма, а в особенности — внедрение практики совместной службы юношей и девушек в боевых частях, которая, по мнению многих, является уступкой давлению феминистского и антирелигиозного лобби, наносящей ущерб боеспособности ЦАХАЛа.

Тот факт, что большинство израильтян не считают Эльора Азарию заслуживающим тюремного заключения, косвенным образом признал депутат Кнессета Офер Шелах, председатель парламентской фракции находящейся в оппозиции центристской партии «Еш атид», возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом. «Я поддерживаю президента перед лицом потоков яда, которые ожидаются в связи с его решением отвергнуть прошение о помиловании Эльора Азарии, — сказал он, — Президент еще раз решил быть человеком в месте, в котором мало людей (перефразировка высказывания  талмудического мудреца рабби Гилеля, «Пикей авот», 2, 5 – В.Ч.). Он мог заработать популярность, но предпочел укрепить фундамент силы ЦАХАЛа и израильского общества». Таким образом, из слов депутат Офера Шелах как бы следует, что те, кто настаивает на том, что Эльор Азария должен быть освобожден, не ведут себя, как подобает людям.

Так или иначе, упомянутое решение президента Реувена Ривлина вызвало настоящую бурю негодования среди граждан Израиля. Израильские социальные сети на иврите, русском и английском полны самой беспощадной критики в его адрес. Тот факт, что в прошлом Реувен Ривлин был на протяжении всей своей многолетней политической карьеры членом Ликуда, заставил многих воспринимать его в качестве предателя, перекинувшегося на сторону левых и арабов. Именно таким образом следует понимать тот факт, что в сети появились изготовленные при помощи фотошопа портреты президента Израиля в традиционном арабском головном уборе – «кафие». В этой связи уже в понедельник утром целый ряд израильских политиков, как правых, так и левых, выступил в защиту президента Реувена Ривлина.

Министр транспорта и разведки Исраэль Кац (Ликуд) сделал заявление следующего содержания: «Я верю, что надо было дать возможность Эльору Азарии вернуться домой и дать ему помилование. Президент государства подумал и решил иначе в силу своих полномочий и своего понимания. (…) В демократическом государстве позволено не соглашаться и критиковать, однако все личные нападки и ожесточенное подстрекательство против президента — это позор и пересечение красной черты. Следует немедленно прекратить их».

Его поддержал сопредседатель пропоселенческого парламентского лобби «Эрец-Исраэль», депутат Кнессета Иоав Киш (Ликуд), заявивший, что «следует уважать решение президента государства относительно прошения о помиловании Эльора Азарии. Это его полномочия, и перед ним была вся необходимая информация. Можно думать иначе, но все бури негодования вокруг этого дела излишне и только вредят».

Откликнулся и председатель Кнессета депутат Юлий Эдельшейн (Ликуд): «У всех есть право на выражение своего мнения, но между этим и тем, чтобы изображать президента в кафие или премьер-министра под виселицей – огромное расстояние». Следует пояснить, что, говоря о «премьер-министре под виселицей», председатель Кнессета имел в виду появившуюся недавно листовку радикально-левого движения «Бецелем», на которой премьер-министр Биньямин Нетаньяху был изображено на фоне виселицы.

Достаточно типичной для левых политиков стала реакция на нападки в адрес президента Реувена Ривлина, которая последовала со стороны депутата Кнессета Амира Переца («Сионистский лагерь»), попытавшегося переложить ответственность за напряженность, возникшую вокруг дела Эльора Азарии, на лидера Ликуда, премьер-министра Биньямина Нетаньяху. «Это экзамен для премьер-министра (…) он должен остановить подстрекательство против президента, потому что переход от беснования в социальных сетях к насилию на городских площадях происходит очень быстро. (…) Именно это тот момент, когда премьер-министр должен выполнить свои обязанности и прекратить подрыв позиций тех, кто стоит на страже основ демократии, а также прекратить нарушения всех общественных норм», — заявил Амир Перец.

В связи с выступлениями такого рода со стороны представителей оппозиции премьер-министр сделал в понедельник краткое заявление на заседании парламентской фракции Ликуда. «В демократическом государстве можно критиковать каждого, и не всякая критика это подстрекательство, — сказал Биньямин Нетаньяху и подчеркнул, что он имеет в виду «деловую критику, без кафий, без виселицы, без статуй (в свое время левые радикалы изготовили в качестве формы протеста покрашенную золотой краской статую Биньямина Нетаньяху – В.Ч.) и без нацистской формы, в которой нас всех изображали. Это не годится, когда это касается президент или любого другого общественного деятеля. Нельзя характеризовать деловую критику справа в качестве подстрекательства, а слева – как свободу слова. Равный подход, бескомпромиссный и деловой, вот, что такое свобода слова. (…) Мой подход к вопросу о помиловании (Эльора Азарии – В.Ч.) известен. Я призывал к помилованию с самого первого дня, и мое мнение не изменилось».

Подводя итог, нельзя не сделать вывода о том, что решение президента Реувена Ривлина отклонить прошение Эльора Азарии о помиловании будет способствовать дальнейшему падению и без того невысокого в последние десятилетия авторитета института президентства в Израиле. Престиж института израильского президентства стал падать после того, как вместо крупных ученых (такими были химик Хаим Вейцман, историк Ицхак Бен-Цви, историк и поэт Залман Шазар, биофизик Эфраим Кацир, фольклорист и писатель Ицхак Навон, занимавшие пост президента Израиля с 1948 по 1983 год), которые первоначально избирались на эту высшую представительскую должность в еврейском государстве, на нее стали избираться сперва отставные генералы (такими были бывший начальник военной разведки генерал-майор Хаим Герцог и бывший командующий ВВС генерал-майор Эзер Вейцман, занимавшие этот пост с 1983 по 2000 год), а затем и просто партийные функционеры (к их числу относятся Моше Кацав, Шимон Перес и Реувен Ривлин), ни в чем, кроме политики, себя не проявившие.

52.29MB | MySQL:103 | 0,460sec