Ирак: кризисные явления в экономике, как следствие существующей политической модели государства

В последнее время, ряд экономических обозревателей в Ираке, вновь обращается к анализу структурных проблем национальной экономики. Дело в том, что, несмотря на все предпринимаемые усилия по выкраиванию бюджета, завершение активной фазы боевых действий против террористов и купирование проблемы Иракского Курдистана, макроэкономические показатели позволяют предположить, что даже когда, все упомянутые проблемы уйдут, экономическая ситуация в стране так и останется неустойчивой. По мнению ряда иракских предпринимателей, проблема состоит в несовершенстве законов, недостаточно защищающих местных производителей, не могущих на равных состязаться с импортными товарами. И как одно из решений им видится введение пошлин на те товары, у которых имеются местные аналоги, то есть, старый добрый протекционизм, плохо укладывающийся в парадигмы свободного рынка, но, регулярно всеми используемый. Садык Али Хасан, один из ведущих иракских экономистов усматривает рост конкурентной борьбы между импортными и местными товарами и проигрыш последних, в итоге, как прямое следствие «недостатка опыта у отечественных производителей, сталкивающегося с профессионалами мировой конкуренции».

По мнению эксперта, иракскую экономику «лихорадит», даже те компании, которые относятся к государственному сектору, большинство из которых либо убыточны, либо еле-еле сводят концы с концами, зарабатывая на жалование собственным служащим. В лучшем случае. Дело усугубляется «отсутствием планирования, системного подхода к развитию экономики и к опоре на нефтяной сектор», — считает С. А. Хасан.

В качестве примера иракский экономист приводит следующие цифры: в 2000 году в стране насчитывалось свыше 77 176 малых предприятий, на которых работало 250 тысяч человек. После 2003 года их количество сократилось до 10 тысяч, а рабочих – до 36 тысяч человек. Что касается среднего бизнеса, то до 2003 г. таких предприятий было 176, а после известных событий, то есть «восстановления демократии и прав человека и свержения тирании», их стало на сто меньше, где было занято всего 13 тысяч человек. Последовавшее открытие иракского рынка для широкого импорта иностранных товаров привело к главному явлению – повсеместному ценовому демпингу со стороны иностранцев, старавшихся захватить привлекательный и растущий рынок товаров и услуг Ирака. Для местного производителя и трудовых ресурсов это значило крах и незатейливый выбор: либо наниматься на неквалифицированную работу, либо, что предпочитает большинство молодых иракцев, иммигрировать в поисках лучшей доли и более высокооплачиваемой работы.

Позволим себе в этой связи несколько замечаний. Чего-чего, а отсутствия планирования в Ираке нами не отмечено. Целое министерство занимается им и весьма преуспело на этом поприще. Во-вторых, что касается демпинга цен, то за последние два года власти в лице Министерства финансов и таможенных органов достаточно успешно борются с ним, во всяком случае, в отношении сельскохозяйственной продукции, тех же томатов и картофеля. И, в-ретьих, несовершенство законов тут не причем. Проблема иракской экономики состоит в проблеме иракской государственности как таковой. Уничтожив с помощью США прежний режим и разрушив, десятилетиями выстраивавшиеся межуровневые связи, отвечавшие территориальным, отраслевым, клановым интересам, новая политическая власть, являющая собой конгломерат различных сил и интересов продолжила эксплуатировать прежнюю экономическую систему, но, без сотен прежних классных управленцев, лишившуюся отдельных производств и, даже, отраслей, уничтоженных в ходе двух войн и десятилетия санкций (так, например, случилось с местной фармацевтической промышленностью).

Иными словами, «ртов и голов» стало больше, а рабочих и крестьянских рук, меньше. Что касается импортных товаров, то, да, при Саддаме Хусейне импорт организовывался через Министерство внешней торговли и сеть специализированных торговых центров, чьи здания до сих пор стоят заброшенными в разных частях иракской столицы, но он не мешал местному производителю, более того, иракские одежду, текстиль и мебель, овощи и фрукты, табачные изделия и молочную продукцию можно было встретить по всему Персидскому заливу, и даже, в Советском Союзе. Очевидно, что проблемы не в импорте и не в демпинге, а в управленческой системе, которая в настоящее время ориентирована исключительно на обеспечение интересов самих управленцев, чье число, повторимся, резко возросло, по сравнению с Ираком конца 1990-х годов.

Несмотря на структурные проблемы и кризис системы управления, отдельные сегменты иракской экономики демонстрируют неплохие показатели.

Характерным примером грамотного экономического маневрирования и отраслевого развития является деятельность Министерства нефти, возглавляемого энергичным Д.аль-Луэйби (к слову, выходцу из прежних «саддамовских» управленцев и настоящего технократа, о роли которых так любят рассуждать в иракском парламенте). Так, на днях объявлено о скором начале экспортных поставок иракского газа в Кувейт в объеме порядка 50 млн куб. футов в сутки.  Ассам аль-Марзук, министр нефти и электричества Кувейта подтвердил журналистам издания «Ас-Сабах аль-Джадид», что переговоры вышли на завершающую стадию. Газ в Кувейт будет поставляться с месторождения Румейла в провинции Басра, и второй этап развития проект предусматривает увеличение объема поставок до 200 миллионов кубических футов в сутки.

Д.аль-Луэйби рассказал о завершении совместной технической комиссией обсуждения всех основных моментов проекта. В апреле 2016 года министр нефти объявил о планах министерства довести производство газа в Ираке к 2018 году до 1 700 млн куб. футов газа в рамках мероприятий по сокращению сжигания попутного газа в факельных установках.

Пример деятельности Д.аль-Луэйби, его коллеги, министра транспорта, подтверждает старую истину: там, где есть хозяин, дела идут. Там, где вместо хозяина имеет место быть парламентская болтовня, замешанная на партийной конъюнктуре и политической конкуренции плюс тотальном лоббировании всего, и вся за соответствующее вознаграждение – то есть все «прелести» нынешнего государственного управления в Ираке, там экономистам только и остается, что сетовать на «несовершенство законов и козни конкурентов из-за границы».

52.2MB | MySQL:103 | 0,461sec