Реализация соглашения о примирении между ФАТХОм и ХАМАСом на грани срыва

Согласно соглашению о примирении между ФАТХом и ХАМАСом, передача полномочий гражданского управления возглавляемой лидером ФАТХа Махмудом Аббасом (Абу-Мазеном) Палестинской национальной администрации (ПНА) в секторе Газа, который на протяжении десятилетия безраздельно контролирует ХАМАС, должна завершиться до конца текущей недели. Однако по мере приближения этого установленного соглашением срока он представляется все менее реальным. Разногласия между сторонами по-прежнему очень велики. Достаточно упомянуть о том, что, несмотря на постоянные требования и увещевания со стороны руководства ХАМАСа, Абу-Мазен до сих пор не согласился отменить введенные по его распоряжению весной текущего года экономические санкции против сектора Газа.

Одной из важнейших санкций стало резкое сокращение выплат зарплат из бюджета ПНА государственным служащим сектора Газа, который номинальная продолжает считаться частью ПНА, хотя и ни в коей степени не подчиняется сидящему в Рамалле правительству. Эти санкции стали тяжелейшим ударом по экономике контролируемого ХАМАСом сектора и одновременно одним из важнейших стимулов, подвинувших его на ведение переговоров о примирении с ФАТХом и на подписание соответствующего соглашения при посредничестве и под эгидой Управления общей разведки Египта («Аль-Мухабарат аль-Амма»), во главе которой стоит генерал-майор Халед Фаузи, один из приближенных нынешнего египетского президента фельдмаршала Абель Фаттаха ас-Сиси. Несмотря ни на что, а скорее всего – именно для того, чтобы не ослаблять давление на ХАМАС вплоть до того момента, когда реальная власть в секторе Газа вернется к ПНА, представители ООП не пошли в данном вопросе ни на какие уступки. Во вторник утром они в очередной раз объявили, что экономические санкции против сектора Газа не будут отменены Рамаллой вплоть до того момента, когда все полномочия гражданского управления в секторе не будут возвращены ХАМАСом властям ПНА.

Вероятно, непосредственной причиной, побудившей их сделать такое заявление, стал тот факт, что движение ХАМАС в понедельник в очередной раз заявило, что оно не намерено отказываться от своего вооружения. С точки зрения ФАТХа — это обязательная часть соглашения о примирении между сторонами. Однако вместо того, чтобы обязаться передать силовым структурам ПНА свое оружие, ХАМАС фактически угрожал использовать его для совершения террористических актов против израильтян за пределами сектора Газа, в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Причем упомянутое воинственное и даже провокационное заявление было сделано представителями ХАМАСа в Газе буквально накануне официальной передачи власти ПНА, которая, как ожидалось и как все еще ожидается, должна состояться в ближайшую пятницу.

В центре разногласий между ХАМАСом и ФАТХом находится будущее военного крыла ХАМАСа, именуемого «Бригадами Изз ад-Дин аль-Кассама». Заместитель главы ХАМАСа в секторе Газа Халиль аль-Хия заявил по этому поводу в понедельник в ходе пресс-конференции: «Оружие (исламского – В.Ч.) сопротивления это красная линия, пересечение которой не может обсуждаться. Это оружие будет переправлено на Западный берег для того, чтобы бороться против (израильской – В.Ч.) оккупации. Наше право — оказывать сопротивление оккупации до тех пор, пока она не закончится». Таким образом, ХАМАС ясно дает понять, что с его точки зрения примирение с ФАТХом ни в коей степени не подразумевает признания им еврейского государства и прекращения вооруженной борьбы против него.

Ранее высокопоставленные и хорошо информированные лица, причастные к нынешнему туру проводящихся по-прежнему при посредстве высших офицеров Управления общей разведки Египта переговоров между ХАМАСом и ФАТХом, заявляли, что эти переговоры ведутся «в атмосфере, которую нельзя назвать положительной». Некий пожелавший остаться анонимным высокопоставленный представитель руководства ПНА на переговорах даже был процитирован по этому поводу в палестинских СМИ. Он в частности сказал: «Напряженность и недоверие между сторонами затрудняют достижение договоренностей и соглашений по центральным темам, а также по вопросу обеспечения безопасности в Газе».

Следует напомнить о том, что ХАМАС установил свой полный военный и гражданский контроль над сектором Газа в 2007 году, совершив вооруженный переворот против существовавших там властных структур ПНА, подчинявшихся контролируемому ФАТХом правительству  в Рамалле. За прошедшее с тех пор десятилетие ХАМАС фактически создал в секторе Газа самостоятельное государственное образование, получавшее, тем не менее, значительную финансовую подпитку из Рамаллы. Руководство ПНА шло на это из соображений престижа, для того, чтобы сохранить хотя бы видимость того, что сектор Газа продолжает оставаться частью ПНА. Лишь весной нынешнего года, как уже было сказано выше, Абу-Мазен решил изменить политику ПНА в отношении Газы и ввел экономические санкции против мятежного сектора.

Следует особо отметить, что до сих пор США и Израиль заявляли и продолжают заявлять, что они отвергнут любое соглашение о примирении между ХАМАСом и ФАТХом, реализация которого завершится созданием правительства национального единства в ПНА, в случае, если предварительно ХАМАС не откажется от имеющихся в его распоряжении вооружений. Исходя из этого, руководство ПНА пытается сейчас добиться от ХАМАСа разоружения «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама». Однако следует подчеркнуть, что текст договора об условиях примирения, подписанный представителями ФАТХа и ХАМАСа в Каире в октябре, не включает в себя никакого пункта, в котором было бы конкретно оговорено, какова должна быть дальнейшая судьба «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама» и находящихся в их распоряжении вооружений в свете реализации договора о примирении между ФАТХом и ХАМАСом и предполагаемой передачи власти в секторе Газа представителям контролируемого лидером ФАТХа Абу-Мазеном правительства ПНА.

52.17MB | MySQL:103 | 0,597sec