Размышления по итогам трехстороннего саммита в Сочи по Сирии

Турция в настоящее время не контактирует с властями Сирии, однако остается открытой для возможных политических контактов. С таким утверждением выступил в пятницу президент Р.Т.Эрдоган перед журналистами по возвращении с саммита в Сочи, его слова приводит телеканал «Хабер тюрк». «Что бы ни случилось завтра, все зависит от обстоятельств, — сказал он, отвечая на вопрос журналиста о возможности установления контактов между Анкарой и Дамаском. — Двери политики до последнего момента остаются открытыми». При этом турецкий президент отметил, что «на данный момент каких-либо контактов с Дамаском не предвидится». 22 ноября лидеры России, Ирана и Турции Владимир Путин, Хасан Роухани и Реджеп Тайип Эрдоган провели встречу в Сочи, на которой заявили о существенных успехах в совместной борьбе с терроризмом в Сирии и начале качественно нового этапа в урегулировании кризиса в этой стране. Следующим шагом в этом процессе должно стать проведение в Сочи Конгресса национального диалога Сирии. Дата его проведения пока не назначена. Турция не возражает против участия курдов в поиске решения сирийского кризиса и привлечения их к Конгрессу национального диалога, но предупреждает об опасности курдских террористических организаций. Об этом сказал в четверг на конференции в Ассоциации иностранной прессы в Италии министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «В первую очередь нужно разделять «Силы народной самообороны» (СНС, боевое крыло партии сирийских курдов «Демократический союз», считающееся в Турции террористической организацией — прим. ТАСС) от сирийских курдов. Ошибка полагать, что СНС единственная представляет курдов. Нам необходимо отделять террористические организации от других», — сказал министр, отвечая на вопрос ТАСС о перспективах поиска согласия о курдском участии в сирийских переговорах.

«Существует большое число курдских групп, которые представляют большинство сирийских курдов, — отметил он. — Террористические организации не должны участвовать в Конгрессе национального диалога [Сирии]. Они выступают не за единство страны, а за ее разделение». «Общенациональный диалог должен быть максимально всеобъемлющим и включать курдов, шиитов, суннитов, христиан, туркменов, но не террористов», — сказал Чавушоглу. Если отбросить все дипломатические условности (коих, скажем прямо, не так уж и много. Турки декларируют свою позицию по прошедшим в Сочи переговорам в принципе довольно прямо), то в сухом остатке мы имеем в общем-то неудачу. Мы не берем сейчас дипломатическую оценку ситуации: для любых дипломатов процесс порой важнее цели. Мы сейчас рассматриваем практическую реализацию тех моментов, которые важны для Москвы в рамках организации этих консультаций. Рискнем предположить, что изначально предполагалось не только разрешить с Анкарой вопрос разделения сил мониторинговых миссий в зоне деэскалации в Идлибе,  будущие действия сторон по вопросу курдского кантона Африн (турки настаивают если не на  его кардинальной зачистке, то, по крайней мере, на значительном присутствии в этом районе своих миссий и разоружении курдских отрядов  в нем),  но и качественный состав делегатов на Конгрессе сирийского национального диалогаи круг обсуждаемых там вопросов. При этом президент РФ В.В.Путин прикладывал  к организации этого саммита титанические усилия: на него делалась большая ставка в рамках обозначения начала процесса  мирного урегулирования вооруженного конфликта. Причем без американцев и европейцев. «Камнем преткновения» стал прежде всего курдский вопрос, разногласия по нему в принципе «повалили» все остальные проекты решений.  Странно, что российские внешнеполитические ведомства не предсказали такой расклад: если турки вошли по вопросу курдов из ДС в клинч с американцами, то ожидать, что они поменяют свою позицию в связи с просьбами из Москвы, было  наивно. Если проще, то Анкара категорически против присутствия на Конгрессе представителей ДС в качестве самостоятельной силы и делегации. Причем всех остальных участников процесса удалось по этому вопросу уговорить. И иранцев, и специально приглашенного в Сочи на предварительные консультации президента Сирии Б.Асада. При этом рискнем предположить, что в данном случае сирийской президент разыграл очень неплохую комбинацию и убил одним выстрелом двух зайцев. Он прекрасно знал непримиримую позицию Р.Т.Эрдогана по курдскому вопросу (кого -кого, а своего бывшего «турецкого брата» он знает получше многих), и в этой связи он мог обещать своему российскому коллеге практически все, даже имея  кардинально противоположное мнение.  Ровно по той причине, что участие курдов в качестве самостоятельной делегации на предстоящем Конгрессе, а перспективе — и в астанинском формате, будет однозначно заблокирован турками, и вся вина в этом случае автоматически ложиться на них.  То есть, по принципу: «я то за, а вот они против». Но в свою очередь приглашение Б.Асада в Сочи для консультаций четко обозначило, что Москва не рассматривает никаких иных кандидатур на должность сирийского президента. И это также вызвало раздражение Анкары и лично Р.Т.Эрдогана, о чем и свидетельствует его  вышеприведенное заявление. Ровно об этих рисках мы сообщали две недели назад, но российские внешнеполитические ведомства упорно старались протолкнуть ДС в качестве самостоятельного игрока на предстоящий Конгресс. Понятно, что в данном случае имелся ввиду тот момент, что без курдов говорить о реальном общенародном представительстве на этом форуме будет сложно. И правильно, но вопрос сейчас не в представительстве. Как будто остальные оппозиционеры на нем присутствуют в полной мере: где просаудовсккие группы и полевые командиры? Эр-Рияд сейчас начинает свою собственную игру путем объединения всех групп оппозиции с целью выступить единым фронтом на консультациях с Дамаском. И ради этого он даже отправил в отставку наиболее «непримиримых» во главе с главой оппозиционного ВКП Риядом  Хиджабом.   Участники встречи сирийской оппозиции в Эр-Рияде согласовали в четверг новый расширенный состав Высшего комитета по переговорам (ВКП).   По его информации, в состав переговорного органа войдут 10 членов Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), 6 функционеров Национального координационного комитета (НКК, ведущая группировка внутренней оппозиции), по 4 делегата от «московской» и «каирской» платформ, 10 представителей вооруженных группировок и 15 независимых делегатов. При этом позиция «московской» группы в отношении своего участия так  до конца и не определена, но она там музыку не заказывает, а значит ее позиция по этому вопросу вторична. Есть все основания полагать, что ее приглашение в Эр-Рияд было сделано исключительно формально в рамках уступки Москве в обмен за ее поддержку всего этого объединительного тренда в целом.  Конференция «Эр-Рияд-2» с участием основных групп сирийской оппозиции начала свою работу в среду, к вечеру четверга было принято итоговое коммюнике. В нем содержится, в частности, призыв к началу прямых переговоров с Дамаском в рамках женевского формата под эгидой ООН. Среди основных положений документа требование ухода президента Сирии Башара Асада, критика роли Ирана в сирийском конфликте. В эр-риядской встрече принимало участие около 140 делегатов: 22 из них представляют НКОРС, 21 — вооруженные формирования, 14 — НКК, 10 — «каирскую» платформу, еще порядка 70 участников имеют статус независимых делегатов. Внушительно. То есть, если говорить прямо, КСА дают очень четкий ответ по своему неприятию любых идей любых конгрессов, и формируют адекватный ответ. А он заключается в попытке создать под своей эгидой общий блок оппозиции (и разгром главного конкурента в лице «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) этому процессу дал дополнительный стимул) с его позиционированием в женевском формате (и не в каком ином) как единственной силы, которая представляет сирийскую оппозицию. И такие переговоры возможны, говорят нам из Эр-Рияда, но при двух условиях: уход лично Б.Асада и вывод иранцев из страны. И то, и другое неприемлемо в принципе, и в связи с этим о прогрессе в Женеве можно забыть, не начиная даже новых консультаций. Но альтернативный всем российским усилиям блок создан, и это самое в данной ситуации неприятное. В этой связи непонятно, чем руководствовался российский МИД, когда выражал всяческое одобрение этим попыткам Эр-Рияда создать под своей эгидой общую делегацию оппозиции. Рискнем высказать суждение, что формирование любого альтернативного от российских усилий единого блока оппозиции и ее позиционирование в качестве единственной силы в рамках будущего политического обустройства Сирии не отвечают стратегическим и тактическим интересам Москвы.

И все это происходит на фоне провала аналогичных российских инициатив. Или по крайней мере, их «подвешивания». Это говорит, что общий алгоритм действий в конкретный  период времени был выбран неверно. Вопрос сейчас в том, что такого рода Конгрессы сейчас сильно преждевременны просто в принципе.   По той причине, что кого бы мы не приглашали сейчас на этот форум, никакой реальной отдачи от него  не будет. Будет «голый» по результатам и дорогостоящий для российского бюджета «выхлоп». Просто ситуация для этого еще окончательно не устаканилась в самой Сирии. Особенно в формате обсуждения будущей конституции, что снова пытались сделать центральным пунктом работы это форума. То есть в очередной раз наступили на одни и те же грабли. И в этой связи говорить сейчас надо не о пропагандистской составляющей войны, пытаясь рассказать всем об успехах, а о реальном положении дел. Зачем говорить всем о том, что Дамаск сейчас контролирует 95 процентов сирийской территории? На кого в данном случае расчет? Только на того, кто в общем-то сирийскими событиями интересуется «обще». Понятно, что если рассмотреть карту Сирии, то выходит, что север Сирии — под курдами и протурецкиим группами, очень приличный «карман» ИГ западнее Евфрата по направлению к Пальмире, меньший по размерам, но все-таки оплот ИГ на юге страны. И это не говоря уже о 4-х зонах деэскалации. Во всех этих районах никакого контроля Дамаска нет. И это означает, что в реальности сирийской режим контролирует более или менее уверенно от 50 до 70 процентов территории. И не более того, хорошо бы — не менее. Если мы уж коснулись темы пропаганды, то кто просчитывал репутационные риски от фиаско нынешнего саммита и «подвешивания в воздухе» темы созыва Конгресса национального диалога? Можно не сомневаться, сейчас начнутся разгромные статьи и анализы в «свободной прессе» о попытке Москвы установить мир в Сирии без США и ЕС у нас и за рубежом.

Встает вопрос, а что делать далее? Прежде всего, то, что с успехом делалось ранее: фиксация своего присутствия через лояльные силы в «освобожденных районах» плюс активизация процесса локальных перемирий с конкретными племенами и группами. Необходимо полностью отказаться от глобальности, никакого успеха глобальные проекты примирения просто не принесут сейчас, необходимо запустить реальный процесс примирения «на земле». Только тогда, когда там пойдут устойчивые процессы налаживания мирной жизни различных конфессий и племенных групп по линии вертикальной и горизонтальной  интеграции, можно будет разговаривать о конгрессах. Отставить тему курдов в сторону от обсуждений в аспекте их участия в глобальных переговорных  форматах. Если кто-то думает, что он таким образом оторвет их из-под американской опеки, то ошибается. С ДС есть контакты по различным каналам, и этого на сегодня более, чем достаточно. Понятно, что Москве необходимо иметь курдов «в рукаве» на случай очередных «взбрыков» турецкого президента. Предлагаемый  выше формат  контактов с ними для этой задачи вполне достаточен, тем более, что на уступку туркам в отношении Африна Москва не пошла. И правильно сделала. Курды должны оставаться раздражающим фактором в отношениях между Вашингтоном и Анкарой на долгосрочную перспективу. И более того — стать костью в горле у американцев в рамках их попыток установить взаимопонимание с местными суннитскими племенами на севере страны.  Именно потому, что американцы не просто приняли решение остаться в Сирии надолго. Они начинают там реализацию   проекта создания альтернативного от Дамаска де-факто государственного образования.  Контроль за безопасностью ряда кварталов сирийской Ракки передан местным подразделениям так называемых Внутренних сил безопасности Ракки (ВСБР). Об этом сообщил в распространенном в четверг отчете штаб операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которая проводится в Ираке и Сирии коалицией стран во главе с США с 8 августа 2014 года. Как отмечается в документе, речь идет о кварталах аль-Мишлаб, аль-Джазра и аль-Таяр. ВСБР состоит из местного ополчения и полевых командиров, которые были назначены городским советом Ракки. Бойцы этих подразделений, отмечается в заявлении, будут следить за тем, чтобы в кварталах вновь не появлялись боевики «Исламского государства», а также в целом контролировать ситуацию там. Насчет Сторонников ИГ — сомневаемся, поскольку многие из этих  боевиков ВСБР еще недавно воевали в составе этой группировки. Предполагается, что так называемые «Силы демократической Сирии» (СДС) будут передавать контроль и за другими секторами Ракки по мере вербовки и подготовки большего числа членов ВСБР.  Вот это самый основной вопрос, поскольку в идеале это означает, что курды будут уходить с занятых ими сейчас «суннитских территорий» добровольно. Это будет означать по факту создание восточнее Евфрата независимого фактически от Дамаска суннитского анклава, который будет представлять перманентный очаг фронды. Если Москва согласна на такой вариант раздела Сирии, то это один момент, и непонятно — зачем с таким упорством протаскивались курды из ДС на предполагаемый Конгресс. Если этот вариант Москву не устраивает, то необходимо всячески стимулировать противостояние между курдами и суннитскими племенами, поскольку умиротворение по американским лекалам восточнее Евфрата в очень скорой перспективе означает возобновлении войны западнее его.

52.26MB | MySQL:103 | 0,516sec